17 апреля 2018 в 14:32 Общество

Война за пассажира: автовокзалы против BlaBlaCar

Онлайн-сервисы для поиска попутчиков типа BlaBlaCar или BeepCar давно стали нормой для тех, кто много передвигается в пределах области или даже страны. Это быстрее и дешевле, а тот путь, который автобус проделывает за четыре часа, сокращается в полтора раза. С другой стороны, официальные перевозчики пусть и медленнее, но надёжнее, ведь каждый водитель постоянно проходит дополнительную проверку профпригодности, а транспорт – техосмотр.

В итоге между райдшеринговыми сервисами и транспортными компаниями началась негласная война. И если первые её просто не замечают, то вторые несут потери – как экономические, так и «физические»: за счёт сокращения рейсов.

 

Самый транспортный регион

Как сообщили в департаменте транспорта и связи Кемеровской области, Кузбасс – один из немногих регионов, где транспорт общего пользования продолжает работать во всех 20 городах и примерно в 600 населённых пунктах. Автобусы тут доминируют по простой причине: зачастую это единственный способ добраться из пункта А в пункт Б. На долю этого транспорта приходится около 60% перевозок пассажиров в области.

– Если говорить в целом, то Кузбасс имеет самую развитую сеть пассажирского сообщения в Сибири. Тем не менее, в последнее время во многих государственных пассажирских автотранспортных предприятиях Кемеровской области сложилась напряжённая экономическая ситуация, вызванная снижением доходной составляющей от перевозочной деятельности, – рассказывыает «Газете Кемерова» генеральный директор «Кузбасспассажиравтотранс» Виктор Целищев. – Одной из причин невыполнения плана по доходам является падение объёмов перевозок, в то время, когда на рынке транспортных услуг приобрели массовый характер перевозки пассажиров нелегальными перевозчиками индивидуального легкового автомобильного транспорта. Не секрет, что по всей стране огромную популярность приобрели сайты попутчиков ВlаВlаСаг, ВеерСаr и другие, которые незаконно вошли в сектор рынка пассажирских перевозок.

О BlaBlaCar в Кузбассе узнали примерно в 2014 году. Этот же год считается отправной точкой «тяжёлого времени» для автовокзалов и автостанций. За три года количество пассажиров, пользующихся услугами официальных перевозчиков, снизилось на 12% по области – с 492 тысяч человек до 432 тысяч. Кемерово пострадал меньше: снижение составило 8%. Но в нашем городе люди стали гораздо реже ездить межрегиональным рейсами: сразу после того, как появилась альтернатива.

В отдельных населённых пунктах снижение достигло 20%. По словам Виктора Целищева, если такая тенденция сохранится, то возникнет вопрос о целесообразности и рейсов, и автостанций в целом. Проще говоря, их могут закрыть.

 

Фантомная конкуренция

В 2017 году студенты КузГТУ провели мониторинг сервисов поиска онлайн-попутчиков и выяснили, что ежедневно по маршруту «Кемерово-Новосибирск» выезжает около 40 автомобилей, которые перевозят в среднем сто пассажиров. Это примерно два междугородних автобуса.

– Билеты стоили 300-400 рублей, в то время как на Кемеровском автовокзале – 720 рублей. Демпингуя на стоимости проезда, перевозчики через интернет-платформы создали нездоровую конкуренцию пассажирскому транспорту общего пользования, что привело к оттоку пассажиропотока. Это подрывает деятельность автовокзалов и действующих перевозчиков, работающих в сфере регулярных пассажирских перевозок, – возмущается Целищев. – Официальные перевозчики годами «накатывали» маршруты, корректировали расписания движения автобусов с учётом всех удобств, «нарабатывали» постоянных пассажиров, и вдруг появляется ВlаВlаСаг, который своим сервисом вводит в заблуждение потенциальных пассажиров и, конечно же, тарифами, уменьшая долю тех, кто пользуется на протяжении многих лет услугами автовокзалов и официальных перевозчиков.

Однако у представителей BlaBlaCar другой взгляд на ситуацию. По их словам, они никогда не испытывали проблем с официальными перевозчиками, а условная конкуренция лишь даёт стимул развиваться и предлагать что-то новое.

Фото: Война за пассажира: автовокзалы против BlaBlaCar 1

– Ни в одной из 22 стран, в которых мы присутствуем, у нас нет проблем с автовокзалами. Райдшеринг прекрасно дополняет автобусные перевозки, стимулирует автобусные компании устанавливать разумную стоимость за свои услуги, повышать качество обслуживания, думать о комфорте пассажиров. Конкуренция всегда идёт на пользу конечному потребителю, то есть, простым гражданам. Государство это видит и поэтому поддерживает нашу работу, – объясняет «Газете Кемерова» руководитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко. – Ещё очень важно, что сервис формирует новые связи между населёнными пунктами, которые никак не были соединены между собой раньше, кроме как неудобными и утомительными маршрутами с пересадками. Простым людям и государству райдшеринговые сервисы несут только благо и ничего больше.

По идее, сервисы поиска попутчиков помогают избавиться от свободного места в автомобиле. К примеру, в Европе 76% всех пассажирских поездок происходит на частных автомобилях, при этом их средняя заполняемость составляет 1,7 человека на салон. То есть, три места в стандартном седане едут пустыми. Водитель просто возит воздух из одного города в другой. По мнению Алексея Лазоренко, в этом нет разумности, а людям не нужно столько машин. Чрезмерное количество автомобилей создаёт на дорогах пробки, негативно влияет на окружающую среду за счёт гигантских выбросов вредных веществ в атмосферу, увеличивает нагрузку на дорожное полотно, которое быстрее изнашивается и постоянно требует ремонта – на этом минусы не заканчиваются.

BlaBlaCar частично решает эти проблемы. Средняя заполняемость машины BlaBlaCar – 2,8 человека на салон. Благодаря этому некоторые люди отказываются от своих автомобилей, объединяются в группы и более простым и удобным способом ездят между городами.

– Более того, благодаря райдшерингу люди начинают чаще ездить между городами, а значит, чаще видеть своих родных и близких. То есть мы влияем на мобильность населения, которая напрямую влияет на экономическую активность в регионе, – подытоживает Лазоренко.

 

Неограниченные траты ограниченного бюджета

Снижение цен на транспортные услуги – цель достойная, но утопическая. Сегодня в Кемеровской области работают 9 автовокзалов и 17 автостанций, из которых только пять окупают себя: это Кемеровский, Новокузнецкий и Ленинск-Кузнецкий автовокзалы, Промышленновская и Топкинская автостанции. Остальные работают в убыток.

Все они являются подразделениями «Кузбасспассажиравтотранса», основной доход которого – продажа билетов. Именно с них платят зарплату персоналу и содержат автовокзалы. Однако цены на коммунальные услуги, связь, охрану только растут – как следствие, экономическая ситуация усугубляется. При этом никаких других источников финансирования на покрытие убытков и дополнительных затрат у «Кузбасспассажиравтотранса» нет.

– Затраты филиалов учреждения на обслуживание пассажиров практически не отличаются от автопредприятий, несмотря на инфляционные процессы и продолжающийся рост затрат на их содержание. При этом пассажиропоток с каждым годом имеет тенденцию к снижению, – с сожалением говорит Виктор Целищев.

Чтобы исправить ситуацию, недостаточно просто поднять цены на билеты в два раза – во-первых, этого не позволят власти региона, а, во-вторых, отток пассажиров только увеличится. Сейчас и так установлена минимально возможная стоимость билетов для того, чтобы все автовокзалы и автостанции продолжали работать.

Для этого «Кузбасспассажиравтотрансу» приходится прибегать к другим мерам: к примеру, сокращать количество рейсов в пригородном и междугородном сообщениях. Только на кемеровском автовокзале за последние четыре года исключили из расписания почти 2300 рейсов в междугородном сообщении и почти 4600 рейсов - в пригородном. Сокращение рейсов ведёт и к сокращению персонала: таким образом удаётся экономить бюджет.

Кроме этого каждый автовокзал и каждая автостанция должны соответствовать требованиям приказа Минтранса РФ от 29 декабря 2015 г. № 387 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций». Это необходимое количество касс в зависимости от пассажиропотока, залы ожидания, комнаты матери и ребёнка, туалеты, комнаты отдыха водителей, камеры хранения багажа, пункты общественного питания и так далее. К этому можно добавить наличие на автовокзалах и автостанциях перронов для высадки и посадки пассажиров.

– К сожалению, владельцы сервиса пренебрегают этими требованиями и не выполняют Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российском Федерации», – рассуждает Целищев. – Таким образом, незаконное внедрение индивидуальных перевозчиков в маршрутную сеть, их коммерческая деятельность, вносит дезорганизацию в работу пассажирского автомобильного транспорта, значительно усугубляет финансовое положение автотранспортных предприятий, приводит к существенному отгоку пассажиропотока, и, соответственно, к снижению экономических показателей работы регулярных междугородных и пригородных маршрутов. Естественно, по этим причинам также снижаются финансовые результаты филиалов учреждения – автовокзалов и автостанций.

Транспортная безопасность и антитеррористическая защита объектов транспортной инфраструктуры тоже лежит на плечах самих учреждений. Это и затраты на физическую охрану объектов, и услуги экстренного вызова полиции, и выполнение строительно-монтажных работ по установке ограждения перевозочного сектора,  и обслуживание системы контроля управления доступом, системы видеонаблюдения, рамок металлодетектора, автоматических регулируемых шлагбаумов, содержание КПП – и так далее, и тому подобное.

Конечно, снижение цен на билеты возможно, но это – долгая и кропотливая работа, которая приведёт к полной реорганизации государственных пассажирских автотранспортных предприятий.

 

Безопасность и человеческий фактор

В противостоянии между райдшеринговыми сервисами и официальными перевозчиками главный камень преткновения – это безопасность. На автовокзалах и автостанциях регулярно проверяют техническое состояние транспорта, а также контролируют здоровье водителей: проводят медицинское освидетельствование, предрейсовые и послерейсовые осмотры. В общем, соблюдают требования транспортного законодательства и безопасности дорожного движения, которые для простого обывателя необязательны.

Также с 2012 года на Кемеровском автовокзале работает система ГЛОНАСС, которая в реальном времени отслеживает более тысячи автобусов, осуществляющих перевозку по области.

И если тут всё строится на конкретных данных, то главная гарантия безопасности сервисов по поиску попутчиков – человеческий фактор.

– Отношения между пользователями базируются, прежде всего, на человеческом доверии. Но не менее важным фактором является система рейтингов и оценок, которые пользователи оставляют друг другу после поездки. То есть, если водитель отказался от поездки без уважительной причины, он может тут же получить негативный комментарий от пассажира, который будет виден в его профиле, и в следующий раз такому человеку будет сложно найти себе попутчиков, – говорит Алексей Лазоренко. – Сервисом пользуется более 60 миллионов человек по всему миру, ежемесячно совершаются миллионы совместных поездок – это является самым красноречивым подтверждением того факта, что такой подход работает и необходимый уровень надёжности обеспечивается. Люди доверяют и помогают друг другу.

Гарантом того, что автомобиль находится в исправном состоянии, является, в первую очередь, государство, которое обязывает каждого автовладельца раз в год проходить техосмотр. Также государство обязано контролировать, чтобы любой автомобиль, который выехал за пределы парковки, был застрахован.

Однако в BlaBlaCar подчёркивают, что о своей безопасности нужно беспокоиться всегда: идёте вы в торговый центр, пользуетесь лифтом или вызываете такси.

– Администрация сервиса контролирует верификацию всех пользователей и в случае необходимости готова предоставить информацию о всех попутчиках в правоохранительные органы, – подчёркивает Лазоренко. – Также со стороны сервиса процесс взаимодействия попутчиков дополнительно контролируется службой поддержки, и все подозрительные или получающие жалобы профили блокируются.

Виктор Целищев с таким подходом не согласен. По его мнению, это никак не поможет стопроцентно гарантировать безопасность пассажиров.

– Одно напрягает и удивляет, что большинство перевозок владельцами личного транспорта осуществляется за пределы Кемеровской области. Это самое уязвимое место для беспрепятственного проезда лиц, находящихся в ориентировках спецслужб и правоохранительных органов, в межрегиональном сообщении. Это грубейшие нарушения Федерального закона 16-ФЗ «О транспортной безопасности», – добавляет Целищев.

Справедливости ради стоит отметить, что паспорт при покупке билетов на межрегиональные рейсы стали требовать всего несколько лет назад: ещё в 2013 билет можно было купить без документа, удостоверяющего личность.

Кроме того от аварии никто не застрахован. В конце февраля в Кузбассе столкнулась фура и пассажирский автобус, в результате чего погибли пять человек и ещё девять пострадали. Полтора года назад на кемеровской трассе произошла ещё одна смертельная авария, унёсшая жизни четверых. Пассажиры оказались попутчиками BlaBlaCar.

Вывод неутешителен и прост: даже соблюдая ПДД, нельзя быть уверенным на сто процентов, что другие участники движения тоже это делают.

Односторонний диалог

В BlaBlaCar уверены, что диалог можно наладить в любой ситуации – в том числе, с властями. Другой вопрос, что сами власти не всегда хотят его налаживать, а видят в потенциальном партнёре конкурента или, хуже того, врага. Поэтому, по мнению «Кузбасспассажиравтотранса», выход тут один: «запретить». К сожалению, это популярный способ решения многих проблем у нас в стране.

– Проблема использования услуг сторонних перевозчиков через различные интернет-сервисы сегодня весьма масштабна не только в нашем регионе, по и по всей России, и развивает теневой сектор экономики. У официальных автопредприятий, автовокзалов и автостанций нет полномочий по контролю за их деятельностью, в том числе, по применению санкций. Данную проблему, по нашему мнению, необходимо решать на государственном уровне, – уверен Виктор Целищев. – По итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 22 сентября 2017, президент утвердил перечень поручений Правительству РФ, одно из которых включает в себя разработку комплекса мер по повышению ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Надеемся, что принятые меры будут направлены на запрет интернет-ресурсов и ужесточение санкций за незаконную перевозку пассажиров.

Подобное мнение носит, скорее, единичный характер, а не повсеместный.

– Мы, как сервис, конструктивный диалог с властью уже ведём. В России мы часто выступаем на различных площадках, в том числе, и наряду с первыми лицами государства. Например, на предстоящем Петербургском международном экономическом форуме мы организуем целую панельную дискуссию с участием представителей индустрии, где собираемся обсуждать вопросы, связанные с экономикой совместного потребления и райдшерингом в частности, – рассуждает Алексей Лазоренко. – При этом мы не считаем, что поездки на автобусах это ретроградство. Скорее даже наоборот, потенциал у этого вида транспорта хороший. Например, во многих европейских странах автобусные компании начали очень быстро расти в последние годы, как только государство либерализовало этот рынок и упростило все процедуры. Сразу же появилось плотная конкуренция, качество услуг существенно выросло, а цены для пассажиров снизились. BlaBlaCar на этом фоне тоже быстро растёт в этих же странах, не отнимая часть рынка, а эффективно дополняя имеющуюся транспортную инфраструктуру. Это говорит о том, что люди становятся более мобильными, позволяют себе чаще совершать междугородние поездки, не нанося серьёзного ущерба своему кошельку.

В Европе сервис действительно стал важной частью инфраструктуры стран и городов. К примеру, недавние забастовки транспортников во Франции вызвали транспортный коллапс в стране, и BlaBlaCar оказался чуть ли не единственным решением проблемы. Всё благодаря тому, что в основе сервиса лежит не громоздкие и дорогие транспортные парки, а миллионы простых людей, которые делятся имеющимися автомобильными ресурсами. Такая человеческая транспортная сеть – очень гибкая и эффективная. Как следствие, правительства многих развитых стран поддерживают райдшеринг и даже строят выделенные полосы для автомобилей с попутчиками.

У «Кузбасспассажиравтотранса» на развитие транспортной инфраструктуры свои планы: по их мнению, стоит развивать маршрутную сеть с привлечением госпредприятий для выполнения дополнительной транспортной работы, но никак не райдшеринговые сервисы.

– Нужно сделать всё возможное и невозможное, чтобы пассажира вернуть на вокзал. Нужно создавать экспресс-рейсы для быстрой доставки пассажиров в пункты назначения, организовывать дополнительные рейсы и маршруты по наиболее пассажирообразующим направлениям. Нужно обеспечить оперативное кассовое обслуживание и реализацию проездных билетов, в том числе, через удалённую продажу на все рейсы и направления, дни недели, – говорит Целищев. – Это своевременное отправление автобусов и контроль за их движением. Это тактичное, вежливое отношение к пассажирам, проявление особого внимания к их запросам и нуждам. И сегодня над этим работаем.

Возможно, это именно то, о чём и говорили представители BlaBlaCar: появление таких сервисов стимулирует транспортные компании становиться лучше. Ну а сам BlaBlaCar по-прежнему открыт для конструктивного диалога. Жаль, что пока он получается односторонним.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика