Для начала хотим вас утешить: вы не одиноки. Примерно раз в полторы минуты один человек не обнаруживает свой чемодан на ленте. Согласно статистике SITA, в среднем в год на одну тысячу пассажиров приходится 5,73 случая пропажи сумок. Иными словами, багаж теряется у 0,57% всех путешественников. За год чемоданы теряют около 25 миллионов человек.
Кемеровчанка Вероника Зайцева — одна из тех «счастливчиков», кто дважды оставался в путешествиях без чемодана. Первый раз девушка потеряла багаж во время поездки в жаркий Вьетнам.
Вероника Зайцева:
С потерей чемодана начался четырёхдневный ужас без одежды, аптечки и других вещей в чужой стране. Спасло то, что самое необходимое - деньги, паспорт, телефон, зарядное устройство - остались в другой сумке, которая была всегда со мной. И это теперь мое первое правило в путешествии: с собой ношу сумку через плечо или рюкзак со всеми важными вещами.
Мой чемодан вернулся только через четыре дня. Как в программе «Жди меня» я бросилась на шею представителя туристической компании, возвращающего мне сумку, а из глаз текли слезы радости.
Когда спустя несколько лет в в аэропорту Петербурга мой багаж не выехал ко мне после полёта, я была уже мудрой и спокойной. Было неприятно, но особо это не повлияло на настроение, да и уже на следующее утро сумка была у меня. Но всё же теперь каждый раз ожидая багаж на ленте, я не могу избавиться от навязчивой мысли: «Ну, пожалуйста, ну, пожалуйста, где же ты, мой чемодан».
Мы обратились к специалистам «Международного аэропорта Кемерово им. А. А. Леонова» и они рассказали нам, кто несёт ответственность за утерю багажа.
«Международный аэропорт Кемерово им. А.А. Леонова»
«В соответствии с пунктом 1 статьи 118 главы XVII Воздушного кодекса РФ, перевозчик несёт ответственность за утрату, неприбытие, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю».
Чемоданный «план-перехват»
Каждый, кто теряет багаж, начинает задаваться классическим вопросом Чернышевского: «Что делать?». Во-первых, не паниковать. Метания по аэропорту точно не добавят вам оптимизма, да и потраченные нервы уже не вернуть. Во-вторых, запомните — за то, чтобы ваш багаж прибыл в целости и сохранности, несёт ответственность перевозчик. А значит, нужно взять себя в руки и написать заявление о неприбытии вашего чемодана.
«Международный аэропорт Кемерово им. А.А. Леонова»
«В случае неприбытия багажа в аэропорт Кемерово, проводят процедуры, соответствующие руководству багажных перевозок (РБП-85). Пассажиром составляется заявление по розыску багажа. Сотрудниками службы организации перевозок заполняется коммерческий акт в двух экземплярах, один из которых передается пассажиру. Далее аэропорт проводит мероприятия по розыску багажа в соответствии с п. 5.4. РБП-85».
Практически в каждом международном аэропорту есть специальная стойка розыска багажа, так называемая Lost&Found. Запомните это название как «Отче наш» и решительно ищите его на просторах аропорта, ведь именно туда стоит обратиться в первую очередь.
- Вооружитесь паспортом и багажной биркой. Обычно она приклеена к посадочному талону.
- В заявлении укажите все известные вам данные: маршрут следования, внешний вид, содержимое багажа, вплоть до указания цветов одежды.
- Если вы летели транзитным рейсом, выполняемым несколькими авиакомпаниями, то вам нужно обратиться за помощью к перевозчику, который доставил вас в конечный пункт.
- После подачи заявления вам выдадут код. С его помощью на сайте WorldTracer можно будет самостоятельно отследить статус поиска потерянного багажа. Если аэропорт не поддерживает эту систему, то вас оповестят о том, что багаж найден по номеру телефона, указанному в заявлении.
- Если вы потеряли ручную кладь, попробуйте обратиться к стюардессам. Сумка могла остаться в салоне самолета. Если вы уже прошли зону контроля и назад дороги нет, идите всё к той же стойке Lost&Found.
Багаж разыскивается в течение трёх недель с момента подачи заявления. К счастью, так долго ждать приходится крайне редко. В 97 процентах случаев чемодан воссоединяется с хозяином в течение одного-пяти дней. Если 21 день истек, а «Германа всё нет», то багаж считается утерянным, и вы получаете право требовать от перевозчика компенсацию. Вам потребуются билеты, посадочные талоны, багажные бирки и обращение об утере багажа. Заявление на компенсацию рассматривается в течение 30 дней.
Во сколько оценят багаж?
Согласно Варшавской конвенции об авиаперевозках и статье 119 Воздушного кодекса России, за потерянный багаж авиакомпания выплачивает компенсацию из расчёта примерно 600 рублей за килограмм. Однако учтите, что расчёт в любом случае производится по весу. И не важно, везете ли вы 10 килограммов магнитиков из Турции или дизайнерскую одежду после шопинга в Милане.
Причины, по которым чемоданы иногда отправляются в свободное плавание.
Если приподнять завесу тайны и рассмотреть, как работает современная система обработки багажа в аэропорту, то становится ясно, что это гремучая смесь инноваций и старой доброй работы вручную. Больше всего проблем возникает с перегрузкой багажа с одного рейса на другой — около половины сумок остаются без владельцев именно на этом этапе.
-
Фото: pixabay.com -
Фото: pixabay.com
Помимо этого, среди самых распространённых причин утери обычно называют:
- Отсутствие бирки на чемодане. Поэтому сотрудники аэропорта просто не смогли доставить его на нужный рейс. 15% «потеряшек» не доходят до борта самолёта именно по этой причине.
- Сбой в компьютерной системе. Прежде чем попасть в грузовой отсек, чемоданы проходят путь по лентам через сканеры. Система определяет, куда отправить ваш чемодан по штрих-коду на бирке багажа. Чаще всего ошибки случаются на транзитных рейсах.
- Недостаточное количество времени на погрузку чемоданов между транзитными рейсами. Время стыковки должно составлять не менее одного-полутора часов.
- Человеческий фактор. Не важно, что это было — халатность грузчиков или переполненные тележки с багажом — результат один: чемодан оказывается не в то время и не в том месте.
- Кража. В этом случае вероятность найти багаж практически сводится к нулю.
Как сделать так, чтобы трепетная встреча с чемоданом произошла сразу после посадки, а не спустя три недели?
· Избавьтесь от всех старых бирок на багаже. Они сбивают с толку автоматические системы сортировки багажа. Чем их больше, тем выше риск, что вы полетите в Турцию, а ваш чемодан — на Аляску.
- Обратите внимание на бирку, которую наклеивают на багаж на стойке регистрации: там должен быть указан код того города, в который вы летите. Например, в Москве, это будет SVO, DME или VKO. Если летите домой, в Кемерово, на наклейке будет значиться KEJ.
- Заранее застрахуйте багаж, если везёте в нем ценные вещи.
- Не поленитесь обзавестись именной биркой с вашими контактными данными. Ведь даже лучшие системы могут подвести, а именная бирка значительно ускоряет процесс поиска владельца.
- Сделайте ваш чемодан заметным. Наденьте яркий чехол, привяжите ленту или брелок. Это поможет снизить риск того, что ваш багаж отправится путешествовать с другим пассажиром — обладателем «клона» вашего чемодана.
- Если вы летите стыковочным рейсом, обязательно уточняйте путь вашего багажа. Возможно, в каком-то из аэропортов вам понадобится забрать чемодан и снова сдать его на стойке регистрации.
С верой в светлое будущее
В июне 2018 года вступает в силу Резолюция IATA 753, согласно которой каждый предмет багажа должен учитываться и отслеживаться в четырёх основных точках: у стойки первичной регистрации, при погрузке на борт воздушного судна, при перегрузке на стыковочный рейс и при выдаче пассажиру по прибытии.
Такой подход позволит авиакомпаниям обмениваться информацией о местонахождении багажа между собой и с клиентами. Таким образом, пассажиры всегда будут знать, где находятся ихчемоданы, а службы, отвечающие за его перевозку, оперативно реагировать на задержки или утерю багажа. Остаётся надеяться, что эта система в скором времени повсеместно заработает и в нашей стране.
И напоследок, помните, авиакомпания заинтересована в том, чтобы найти багаж, едва ли не больше, чем вы. Во-первых, такие случаи способны подпортить перевозчику репутацию. Во-вторых, воссоединение каждого чемодана с его владельцем обходится авиакомпании примерно в сто долларов. К тому же, в некоторых случаях приходится выплачивать пассажирам компенсацию.