31 мая 2018 в 12:58 Путешествия

Возвращение блудного чемодана. Как быть, если ваш багаж решил путешествовать отдельно от вас?

Возвращение блудного чемодана. Как быть, если ваш багаж решил путешествовать отдельно от вас?

Для начала хотим вас утешить: вы не одиноки. Примерно раз в полторы минуты один человек не обнаруживает свой чемодан на ленте. Согласно статистике SITA, в среднем в год на одну тысячу пассажиров приходится 5,73 случая пропажи сумок. Иными словами, багаж теряется у 0,57% всех путешественников. За год чемоданы теряют около 25 миллионов человек.

Кемеровчанка Вероника Зайцева — одна из тех «счастливчиков», кто дважды оставался в путешествиях без чемодана. Первый раз девушка потеряла багаж во время поездки в жаркий Вьетнам.

Вероника Зайцева:

С потерей чемодана начался четырёхдневный ужас без одежды, аптечки и других вещей в чужой стране. Спасло то, что самое необходимое - деньги, паспорт, телефон, зарядное устройство -  остались в другой сумке, которая была всегда со мной. И это теперь мое первое правило в путешествии: с собой ношу сумку через плечо или рюкзак со всеми важными вещами.

Мой чемодан вернулся только через четыре дня. Как в программе «Жди меня» я бросилась на шею представителя туристической компании, возвращающего мне сумку, а из глаз текли слезы радости. 

Когда спустя несколько лет в в аэропорту Петербурга мой багаж не выехал ко мне после полёта, я была уже мудрой и спокойной. Было неприятно, но особо это не повлияло на настроение, да и уже на следующее утро сумка была у меня. Но всё же теперь каждый раз ожидая багаж на ленте, я не могу избавиться от навязчивой мысли: «Ну, пожалуйста, ну, пожалуйста, где же ты, мой чемодан».

Мы обратились к специалистам «Международного аэропорта Кемерово им. А. А. Леонова» и они рассказали нам, кто несёт ответственность за утерю багажа.

«Международный аэропорт Кемерово им. А.А. Леонова»

«В соответствии с пунктом 1 статьи 118 главы XVII Воздушного кодекса РФ, перевозчик несёт ответственность за утрату, неприбытие, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю».

Чемоданный «план-перехват»

Каждый, кто теряет багаж, начинает задаваться классическим вопросом Чернышевского: «Что делать?». Во-первых, не паниковать. Метания по аэропорту точно не добавят вам оптимизма, да и потраченные нервы уже не вернуть. Во-вторых, запомните —  за то, чтобы ваш багаж прибыл в целости и сохранности, несёт ответственность перевозчик. А значит, нужно взять себя в руки и написать заявление о неприбытии вашего чемодана. 

«Международный аэропорт Кемерово им. А.А. Леонова»

«В случае неприбытия багажа в аэропорт Кемерово, проводят процедуры, соответствующие руководству багажных перевозок (РБП-85). Пассажиром составляется заявление по розыску багажа. Сотрудниками службы организации перевозок заполняется коммерческий акт в двух экземплярах, один из которых передается пассажиру. Далее аэропорт проводит мероприятия по розыску багажа в соответствии с п. 5.4. РБП-85».

Практически в каждом международном аэропорту есть специальная стойка розыска багажа, так называемая Lost&Found. Запомните это название как «Отче наш» и решительно ищите его на просторах аропорта, ведь именно туда стоит обратиться в первую очередь.

  • Вооружитесь паспортом и багажной биркой. Обычно она приклеена к посадочному талону.
  • В заявлении укажите все известные вам данные: маршрут следования, внешний вид, содержимое багажа, вплоть до указания цветов одежды.
  • Если вы летели транзитным рейсом, выполняемым несколькими авиакомпаниями, то вам нужно обратиться за помощью к перевозчику, который доставил вас в конечный пункт.
  • После подачи заявления вам выдадут код. С его помощью на сайте WorldTracer можно будет самостоятельно отследить статус поиска потерянного багажа. Если аэропорт не поддерживает эту систему, то вас оповестят о том, что багаж найден по номеру телефона, указанному в заявлении.
  • Если вы потеряли ручную кладь, попробуйте обратиться к стюардессам. Сумка могла остаться в салоне самолета. Если вы уже прошли зону контроля и назад дороги нет, идите всё к той же стойке Lost&Found.

Багаж разыскивается в течение трёх недель с момента подачи заявления. К счастью, так долго ждать приходится крайне редко. В 97 процентах случаев чемодан воссоединяется с хозяином в течение одного-пяти дней. Если 21 день истек, а «Германа всё нет», то багаж считается утерянным, и вы получаете право требовать от перевозчика компенсацию. Вам потребуются билеты, посадочные талоны, багажные бирки и обращение об утере багажа. Заявление на компенсацию рассматривается в течение 30 дней.

Во сколько оценят багаж?

Согласно Варшавской конвенции об авиаперевозках и статье 119 Воздушного кодекса России, за потерянный багаж авиакомпания выплачивает компенсацию из расчёта примерно 600 рублей за килограмм. Однако учтите, что расчёт в любом случае производится по весу. И не важно, везете ли вы 10 килограммов магнитиков из Турции или дизайнерскую одежду после шопинга в Милане.

Причины, по которым чемоданы иногда отправляются в свободное плавание.

Если приподнять завесу тайны и рассмотреть, как работает современная система обработки багажа в аэропорту, то становится ясно, что это гремучая смесь инноваций и старой доброй работы вручную. Больше всего проблем возникает с перегрузкой багажа с одного рейса на другой — около половины сумок остаются без владельцев именно на этом этапе.

Помимо этого, среди самых распространённых причин утери обычно называют:

  • Отсутствие бирки на чемодане. Поэтому сотрудники аэропорта просто не смогли доставить его на нужный рейс. 15% «потеряшек» не доходят до борта самолёта именно по этой причине.
  • Сбой в компьютерной системе. Прежде чем попасть в грузовой отсек, чемоданы проходят путь по лентам через сканеры. Система определяет, куда отправить ваш чемодан по штрих-коду на бирке багажа. Чаще всего ошибки случаются на транзитных рейсах.
  • Недостаточное количество времени на погрузку чемоданов между транзитными рейсами. Время стыковки должно составлять не менее одного-полутора часов.
  • Человеческий фактор. Не важно, что это было — халатность грузчиков или переполненные тележки с багажом — результат один: чемодан оказывается не в то время и не в том месте.
  • Кража. В этом случае вероятность найти багаж практически сводится к нулю.

Как сделать так, чтобы трепетная встреча с чемоданом произошла сразу после посадки, а не спустя три недели?

·   Избавьтесь от всех старых бирок на багаже. Они сбивают с толку автоматические системы сортировки багажа. Чем их больше, тем выше риск, что вы полетите в Турцию, а ваш чемодан — на Аляску.

  • Обратите внимание на бирку, которую наклеивают на багаж на стойке регистрации: там должен быть указан код того города, в который вы летите. Например, в Москве, это будет SVO, DME или VKO. Если летите домой, в Кемерово, на наклейке будет значиться KEJ.
  • Заранее застрахуйте багаж, если везёте в нем ценные вещи.
  • Не поленитесь обзавестись именной биркой с вашими контактными данными. Ведь даже лучшие системы могут подвести, а именная бирка значительно ускоряет процесс поиска владельца.
  • Сделайте ваш чемодан заметным. Наденьте яркий чехол, привяжите ленту или брелок. Это поможет снизить риск того, что ваш багаж отправится путешествовать с другим пассажиром — обладателем «клона» вашего чемодана.
  • Если вы летите стыковочным рейсом, обязательно уточняйте путь вашего багажа. Возможно, в каком-то из аэропортов вам понадобится забрать чемодан и снова сдать его на стойке регистрации.

С верой в светлое будущее

В июне 2018 года вступает в силу Резолюция IATA 753, согласно которой каждый предмет багажа должен учитываться и отслеживаться в четырёх основных точках: у стойки первичной регистрации, при погрузке на борт воздушного судна, при перегрузке на стыковочный рейс и при выдаче пассажиру по прибытии. 

Такой подход позволит авиакомпаниям обмениваться информацией о местонахождении багажа между собой и с клиентами. Таким образом, пассажиры всегда будут знать, где находятся ихчемоданы, а службы, отвечающие за его перевозку, оперативно реагировать на задержки или утерю багажа. Остаётся надеяться, что эта система в скором времени повсеместно заработает и в нашей стране.

И напоследок, помните, авиакомпания заинтересована в том, чтобы найти багаж, едва ли не больше, чем вы. Во-первых, такие случаи способны подпортить перевозчику репутацию. Во-вторых, воссоединение каждого чемодана с его владельцем обходится авиакомпании примерно в сто долларов. К тому же, в некоторых случаях приходится выплачивать пассажирам компенсацию.  

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Яндекс.Метрика