Лето в самом разгаре, а значит, самое время садиться на велосипеды и отправляться в путешествия. Вместе с опытными велосипедистами мы подобрали оптимальные маршруты в черте города и за его пределами.
Городская сеть велодорожек
Сеть велодорожек протяжённостью 11 километров открыли в Кемерове в 2012 году. Веломаршруты созданы вдоль пешеходных тротуаров от Красного озера по проспекту Ленинградскому, затем по проспектам Ленина и Октябрьскому до парка имени Волошиной. В 2017 году на обновлённом бульваре Строителей также была открыта велодорожка.
Евгений Огородников:
— Это прекрасно, что велодорожки в городе появились. Выделенная часть тротуара более-менее удобна, везде сделаны съезды и заезды на бордюрах.
Из минусов можно отметить то, что за несколько лет состояние велодорожек ухудшилось, в некоторых местах асфальт требует ремонта; не везде есть обозначения соответствующими знаками.
Кроме того, особенность городской сети велодорожек — в большом количестве пересечений с заездами во дворы. Я неоднократно видел, как в этих местах велосипедисты сталкиваются с машинами. Дополнительную сложность создают пешеходы, игнорирующие наличие велодорожек.
Тем, кто только учится кататься, детям и подросткам я бы посоветовал для отдыха Сосновый бор, Комсомольский парк и бульвар Строителей, где есть также выделенная часть для велосипедистов, но нет опасностей в виде пересечений с проезжей частью. А велодорожки по городу, на мой взгляд, больше подходят для взрослых людей, тех, кто не торопится, внимательно смотрит по сторонам.
Озеро Красное — посёлок Сухово — посёлок Металлплошадка
Десять минут езды от города, и вы уже находитесь на природе, у реки — в достаточно уединённых местах. Скалистый берег Томи, прохлада от воды, прекрасные пейзажи и возможность увидеть и покормить экзотических животных (это и австралийские страусы Эму, живущие при Церкви Трифона Мученика, и северные олени, обитающие при одном из придорожных кафе в районе аэропорта) — вот отличительные особенности маршрута.
Татьяна Чумаченко:
— Плюс этого направления в том, что он сочетает в себе и грунтовые дороги, и дороги с хорошим асфальтом. Дистанция и рельеф идеально подходят как для одиночного катания, так и для небольшого группового заезда. Этот маршрут также могут выбрать и люди с детьми. Так, я свою дочь с 9 месяцев катаю в этих направлениях: сначала в детском кресле, а сейчас она сама едет на своём велосипеде.
Практически везде можно сойти к реке и искупаться. По дороге в Сухово после тряского грунта, приятно ехать по ровному асфальту. На Металлплошадке можно погулять в парках.
Минусом маршрута можно назвать лишь то, что грунт после дождя сильно размокает.
Кемерово — Металлплощадка — Пугачи
Маршрут рассчитан на хорошую сухую погоду, так как основное движение идёт по грунтовой дороге (хотя что мешает немного видоизменить маршрут и, например, обратно возвращаться по автомобильной трассе, ведущей к аэропорту?). Общее расстояние — около 25 километров, время в пути — примерно три часа.
Николай Трушин:
— Достоинства этой поездки являются её же недостатками, тут кому что нравится — после съезда с асфальта за Металлплощадкой начинается грунтовая дорога, она довольно разбитая, ехать можно если она сухая, но зато — нет машин. На пути есть небольшое озеро с платной рыбалкой. В самих Пугачах можно выехать на берег Томи, отдохнуть, искупаться. Район довольно плоский, встречаются небольшие пригорки, но новичками их можно преодолеть спешившись. Если у велосипедиста хватит времени и сил, то можно продлить удовольствие и покататься по полям, сделав кружок побольше.
Кемерово — деревня Журавли
Один из самых сложных и трудозатратных маршрутов. Чего стоит один подъём в гору в районе кольца в Журавлях! Но зато тех, кто доберётся до берега Томи, ждут чистый воздух, красивые пейзажи и, конечно, чувство удовлетворения. Кстати, если ехать до Журавлей в будни после работы, то стоит учитывать дальность маршрута, а значит, обязательно оборудовать велосипеды светоотражающими элементами, так как возвращаться в город возможно придётся затемно.
Алина Цыпленкова:
— Первая сложность этого маршрута — развязка на Кузбасскому мосту. Развязки проезжаются по правилам ПДД, справа, показывая рукой направление поворота. На сложных перекрёстках налево велосипедисту поворачивать нельзя, нужно переходить пешком по зебре.
После моста сама дорога до Журавлей специфичная: в районе частного сектора она узкая и ехать сложно, так как вплотную двигаешься с машинами. Также на пути будет очень крутой подъём. Если позволяет тренированность и опыт, езжайте на лёгких передачах, при усталости, конечно, можно подняться и пешком. Подъём забирает достаточно сил и, поднявшись, рекомендую остановится, попить воды, отдохнуть. В Журавлях, если проехать по главной дороге вниз, можно спуститься к реке: там красивые, интересные места.
Набережная — Красная горка — Крест
Маршрут этот смело можно назвать культурно-историческим, так как пролегает он через музей-заповедник «Красная горка», включающий в себя целый комплекс различных памятников, расположенных под открытым небом. Старт маршрута от Набережной, далее по Кузнецкому мосту до «Красной горки». Оттуда по улице Рутгерса до ДК Шахтёров и по тропинкам через бор к надписи «Кузбасс» и к Кресту. Обратно — через винтовую лестницу по Кузнецкому мосту. Время маршрута — два часа (вместе с экскурсией по музею).
Александр Халтурин:
— Это лёгкий прогулочный маршрут по красивым и историческим местам нашего города. Пройти его можно минуя автомобильные дороги, полностью по тротуарам и лесным тропинкам. Вход на территорию музея стоит 20 рублей. Можно посмотреть на шахтовую технику и панораму промзоны. С горы с надписью «Кузбасс» открывается прекрасный вид на наш город.
Особых минусов у маршрута нет. Есть небольшие подъёмы в горку, но после них — отдых на смотровых площадках.
Главное - безопасность. Совет профессионалов
Юрий Роппель, старший инспектор отдела пропаганды по городу Кемерово:
- Самое частое нарушение правил ПДД велосипедистами - движение на велосипеде по пешеходному переходу. По правилам перед тем, как пересечь проезжую часть, надо спешиваться. Многие этого не делают, что в итоге приводит к авариям на дороге. Только за последние два дня в Кемерове произошло несколько ДТП с участием велосипедистов, в которых травмировался ребёнок.
Другое частое нарушение, которое допускают в основном взрослые, - поворот налево при движении по проезжей части с двумя или более полосами. В таких случаях нужно переходить дорогу по пешеходному переходу. Поворачивать направо не запрещено, но при этом надо показывать рукой направление движения.
Правилами запрещён проезд по тротуару лицам старше 14 лет, кроме случаев, если они сопровождают детей и подростков. Взрослые должны двигаться по проезжей части, держаться как можно правее.
За нарушения правил дорожного движения для велосипедистов предусмотрен штраф в размере 800 рублей.
В правилах ПДД этого нет, но велосипедистам рекомендуется соблюдать меры пассивной безопасности: носить шлем и другие элементы защиты, надевать яркую одежду, велосипеды оборудовать светоотражающими элементами.
О развитии велоинфрастуктуры в Кемерове. Комментарий городской администрации:
— В 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на бульваре Строителей была создана новая зона движения для велосипедистов протяженностью два километра. В текущем году в рамках указанного проекта будет создана новая зона для движения велосипедистов на набережной Кировского района протяжённостью 750 метров.
Ремонт покрытия существующих велодорожек программой благоустройства на текущий год не предусмотрен.
Ежегодно администрацией города Кемерово выполняются работы по обновлению разметки велодорожек.
В 2013 году администрацией Кемерова выполнена разработка рабочей документации на продление велосипедных дорожек от парка культуры и отдыха им. В. Волошиной до Набережной реки Томь общей протяженностью 5,9 километров. Ориентировочная стоимость выполнения данных работ составляет — 37,5 миллионов рублей. Однако до настоящего времени в связи с дефицитом бюджетных средств реализовать данный проект не представилось возможным.
Вместе с тем, без комплексной транспортной схемы сложно оценить экономическую эффективность мероприятий по строительству изолированных велодорожек. Поэтому вопрос строительства изолированных велодорожек будет рассмотрен в последующие годы при разработке комплексной Программы развития транспортной инфраструктуры города Кемерово.
За помощь в написании материала выражаем благодарность сообществу «Велотабун Кемерово»