12 сентября 2018 в 13:51 Спорт

Зарядка для ума: как шахматы учат мыслить

Начало учебного года всегда связано с изменениями в системе образования. Не мало их и в этом сентябре. Одно из заметных нововведений – появление в школьной программе шахмат. Сделать их обязательным предметом предложила ещё в прошлом году министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. В этом учебном году уроки шахмат продолжат вводить в начальной школе с возможностью заниматься ими на факультативной основе позже. По мнению чиновников, дети, умеющие играть в шахматы, более успешны в учёбе.

Подобной точки зрения придерживаются не только специалисты, которые работают в системе дополнительного образования, но и те, кто воспитывает профессиональных спортсменов-шахматистов. A42.RU побывал в одном из самых именитых в этом плане учреждений области – шахматном клубе КемГУ. О том, зачем современным детям нужно уметь двигать фигуры на доске и как этот навык может помочь студентам, мы поговорили с его директором Ингой Римовной Андреевой. 

Шахматный клуб КемГУ образован в 1980 году. Долгое время им руководил заслуженный тренер России Евгений Николаевич Андреев. Теперь его дело продолжает  супруга Инга Римовна. В клубе также работает тренером их дочь Наталия и зять Николай. Оба международные мастера по шахматам.  

В клубе занимается 91 ребёнок. Сейчас здесь формируют набор на новый учебный год. В сентябре желающих заниматься традиционно много. Но постепенно дети отсеиваются. Остаются только самые заинтересованные и трудолюбивые.

Основная масса учеников приходит благодаря сарафанному радио. Занятия в школе бесплатные. Но на качестве это никак не отражается. Напротив, шахматный клуб при КемГУ – один из самых титулованных в регионе. Тут воспитали международных мастеров, гроссмейстеров. Ученики регулярно отбираются на Первенство России, приезжают с победами с Первенства Кузбасса. В клубе работают на результат. Все воспитанники мечтают об одном – стать чемпионами.

 Инга Римовна, как вы поддерживаете у детей мотивацию?

– Знаете, у маленьких детей нет мотивации. Есть, конечно, те, кто очень сильно хочет играть, но их мало. Обычно больше всего на мотивацию влияет обстановка в семье. Ведь в шахматы детей приводят родители. Кто-то из них хочет, чтобы ребёнок показывал результат, кто-то приходит, чтобы развить логическое мышление.

Чтобы поддерживать интерес детей к занятиям, мы ставим перед ними короткие цели. Самые маленькие решают задачу «мат в один ход», и чем старше, тем сложнее. Когда получается справиться с простым заданием, появляется желание делать дальше. Вообще считается, что ребёнок сам начинает себя мотивировать в 13 лет. До этого возраста нам надо поддерживать его интерес. А потом он сам решит, нужны ли ему шахматы.

 Получается, что тренер – это ещё и психолог?

В шахматах очень много психологии. Очень много зависит от настроения. Его нет, и голова не работает, и спортсмен не решает задачи. А ещё бывает, что родители сильно давят на ребёнка. Большая проблема в том, что унас нет спортивных психологов. Я бы многих детей, которые соревнуются, отправляла к такому специалисту. А пока приходится быть и психологом, и тренером одновременно.  

– Чемпионами ведь все не станут. Что дадут занятия шахматами даже без большого результата?

– Главный плюс – это планирование своих действий в уме. Эта специфика распространяется на все виды деятельности. Занимаясь шахматами, дети учатся стратегическому мышлению. Это очень ценное качество. К тому же у хороших шахматистов отличные перспективы для поступления. 

 С какой регулярностью надо заниматься шахматами, чтобы достичь хорошего уровня?

– По государственному стандарту предусмотрено три тренировки в неделю. Но если ты хочешь большего, то и заниматься надо больше. Лучше 5 раз в неделю, а то и 6. Это забег на длинную дистанцию, многолетняя работа. И каждый ребенок, как бы цинично это ни звучало – штучный товар. Конечно, всегда есть те, кто, как говорят родители, занимается для себя.

Разницу в регулярности занятий сразу видно. Дети ведь потом встречаются на соревнованиях. И те, кто тренируется меньше, проигрывают. А это удар по самолюбию. Эти дети потом и уходят.

 Воспитываете в детях умение проигрывать?

– Объясняем конечно. Тут нужна ещё большая работа в семье. Это всё-таки спорт. И всегда есть те, кто не выдерживают эмоционально. К примеру, сегодня мама привела к нам ребенка. До этого он занимался в другом клубе, там не требовали такого результата. Его включили в соревнования. Там он неожиданно для себя проиграл, и сказал, что больше на тренировки не пойдёт. Посмотрим, получится ли его переубедить.

 Сейчас в шахматы приводят больше детей, чем раньше? Престиж этого вида спорта повышается?  

– Мне кажется, чем дальше, тем больше детей занимается. С одной стороны, время сейчас совсем другое. Дети сидят в гаджетах. С другой стороны – остались ещё родители, которые адекватно воспринимают окружающую действительность. И они приводят детей не потому, чтобы просто чем-то занять их. А потому что они интеллигентные люди, готовые вкладывать в своих детей. 

Вопрос престижа

Кроме школьников в шахматном клубе занимаются студенты КемГУ. Среди них и те, кто любит шахматы с детства, и те, кто начинают с азов. Приходят в клуб и те, кто не могут заниматься физкультурой на общих основаниях.  Университетская шахматная команда всегда успешно выступает в  городских и областных соревнования. Есть и хороший опыт участия во всероссийских студенческих соревнованиях. Сейчас в вузе планируют уделить максимальное внимание развитию шахматного направления.

– Мы хотим  создать современный центр, привлекательный для молодежи,  который бы мог дать возможность нашим студентам развить в себе креативные качества личности, умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, в том числе, и за счет их занятий шахматами, – рассказывает Елена Александровна Буданова, декан факультета физической культуры и спорта КемГУ.

Эти планы активно поддерживают не только в образовательной среде, но и в системе профессионального спорта.

– Сегодня шахматы получают определённый импульс развития. Последние пять лет мы чувствуем этот подъём. Виден огромный интерес к этому спорту, всё чаще обращаются родители. Они понимают, что шахматы способствуют логическому мышлению, развивают те задатки, которые есть. Интерес к этому виду спорта есть не только в России. Сегодня многие страны мира делают ставку на шахматы. Так, для Индии, Израиля, Армении, Китая – это уже часть государственной политики. Там отдают отчёт в том, что развитие шахмат повышает конкурсентоспособность образования, – замечает Юрий Петрович Скворцов, директор ГБФСУ Кемеровской области «Спортивная школа олимпийского резерва по шахматам», первый заместитель председателя федерации шахмат Кемеровской области. – И в этом плане работа КемГУ по развитию шахматного клуба очень ценна. Вуз таким образом поддерживает свой престиж и создаёт условия, которые помогают будущим и нынешним студентам не просто учиться, но и развиваться в приоритетных сферах. 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика