Согласно опросу специалистов Зарплата.ру, примерно треть кузбассовцев сталкивались с харассментом на рабочем месте. При этом половина опрошенных призналась, что не знает, что это такое. В России есть более узкий термин — «сексуальное домогательство». Мы пообщались с людьми, которых «харассили» на и вне работы, и выяснили, как этого избежать.
Доминируй, унижай
Дарья К., заканчивая университет, пошла работать секретарём в одну крупную компанию. Девушка говорит, что собеседование прошло гладко: её непосредственный начальник, мужчина 35 лет, оказался приятным человеком. Первые две недели всё было спокойно – её отпускали на учёбу, разрешали приходить попозже, не ругали за «косяки». Позже начальник стал называть её Дашенькой, с этого всё и началось.
– Мне не нравится, когда моё имя сокращают, а тут «Дашенька», Но ладно, я ничего не стала говорить, потому что видела хорошее отношение ко мне. Пару раз начальник подвозил меня до вуза, говоря, что ему «по пути». Это я сейчас понимаю, что он мог воспринять это как намёк. После он приглашал меня сходить с ним на бизнес-ланч, один раз я согласилась из вежливости, потом отказывалась. Как-то я задержалась на работе, мы остались с ним вдвоём, он подошёл, сел на стол, взял за руку и предложил «сходить выпить». Руку я, конечно, отдёрнула, быстро собралась и ушла, сказав, что встречаюсь с подругой. На некоторое время он перестал проявлять повышенное внимание, а после как с цепи сорвался. Не отпускал с работы, штрафовал за опоздания, делал замечания по дресс-коду. Он стал писать по вечерам в мессенджере, просил выслать ему интимные фотографии, а утром делал вид, что всё в порядке. Так продолжалось месяца два. Я его игнорировала, просто ничего не говорила, потому что боялась, что меня уволят. Всё кончилось тем, что одним из рабочих вечеров он пригласил меня к себе в кабинет и стал распускать руки. Требовал, чтобы я сняла блузку, или он сделает это сам. Я испугалась и убежала из офиса. Больше я там не появлялась. Он ещё писал мне какое-то время, но я заблокировала его номер. Про этот случай я никому не рассказывала, только подругам. Оказалось, что они тоже сталкивались с таким на работе. Долгое время я думала, что это мне так не повезло, но потом все вдруг стали говорить про харассмент, – рассказывает Дарья.
По словам специалистов, использование диминутивов (то есть, уменшительно-ласкательных форм) можно тоже отнести к проявлению харассмента. Таким образом собеседник доминирует над вами.
Вообще харассмент в России – не редкость, просто до скандала с Вайнштейном об этом никто не знал. Проявляется он по-разному: от замечаний по поводу фигуры, одежды – до нарушения личных границ и прямого предложения заняться сексом. Конечно, в первую очередь это касается женщин.
– Харассмент по определению – это один из способов продемонстрировать своё превосходство. Исследования в области социальной психологии резюмируют, что явление харассмента напрямую связано с ощущением власти и безнаказанности. Совершая подобные действия, люди исходят из позиции «я могу, и мне за это ничего не будет». Причём больше всего можно ожидать проявления харассмента как раз от тех, у кого вдруг появляется возможность принимать решения. Не будь власти и риска, вряд ли домогательства были бы столь привлекательными. Граница допустимого при этом определяется статусом: высокоранговый сотрудник может позволить себе больше, чем, например, человек, имеющий скорее позитивную репутацию, успешный в профессии, могущий при этом унижать того, кто добился меньшего, – объясняет практикующий психолог и гештальт-терапевт Виктория Колотилина.
Однобокий харассмент
В России понятие харассмента трактуют однобоко, а в Кемерове, как показал опрос, о нём мало кто знает. В основном, его ассоциируют с сексуальными домогательствами. На Западе, откуда пришло к нам это понятие, оно гораздо шире. Но если упростить, то харассмент – это поступки, которые так или иначе задевают, унижают человека, морально подавляют его, вызывают чувство стыда или страха. Список таких поступков может быть очень длинным, а в стремлении бороться за свои права он только расширяется. Проявления домогательств, перечисленные выше, лишь их малая часть.
«Харассят» не только по сексуальному вопросу. Любое доминирование, нарушающее личное пространство или душевное равновесие, – это харассмент. Касательно возраста, цвета волос, рода деятельности, увлечений – всего, чего угодно.
-
Иллюстрация: Saulė Gimžūnaitė / Behance -
Иллюстрация: Kelly Church / Behance
Психолог Виктория Колотилина говорит, что он «может быть средством мобинга, который проявляется как унижение и оскорбление с опорой на гендерные различия». При этом пострадать может не только женщина от мужчины, но и мужчина от женщины, а также кто угодно от представителя своего же пола.
– Причиной харассмента также являются личностные особенности и системы ценностей человека. Если у человека не было административных или материальных ресурсов, но они вдруг появились, то он с большей вероятностью перенесёт это ощущение власти на личные отношения с коллегами. Чаще всего это люди, не способные к эмпатии, не умеющие замечать и учитывать эмоции коллег, не понимающие слова «нет», склонные нарушать этические нормы на работе и в жизни, – уверена Колотилина.
Внешне харассмент похож на травлю, как в школе. Только травля чаще всего происходит «просто так», без особых причин. Харассмент всегда преследует определённые цели: сексуальное удовлетворение, проявление власти, увольнение с работы.
Доказательство привлекательности или потенциальная угроза
Мужчины воспринимают харассмент в свою сторону совсем по-другому. Андрей П. вспоминает, что пару лет назад работал менеджером по продажам, и в коллективе была девушка, которая быстро стала проявлять к нему знаки внимания.
– Мы часто «случайно» сталкивались с ней в коридоре, она говорила, что я хорошо выгляжу и ей нравится моя борода, писала мне «ВКонтакте» в рабочее время, там же присылала пошловатые мемы. Всё в таком духе. На тот момент я был в отношениях, поэтому никаких действий не предпринял. Но было приятно, что на меня «запала» симпатичная коллега. Её излишняя навязчивость мне не особо мешала, наоборот, тешила самолюбие. Она угрожала, что отобьёт меня, но ничего такого не случилось. В конце концов, она уволилась, а наше общение сошло на нет, – рассказывает Андрей.
По словам Виктории Колотилиной, имеются статистически значимые гендерные отличия мужчин и женщин, ставшими жертвами харассмента.
– Женщины чаще воспринимают подобные действия (или слова) как потенциальную угрозу, оскорбление и ощущают себя жертвой. Респонденты мужчины оценивают сложившуюся ситуацию как доказательство своей привлекательности и мужественности. Вследствие психологических особенностей гендера, мы имеем дело с двумя различными оценками одной ситуации. Женщина ухаживания мужчины-руководителя чаще будет воспринимать как неконтролируемую и потенциально опасную для себя ситуацию, что вызывает страх и тревогу, и имеет часто следующие последствия: снижение работоспособности, депрессия, хронический стресс, желание убежать (не предпринимать активных действий по своей защите). В то время как мужчины чаще склоны рассматривать ухаживания со стороны своей начальницы как приятные и лестные знаки внимания, воспринимать ситуацию как контролируемую и безопасную, не влияющую на их работоспособность и психологическое состояние. Разумеется, это общая статистическая закономерность, внутри которой существуют индивидуальные частные случаи, и данные выборки исследования не могут быть распространены на всех без исключения мужчин и женщин. Это скорее информация к размышлению и проведению дальнейших исследований, а не призыв к действию.
Домогательства вне работы
Харассмент бывает и вне работы. Чаще всего – это окрики на улице или навязчивые попытки познакомиться в баре. С Еленой Е. подобный случай прозошёл в одной из кузбасских автошкол.
– Я пошла сдавать на права. Мне попался инструктор, который всячески намекал на то, что получить права я смогу только через постель. Он подавал это как шутку, но, как говорится, в каждой шутке... Во время уроков по вождению он прижимался ко мне, якобы помогая, пытался трогать меня за коленку, а когда я отбрыкивалась, то злился и кричал, что я «тупая». Он постоянно доводил меня до слёз. Экзамен я так и не сдала. Проснулась и поняла, что больше в ту автошколу ни ногой. Разбираться не хотелось, мне казалось, что я виновата сама, а меня только обсмеют и не послушают, – вспоминает Елена.
Как бы это ни звучало, с таким харассментом бороться проще: достаточно сменить автошколу. А вот смена работы – это чаще всего крайняя мера, на которую готовы не все, из-за страха потерять зарплату люди могут терпеть подобное отношение годами.
Что говорит закон
Во многих развитых странах сексуальные домогательства считаются преступлением. В российском законодательстве такого понятия как «харассмент» нет, как нет и определения домогательства и санкций за его совершение. В нашей стране в принципе понятие «сексуальное насилие» ассоциируется с изнасилованием (хотя такого термина в Уголовном кодексе тоже нет, но есть «изнасилование» и «насильственные действия сексуального характера»).
– Однако это не значит, что подобные случаи никак не регулируются. Так, в Уголовном кодексе РФ есть статья 133 — «Понуждение к действиям сексуального характера». Она предусматривает штраф, исправительные работы или лишение свободы. Для подтверждения факта наличия домогательств нужны доказательства, например, показания свидетелей. В отдельных случаях, к самостоятельным средствам доказывания могут быть отнесены аудио- или видеозаписи, — отмечает юрист портала Зарплата.ру Екатерина Дикович.
Эта статья предусматривает наказание в виде года лишения свободы или штрафа до 120 000 рублей. Тем не менее доказать домогательства практически невозможно. Несмотря на слова юриста о том, что доказательством могут являться аудио- или видеозаписи, их редко принимают в суде. Свидетели тоже редкость: зачастую харассмент происходит наедине.
В 2015 году Ассоциация адвокатов России за права человека направила в Госдуму и Совет Федерации предложение ввести в Уголовный кодекс новую статью о сексуальных домогательствах, но она так и осталась всего лишь предложением.
Как быть, если вас харассят?
Вместе с Викторией Колотилиной мы составили несколько советов, которые могут помочь в ситуации харассмента. Но стоит помнить, что они общие, и зачастую требуется индивидуальный подход.
• Непрямые вмешательства. Это способ вывести дискуссию о проблеме как таковой, не упоминая имени агрессора. Например, попросить организовать в вашей компании тренинг о харассменте, его последствиях и способах предотвращения. Самое главное – широкое обсуждение и внимание к проблеме. В этом случае, вы действуете не напрямую, а опосредовано даете понять агрессору, что его поведение неприемлимо;
• Привлечь третье лицо для оказания поддержки. Просьба о помощи, пусть и неформальной, влиятельного человека в вашей организации, того, кому доверяете;
- безоценочное описание ситуации – констатация событий. Оскорбления и переход на личности может спровоцировать явный конфликт и потерю работы;
- проговаривание своих чувств;
- обозначение того, что именно вам не нравится (шутки, цветы, фразы и т.п.). От всех знаков внимания и подарков в таком случае необходимо отказываться;
- сообщение о том, что бы вы хотели в данной ситуации: например, предпочитаете сохранить дружеские отношения.
• Обещание сообщить семье агрессора. В ряде случаев это эффективный способ воздействия на начальника-шантажиста. Потеря уважения близких людей один из сильных страхов, присущих каждому человеку.
• Официальная жалоба. Если предыдущие шаги не помогли, то попробуйте подать официальную жалобу. Выясните, возможно ли в вашей организации подать жалобу на действия подобного характера и какие нюансы нужно учесть при её составлении. Важно, чтобы лицом, получающим вашу жалобу, не был сам агрессор;
• Если и это не помогает, обратитесь в профсоюз (если он есть) с заявлением о происходящем. Это может послужить основанием для возбуждения гражданского или уголовного дела, если неудовлетворенный начальник решит вас уволить или наказать.
• Обращение за профессиональной помощью к специалистам в области психического здоровья или юрисконсультам. Профессиональная помощь, безусловно, должна быть направлена на навыки работы со стрессом, но в большей степени – на проблемы, вызванные психологическим притеснением
• Поиск другого места работы. В некоторых случаях это может оказаться единственным эффективным способом борьбы с харассментом на рабочем месте. Есть «непробиваемые» в этом вопросе организации, и в этом случае проще сменить работу.