26 ноября 2018 в 15:53 Общество

«Про мужчин так не шутят»: сексизм в офисе, дома и на рекламных щитах

Большинство россиян считает, что у мужчин и женщин — равные права, согласно опросу ВЦИОМ. Но при этом в Сети травят жертв изнасилования, с помощью обнажённых женских тел рекламируют покрышки и квартиры в многоэтажках, женщин не берут на работу из-за возможного декрета. Ежедневно мы встречаем проявления сексизма — дискриминации по половому признаку, но не знаем, как с этим бороться. Вместе с экспертами А42.RU разбирался, как в России оскорбляют женщин и что с этим делать.

Домогательства, дискриминация и декрет

Сеть взаимопомощи женщин W оказывает поддержку сотрудницам российских компаний и ведомств, которые столкнулись с сексизмом на рабочем месте. Правозащитница Алёна Попова говорит, что он распространён в трёх направлениях — наказание за декрет, дискриминация по полу и возрасту, а также сексуальные домогательства.

— «Наказание за декрет» — проблема, с которой сталкиваются все соискатели. На собеседованиях женщин детородного возраста спрашивают, замужем ли они, есть ли у них дети, планируют ли беременность и уйдут ли в декрет в ближайшие годы. От ответа порой зависит, примут ли человека на работу. Иногда работодатели признаются прямо, что не выберут кандидата, который возьмёт отпуск по уходу за ребёнком или будет уходить на больничный со своими детьми, — объясняет Алёна Попова.

Активистка напоминает о конфликте Indesit и сотрудницы компании Ольги Видмановой. По её словам, компания не могла расторгнуть с Видмановой трудовые отношения — та была беременна. Работница заявляла, что её условия труда сделали невыносимыми, чтобы она сама написала заявление об уходе. Руководство компании не комментировало инцидент. К судебному процессу он так и не привёл.

Говоря о дискриминации, Алёна Попова рассказывает об иске стюардесс Евгении Магуриной и Ирины Иерусалимской в отношении «Аэрофлота». Авиакомпания ввела внутренние правила, по которым бортпроводницы должны носить одежду не больше 48 размера. Тех, кто в этот критерий не вписывался, лишили надбавки к зарплате. Пострадало около 600 стюардесс, по данным сети взаимопомощи W. Но только две из них подали иски. Сначала они были отклонены, но затем состоялась апелляция.

«Мосгорсуд обязал «Аэрофлот» отменить внутренние правила, по которым размер одежды бортпроводниц влияет на надбавку к зарплате. Евгении Магуриной и Ирине Иерусалимской присудили 5 000 рублей компенсации и постановили вернуть надбавку», — писала «Медуза». Алёна Попова отмечает, что только две стюардессы из 600 заявили о своих правах. В большинстве случаев женщины молчат о дискриминации на работе, потому что боятся непонимания и осуждения.

— В Уголовном кодексе есть статья о сексуальных домогательствах: «Понуждение к действиям сексуального характера лица, находящегося в заведомо зависимом положении путём шантажа или повреждения имущества» (ст. 133 УК РФ). Но она не работает. Невозможно ничего доказать. Как быть, если человек вас облапал, но при этом не бил и не шантажировал? А если и делал это, то как это доказать, если вы не обвешались камерами? Подобных случаев много. Один из самых известных — история с депутатом Слуцким и журналистками, работающими в Госдуме, — рассказывает Алёна Попова.

Правозащитница отмечает, что в случае домогательств непонятно, чьему слову верить — жертвы или агрессора. Законы в России нужно изменить так, чтобы на рабочем месте чувствовали себя защищенными все: и сотрудники, и сотрудницы.

Сеть взаимопомощи женщин W совместно с юристом Ксенией Михайличенко, которая защищала интересы стюардесс «Аэрофлота», разрабатывают пособие — как вести себя, если вы столкнулись с сексизмом.

— Как защитить себя? Не молчать. Если вы подвергаетесь дискриминации по внешности или возрасту, видите разницу в вашей зарплате и коллеги-мужчины на аналогичной должности, вас вынуждают уволиться из-за декрета — обращайтесь за помощью к юристам, в профсоюз или в правозащитные организации. Это защитит не только вас, но и других женщин, которые могут столкнуться с той же проблемой, — подчёркивает Алёна Попова.

Продать квартиру с помощью груди

Создательница канала «Дочь разбойника» журналистка Анастасия Красильникова около года публикует подборки унизительной и объективирующей рекламы в рубрике «Музей сексизма». Есть компании, которые попадают в неё чаще всего.

— Сексистскую рекламу часто используют салоны красоты. Особенно те, что оказывают услуги эпиляции. Почему-то они сравнивают волосы на теле с кустами, кактусами, лесами, котами… Происходит травля женщин за нежелательные волосы на теле, — рассказывает Анастасия Красильникова. — Объективирующей рекламой пользуются компании, которые продают квартиры. В одной из региональных газет я видела такую: женщина стоит, схватив себя за грудь, а под ней надпись: «Маленькая, зато своя!» В городе Королёве встречала билборд с рекламой новостройки: «Стань у неё первым». Квартира сравнивалась с девушкой-девственницей.

Анастасия говорит, что много оскорбительной рекламы в барах. По её словам, там вообще процветает культура насилия. Это подаётся как юмор, но «про мужчин редко так шутят». Обнажённых женщин можно часто увидеть в рекламе строительных услуг, а также шиномонтажных мастерских. Но вообще сексисткой рекламой в России уже никого не удивишь — её используют почти все. 

— Такая реклама — это наследие патриархальной культуры. Большинству людей она не кажется чем-то недопустимым. Кроме того, существует стереотип, что секс продаёт. Но в России, когда мы думаем про секс, то почему-то подразумеваем обнажённую женщину, а не мужчину. Только пару случаев такой рекламы про мужчин помню. Это скорее исключение, чем правило, — делится создательница канала.

С оскорбительной рекламой нужно бороться. После жалобы в 2018 году в Архангельской области экспертный совет ФАС осудил рекламу жилых комплексов «Аквилон Инвест». В решении говорится, что плакат оскорбляет женщин и указывает на «физический недостаток» — маленькую грудь. В УФАС не пояснили, почему они расценили её как недостаток, в то время как это физиологическая особенность человека. В отношении компании возбудили дело об административном правонарушении, ей грозит штраф до 500 000 рублей. Также эксперты посчитали оскорбительным ещё один плакат «Аквилон Инвест» — изображение женщины, стоящей спиной с поднятой футболкой, и надпись: «Дешевле, чем снять!». Но он был выпущен в 2017-м, срок давности на тот момент уже вышел.

— Информация об оскорбительной рекламе доходит до представителей брендов. Так, главный редактор одной из компаний, размещавших такую рекламу, отреагировала на нашу подборку «Музей сексизма». Сообщила, что все баннеры снимут. Возмущённые пользователи добились, что ИКЕА убрала рекламу, где женщину сравнивали с собакой. Некоторые бренды прислушиваются к мнению клиентов, они готовы меняться, — объясняет Анастасия.

Поэтому если реклама оскорбляет вас, жалуйтесь — в ФАС или представителям компании, которая её разместила. Это может помочь. Тем более, что сексизм в рекламе опасен для общества. 

«Многие женщины ничего против сексизма не имеют»

Кинокритик Алексей Левин считает сексизм едва ли не основной проблемой современного общества. Насилие, жестокость, ксенофобия, гомофобия — его следствия, убеждён собеседник А42.RU. В России сексизм насаждается в массовой культуре.

— Страшно включать телевизор со всеми этими сериалами на федеральных каналах, в которых практически всё построено именно на сексистских моментах, преподносящихся как норма. «Женское счастье – был бы милый рядом». Женщина должна быть кроткой, милой, обеспечивать уют своему самцу. Все проблемы решаются тогда, когда появляется «настоящий» мужчина. На всём этом построены практически все российские сериалы, идущие в прайм-тайм, — объясняет Алексей Левин.

Он отмечает: страшно, что подавляющее большинство женщин в России ничего против сексизма не имеет. Например, смеются над поговорками типа «Курица не птица» и анекдотами про блондинок. Но сексизм проявляется и обратный: «все мужчины козлы», «одного хотят» — это тоже типичные стереотипы в российском обществе.

В то же время кино и сериалы могут быть одним из инструментов борьбы с сексизмом и гендерными стереотипами.

— В западном кинематографе фильмов о сексизме снимается много, они в какой-то мере оказывают влияние на общество или на мировоззрение людей, вкупе с той социальной политикой, которая проводится во многих странах. Один из последних — французский триллер «Опекунство». Отношение персонажа к жене как к вещи, как к своей собственности, абсолютное отсутствие уважения, принятия её желаний и потребностей – всё очень знакомо и понятно любому в обществе, построенном на патриархальном шовинизме, — рассуждает собеседник. 

Среди отечественных фильмов Алексей Левин выделяет картину «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым.

— Переодевание главного героя в женское платье оказывается лакмусовой бумажкой, которая показывает отношение мужчин к женщинам в нашей стране, агрессию, вседозволенность и озлобленность, основанные на гендерных предрассудках. Пожалуй, есть и перегибы, но в этом вопросе иначе нельзя. И да, у меня есть мечта. Чтобы лет через 10, если крошка-сын к отцу придёт и спросит: «Что такое хорошо, а что такое плохо», — этот самый отец начнет свою речь с того, что сексизм – это отвратительно.

Девочки не дерутся, а мальчики — не плачут?

Родители с детства транслируют детям свои ожидания, связанные с их полом. А вместе с ними — воспитатели, школьные учителя, тренеры, бабушки у подъезда. Как утверждает психолог Юлия Бокачёва, гендерные стереотипы тоже формируют характер ребёнка — они обрисовывают границы нормы и влияют на его выборы. И при этом могут серьёзно навредить.

— Все знают, что «девочка не дерётся», а «мальчик не плачет». А потом из девочек, которые «не дерутся» — это же запрет на гнев — вырастают женщины, у которых будут трудности с отстаиванием своих интересов, — объясняет Юлия Бокачёва. — «Слабая» и «нежная» женщина — именно эти качества запакованы в традиционное представление о женственности — умеет быть послушной, «хорошей», уступать и заботиться, но плохо знает, чего хочет она сама, и с трудом противостоит насилию в любых формах. Из мальчиков, которые «не плачут» — это запрет на чувства и в целом уязвимость — вырастают мужчины, у которых будут трудности в чувствовании, а значит — в возможности сопереживать, договариваться, уступать и получать помощь. И тут такая грустная логика: не умеешь контактировать со своими чувствами (эмоциональная «толстокожесть», сдержанность «настоящего мужчины») — не умеешь слышать чувства другого человека — легче причиняешь ему боль.

Во взрослой жизни на нас по-прежнему давят мужские и женские роли. Например, от супруги ждут, что она будет заниматься домом и хозяйством, а муж её при этом «обеспечит» семью. В этом ничего плохого нет, если люди сделали такой выбор по своей воле, а не следуют патриархальным традициям, чтобы быть не хуже других. 

— Многим кажется, что они сами вот так и выбрали: муж зарабатывает, жена — красивая, воспитывает детей и варит борщи. Но здесь частенько только декларируется равенство, а на самом деле, «кто девушку кормит, тот девушку и танцует». И женщина частенько, не работая и не имея собственного дохода, становится социально незащищённой и теряет уверенность в себе, внутреннюю опору. Мужчина же, уходя с головой в работу и зарабатывание, теряет здоровье и близость с семьёй, детьми.

Что делать, если вы столкнулись с неприятием окружения, как защититься от сексистских выпадов, агрессии в соцсетях? Ответ психолога прост — двигаться дальше и никого не слушать.

— Главная задача — укреплять уверенность в праве на свой собственный выбор и свой индивидуальный путь вне зависимости от гендера, возраста, места жительства, цвета волос и чего угодно еще. Ну и, конечно, находить людей, созвучных твоим ценностям и смыслам. Тех, кто будет поддерживать на этом пути. Да, часто это означает стать «плохой» для своего привычного окружения. Но это можно пережить, — подытожила Юлия Бокачёва.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика