В Кемерове на правом берегу Томи на месте поклонного креста установят 14-метровую скульптуру Святой Варвары на постаменте-часовне высотой в 10 метров. Какие местные законы ради этого пришлось изменить, навредит ли строительство экосистеме бора, почему не было общественных слушаний и что думают об этом проекте люди читайте в материале А42.RU.
Поправки в закон о Рудничном боре
Кемеровские депутаты изменили решение о создании особо охраняемой природной территории местного значения «Природный комплекс Рудничный бор». Теперь там допускается установка малых архитектурных форм и скульптур. Федеральное законодательство не регламентирует их высоту, поэтому 24-метровую достопримечательность в бору установить можно.
Проект скульптуры Святой Варвары ещё не начали разрабатывать. О стоимости работ и источниках финансирования говорить рано, отметил глава горсовета Николай Сенчуров. По его словам, в ближайшее время в Сосновом бору будет проведено территориальное зонирование.
— Мы сейчас говорим о необходимости проведения экологической экспертизы данной территории, скорее всего, это будет делаться по результатам определенного конкурса, конечно же, это будут делать профильные специалисты, обладающие определёнными навыками и компетенциями в данной сфере. По срокам: я думаю, что в конце зимы — в начале весны мы будем это решение принимать.
«Там уже сохранять нечего»
Доктор биологических наук Юрий Манаков сообщил на встрече с журналистами, что в том месте, где планируется установить скульптуру Святой Варвары, всё живое уже уничтожено.
— Рудничный бор не является диким лесом. Место действительно уникальное, но столетняя история превратила его в антропогенно-изменённый лес. На любой территории, которая подвержена рекреационному воздействию, необходимо организовать отдых и благоустроить его, чтобы люди себя комфортно чувствовали. Для того, чтобы сохранить экосистемные услуги бора, нужно обеспечить природоохранные мероприятия.
В доказательство Юрий Манаков приводит результаты исследования, которое проводилось в 2013 году группой учёных в течение лета в Сосновом бору. Они изучали «участие луговых видов, состояние подстилки, нарушение растительного покрова».
— На месте, где планируют установить статую, на смотровой площадке, уже нарушен растительный покров. <…> Настолько, что сохранять там уже нечего, — подчеркнул он.
Как повлияет на животных и птиц Соснового бора установка скульптуры и благоустройство прогулочных зон, неизвестно. Таких исследований не проводилось.
Почему не было слушаний
Общественные слушания по поводу изменений в законодательство и установки новой скульптуры не проводились.
— При принятии решения мы руководствовались тем, что все депутаты горсовета при проведении ежемесячных приёмов обсуждали с жителями подобные новации. Это было в октябре–ноябре. За эти два месяца не было негативного отношения по поводу подобной скульптуры, — отметил председатель городского совета народных депутатов Николай Сенчуров. — Решение о проведении общественных слушаний принимается депутатским корпусом по отдельно взятому вопросу. В данном случае мы не почувствовали необходимости подобного обсуждения. Альтернативная точка зрения формируется в интернете абсолютно определённой группой граждан.
Мы собрали мнения экспертов об установке скульптуры в Сосновом бору.
«Против»: скульптура святой не вписывается в православную традицию
Екатерина Кирсанова, культуролог:
— В православной церкви не было традиции ставить больших скульптурных изображений святых, Христа и Богородицы. Такие форматы есть в других религиях и конфессиях. Например, гигантские статуи Христа есть в Латинской Америке. Такой опыт есть у стран буддизма. Но для православных главным объектом является именно храм. Установка поклонного креста тоже вписывается в русскую культуру. А 14-метровая скульптура — нет.
На мой взгляд, установка подобной скульптуры невозможна без общегородского референдума. Она появится в Сосновом бору — общественном пространстве, которое к тому же имеет статус особо охраняемой природной территории. У всех должно быть право голоса, независимо от вероисповедания.
«За»: новый духовный символ
Евгений Иванов, председатель комитета по взаимодействию с религиозными организациями администрации Кемеровской области:
— В Рио-де-Жанейро есть статуя Христа Спасителя, существует и масса других примеров. И в нашей стране, и в Европе. У нас это Родина-мать, монументальная композиция в Волгограде, это Русский солдат Алёша в болгарском Пловдиве, статуя Свободы в Нью-Йорке... Если говорить о религиозных символах, многие отмечали, что в странах юго-восточной Азии установлены скульптурные композиции Будды. Я сам два раза в Гонконге был, поднимался к большому Будде. Это интересно, захватывающе. Получается своего рода паломничество, духовное развитие.
То, что в нашем регионе появится такой памятник — хорошо. У Кузбасса будет новый духовный символ. Это новый шаг к нашему развитию. Нам не предлагается что-то такое, что противно человеческому взгляду или человеческой философии. Это святая. Она почитается не только в православной церкви, но и в англиканской, католической. Не случайно много провинций и посёлков названы в честь Санта-Барбары.
«Против»: нарушение исторического ландшафта
Сергей Зыков, председатель Кемеровской региональной организации Союза архитекторов России:
— Решение об установке скульптуры 14-метровой Святой Варвары на 10-метровом постаменте-часовне на правом берегу Томи, рядом с поклонным крестом, приняли без широкого обсуждения. Общественных слушаний не было. Ни городские, ни областные власти, никто не привлёк профессиональное архитектурное сообщество — Союз архитекторов — для обсуждения этого архиважного вопроса. Не созывался градостроительный Совет, который должен обсуждать такие серьёзные работы, влияющие на панораму города, его исторический природный ландшафт. К качеству принятого архитектурно-художественного решения монументальной скульптурной композиции и к месту её размещения тоже много вопросов у профессионального сообщества.
Я не поддерживаю этот проект категорически. Вопросы негативного экологического воздействия на бор, экономической и идеологической целесообразности — тема отдельного разговора. Меня как архитектора и старожила Кемерова прежде волнует нарушение исторического ландшафта бора и правого берега Томи, композиционный диссонанс с монументом Эрнста Неизвестного, скульптора с мировым именем, «Память шахтерам Кузбасса».
«За»: объединяющий проект
Радомир Закиров, член Общественной палаты Кемеровской области:
— Святая Варвара в Кузбассе особо почитается, это близкая нам святая. Появление в шахтёрском регионе её скульптуры вполне объяснимо. Идею установки этого символа в Кемерове я поддерживаю и одобряю. Это интересный и полезный проект, символичный и объединяющий всех нас. Варвара — покровительница шахтёров, а у нас шахтёрский край. Сколько наши горняки вынесли, на их плечах и угледобыча в войну, и восстановление региона, и непростой современный период. Сколько уголь забрал жизней… Помнить об этом важно.
«Против»: вред для Соснового бора
Денис Застрелов, член Общественного совета по вопросам окружающей среды и экологической безопасности при администрации города Кемерово:
— Скульптуру Святой Варвары поставить в Кемерове можно — идея сама по себе неплохая. Но только не в бору. Казалось бы, мы хотим сделать что-то хорошее, созидательное, дать региону новый символ. Но при этом другой – Сосновый бор, который во все времена сохраняли – разрушаем. Зачем создавать одно в ущерб другому?
И дело не только в скульптуре. Да, в своё время для машин закрыли доступ в бор, чтобы его уберечь, а сейчас туда въедет строительная техника. Страшнее другое: новый объект потянет за собой инфраструктуру — освещение, асфальт... Уже есть территории в бору, которые захвачены в частную собственность — это его ахиллесова пята. Думаю, что после установки скульптуры там снова появится активность. Там лакомая земля для многих предпринимателей.
Новая достопримечательность — это центр притяжения людей. И ставить её надо там, где территорию нужно благоустроить. Такой объект должен работать на город. В случае с бором эта ситуация приведёт к конфликту между желанием сохранить бор и его освоить. Когда хотели строить канатную дорогу, я высказывал те же опасения.
«За»: вреда не будет, если проектировать грамотно
Юрий Скворцов, заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области:
— Бор для кемеровчан — это подарок, место для оздоровления, прогулок. Попытки благоустроить это место были всегда. Однако стоит учитывать, что для того, чтобы проводить какие-то работы по благоустройству, нужно определить четкие зоны: какие территории заповедные, а какие нет. Считаю, что установка скульптуры бору не повредит, если будет грамотно спроектирована. Для этого необходима помощь ученых и экологическое решение общественников.
«Против»: нет художественной ценности
Владимир Черепанов, идеалист POWER Brand, один из авторов бренда «Шерегеш»:
Невозможно двигаться вперёд, развернувшись назад, в прошлое. Мы можем сколько угодно быть благодарными тем, кого с нами нет, но нужно смотреть в будущее, видеть его, формировать его. В этом наша задача как действующего поколения: создавать новые символы, формировать свою новую культуру, делать то, что не делают другие, переосмысливать и открывать новые возможности нашим детям. Для этого нужно качество высшего уровня.
Какие современные объекты, ценные с точки зрения скульптуры появились у нас за последние 20 лет? Правильный ответ —скульптура «Золотая Шория» Даши Намдакова и памятник Шахтерам Эрнста Неизвестного. Все остальное — физиология и клише, вроде журавлей на проспекте Ермакова в Новокузнецке или фонтана шахтёров в центре Кемерова. Статуя, которую собираются поставить, относится к той же категории. Давайте признаем, что так делать нельзя, и будем двигаться дальше, создавать что-то действительно ценное, с уважением к себе.
«За»: особо почитаемая святая
Илья Середюк, мэр Кемерова:
— Святая Варвара особо почитаема в Кузбассе и у жителей города Кемерово. Было много размышлений, где разместить статую этой святой. И на сессии городского совета народных депутатов было единогласно принято решение о возможности размещения скульптуры в Сосновом бору. По мнению архитекторов, она органично вписывается в архитектуру города, расположена недалеко от того места, где был найден уголь. А по мнению экологов, это не навредит природе нашего бора.
История Соснового бора и его «окультуривания»
Владимир Сухацкий, журналист, краевед:
— Сосновый бор возник 12 000 лет назад. Это потомок ленточных боров, реликтовый лес, кусок дикой барзасской тайги в самом центре города. Он превосходит своими размерами Гайд-парк в Лондоне и Центральный парк в Нью-Йорке. Сам бор — памятник природы, его нужно сохранить.
До революции и после неё бор не тронули. Ни одной крепи из сосны не было в шахтах нашего города. Хотя ближайшая располагалась всего в полутора километрах. Во времена АИК Кузбасс сам Рутгерс запретил вырубать деревья в бору. В 1929 году он стал заповедником.
В 1930-м Сталин распорядился разбить большие парки. На месте нынешней надписи «Кузбасс» выросла четырехметровая скульптура Ворошилова, а там, где сейчас крест, – такой же величины скульптура Сталина. Где они сейчас? Никто не знает. Ещё в то время появились в бору танцплощадки, библиотека, киоски, магазины. Потом началась война и окультуривание бора остановилось. Даже в самые трудные времена он сумел выжить — когда остро нужен был строительный лес и пиломатериалы, сосны не тронули.
В 1979-м предприняли очередную попытку использовать бор — решили там сделать парк Победы, вырубили просеку вековых сосен ради осинок, поставили памятник. Это потрясло поэта Геннадия Юрова, он написал поэму «Прощай, Сосновый бор». За это его едва не исключили из КПСС.
В Сосновом бору в 2012 году хотели построить канатную дорогу. Общественным активистам удалось его отстоять. В 2015 году бор стал особо охраняемой природной территорией, въезд машин в него был запрещён.
Желание окультурить бор неистребимо. Сейчас его хотят благоустроить и поставить на правом берегу Томи скульптуру Святой Варвары. Вдумайтесь, 24 метра — это восьмиэтажный дом. Нас убеждают, что сооружение установят аккуратно, с вертолёта. Но там будет работать строительная техника, в бор повезут многочисленные материалы, придётся рыть котлован… Так ли это безопасно для него?
Есть альтернатива. В Кемерове есть святое место — Горелая гора. Именно там всё началось: и угольная промышленность, и Кузбасс. Копикуз — это штаб промышленного освоения региона. Это одно из четырёх 100-летних зданий в Кемерове. И памятник архитектуры находится в частных руках, продаётся. На Горелой горе недалеко от Копикуза стояла Никольская церковь. Она была уничтожена. Именно на её месте мог бы появиться памятник. Территория рядом с ней нуждается в том, чтобы её облагородили. И бор в таком случае не пострадает.