В Кемерове живо обсуждают установку памятника Святой Варваре в Сосновом бору. Мнения разделились — одни хотят сохранить природный заповедник от «благоустройства» и установки «малой архитектурной формы» высотой в 24 метра, другие настаивают, что именно эти шаги прославят Кузбасс. А42.RU поразмышлял вместе с жителями региона — где ещё поставить скульптуру Святой Варвары, если не в бору?
Одна из идей содержится в открытом письме деятелей архитектуры, науки, культуры и спорта к Сергею Цивилёву:
«…Идея установки скульптуры Святой Варвары, покровительницы шахтеров, именно в Бору не имеет абсолютно никакого исторического объяснения. Было бы логичнее поставить статую Св. Варвары на Горелой горе, возле которой рудознатец Михаил Волков в 1721 году открыл месторождение кузнецкого каменного угля».
Возле церкви или собора
Станислав Оленев, доцент кафедры стилистики и риторики КемГУ:
— Я, честно говоря, не совсем понимаю, почему вдруг возникла острая необходимость в установке огромного памятника святой Варваре. Тем более, что один уже есть на Красной Горке. Есть ощущение, что востребованность памятника обществом и простыми горожанами сильно преувеличена чиновниками. Фразу о том, что Варвара «особо почитаема» в нашем городе воспринимаю исключительно как способ продвижения идеи в массы. Знаю много людей из разных слоёв общества и ни разу не слышал ни о каком особом почитании Варвары. Но если всё-таки установка монумента неизбежна, логично было бы его разместить где-нибудь возле церкви или собора, как это сделано в случае с памятником Петру и Февронии.
На бульваре Строителей
Елена Митрофанова, руководитель фонда «Яркий город»:
— Сначала придумать скульптуру, а потом подбирать под нее место — это неверно. Правильно, когда место диктует что ему нужно.
Но если у нас будет Святая Варвара, то почему бы не поставить ее на бульваре Строителей. Во-первых, она будет здесь хорошо смотреться, во-вторых, у района появится свой символ, в-третьих, бульвар сейчас одно из привлекательных мест города, и если его «усилить» скульптурой, вреда от этого не будет. Если это белёная бронза, она не будет выглядеть пугающе. Только, конечно, не нужно часовен в постаменте, и размер самой скульптуры должен соответствовать окружающей среде.
На месте «Зимней вишни»
Марина Кларисс, журналист:
— Святая Варвара уже стоит на Красной Горке — в музее-заповеднике, где органически вписывается в общий ансамбль музея. Зачем её устанавливать в Сосновом бору, в километре от уже установленной Варвары. Во всём должна быть логика и финансовое обоснование.
Нам говорят о том, что многометровая статуя Святой Великомученицы Варвары на горе станет визитной карточкой города Кемерово. Она, дескать, будет оберегать шахтеров. А покажите мне в Кемерове шахтёров и шахты. Я могу показать бараки, где до сих пор с царских времён живут наши кемеровчане.
Я против установки статуи в городе Кемерово в Сосновом бору. Почему? Бор превратят в парк и бизнес. Землю если не продадут, то отдадут в оперативное управление. Сегодня бор — особо охраняемая территория. [...] Если следовать логике, то она должна стоять на месте, где невинно погибли дети из «Зимней Вишни».
На Люскусе или у здания «Копикуза»
Олег Масленников, старожил Кемерова, экс-депутат городского Совета народных депутатов:
— У меня есть три варианта. Первый — на горе Люскус, где горнолыжники катаются, и есть подъёмник. Оттуда вид на город ещё лучше, потому что не так много промзоны.
Второй — около здания Копикуза на улице Трубной, на Горелой горе, где музей «Красная Горка». И здание надо выкупить из частной собственности, зря оно туда попало. Туда в своё время перетащили обелиск Михайле Волкову, когда место под творение Эрнста Неизвестного освобождали.
Третий — перед цирком. Там когда-то закладывали камень для будущего монумента Шахтёру, это приблизительно начало 1980-х. Шахтёру нашли другое место, там что-то просится, вместо площадки для выгула собак. Это место мне больше всего нравится.
На месте куба к 100-летию Кемерова
Александр Коновалов, профессор кафедры философии и общественных наук института истории и международных отношений КемГУ:
— Если Кемерово действительно нуждается во второй скульптуре Святой Варвары, то помимо Горелой горы, о которой шла речь в коллективном обращении, можно было бы рассмотреть холм перед цирком (когда-то там планировали поставить монумент «Шахтёрская слава») или взгорье между Красноармейским и Университетским мостом (при этом было бы вполне уместно демонтировать плагиатский куб к 100-летию Кемерова). Как вариант допускаю и площадь к 300-летию Кузбасса, которая планируется на территории садоводческого товарищества «Притомское». Вариантов много, вопрос требует изучения и анализа мнения экспертов. Административный нажим здесь совершенно недопустим.
Установить не святую Варвару в Кемерове, а Илью-Пророка – в Новокузнецке
Ростислав Бардокин, директор телерадиообъединения «Ново-ТВ» (Новокузнецк):
— Если хочется поставить что-то большое и православное в Кузбассе, то вот мое предложение. В Новокузнецке есть давний святой — Илья-Пророк. Согласно всем летописям, в том числе и конюховской, он являлся во время штурма Кузнецкой крепости кочевникам и разгонял их. Есть у нас Ильинская церковь, одна из старейших в Кузбассе, откуда каждый год идёт крестный ход.
В Новокузнецке рассматривался вариант в рамках 400-летия поставить памятник Илье-Пророку на горе Соколухе — это самая высокая точка города, оттуда прекрасный вид открывается. И это не памятник природы. Такое решение стало бы компромиссом.
У храма Святой Варвары
Елена Точилкина, лайфкоуч, руководитель клуба онкопозитивных кемеровчан:
— Я против, чтобы памятник ставили в Сосновом бору. Если уж есть такая необходимость, то у нас существует храм Святой Варвары на ФПК. Можно было бы установить скульптуру с изображением святой там. А вообще средства, которые хотят потратить на памятник, я бы направила на поддержание музея «Красная Горка», научные изыскания по истории города Кемерово. Или на поддержание техники безопасности на угольных предприятиях.