21 января 2019 в 16:09 Общество

Деньги от ума: как развивать креативный бизнес в Кемерове

В Кемерове более 3 000 компаний малого и среднего бизнеса работают в сфере креативной экономики. Это образование, медицина, программирование, медиа, культура и другие отрасли, основанные на интеллектуальном труде, творчестве и высоких технологиях.

Участники «Закрытого клуба» в рамках проекта «Цифровой город» обсуждали, нужен ли Кемерову креативный бизнес, что он даёт городу и могут ли жители экспортировать свои проекты в другие регионы. Модератором встречи стала Анна Кузьмина, PR-директор Good Line

Что такое креативная экономика

В современном мире воображение и изобретательность определяют, что хотят сделать люди и что они готовы купить, отмечал Джон Хоукинс, член Консультационного Совета по креативной экономике ООН.

Креативный сектор ещё в 2013-м стал одним из наиболее быстрорастущих в мировой экономике, согласно докладу ЮНЕСКО. Причём не только с точки зрения получения дохода, но и создания рабочих мест и экспортных поступлений. Большая часть мировых интеллектуальных и творческих ресурсов инвестируются в отрасли, приносящие нематериальные результаты. Творчество и инновации стали богатством в ХХI веке.

— К креативному бизнесу относится всё, что касается интеллекта и развития творческих способностей. Это образование, стимулирующее развитие инноваций, медицина, программирование, информационные технологии и программное обеспечение, спорт и развлечения, музеи, театры и библиотеки. Креативная экономика противопоставляется традиционной как ориентированная на человека как личность и его потребности, в том числе интеллектуальные, — объясняет Ирина Федченко, аналитик, консультант, специалист по управленческой эффективности.

Малый и средний бизнес в креативном секторе в Кемерове

Как креативная сфера представлена в Кемерове

На январь 2019-го в Кемерове креативной индустрией занимаются 3 975 компаний, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство из них оказывает правовые и бухгалтерские услуги (775), на втором месте — архитектура и инженерно-техническое проектирование (495), на третьем — разработка программного обеспечения и консультирование (440). Немного отстают реклама и исследование рынка (419), а также медицина (335).

В сравнении с городами со сходной численностью — Новокузнецком, Липецком, Оренбургом — Кемерово лидирует по числу субъектов малого и среднего предпринимательства. Его превосходят Владивосток, Томск, Набережные Челны, Рязань. Среди восьми городов с населением более 500 000 человек областной центр Кузбасса находится на пятом месте, в то время как южная столица, Новокузнецк – на восьмом.

По числу компаний малого и среднего бизнеса, относящихся к креативному сектору, Кемерово находится на третьем месте, а Новокузнецк – на восьмом. Лидером рейтинга с огромным отрывом стал Владивосток (6328), на втором месте — Томск (5 095).

— При невысоком уровне развития сектора малого и среднего предпринимательства относительно других городов Кемерово и Новокузнецк характеризируются достаточно высокой долей креативного сектора с высокой устойчивостью этого сектора — продолжительностью работы более двух лет, — отмечает Ирина Федченко.

Топ-5 видов деятельности креативной экономики Кемерова 

Проблемы креативного бизнеса

Многие отрасли креативного бизнеса не находят отклика у потребителей в Кемерове. По мнению участников «Закрытого клуба», компании творческой и интеллектуальной сферы нуждаются в поддержке.

— В Кемерове не сформирован арт-рынок, он низкий. В городе нет потребности в креативном бизнесе, в потреблении его продуктов. Хотя есть компании, которые готовые их производить, — отмечает Наталья Бледнова, заместитель начальника отдела культуры, спорта и молодежной политики Администрации Кемерова.

Многие люди предпочитают театру и выставкам телевидение. Об этом говорят статистические данные.

— Рейтинги телепрограмм на новогодние праздники превзошли показатели за аналогичные периоды прошлых лет. Это связано с тем, что на каникулах люди находились дома, чтобы сэкономить деньги, — отмечает Татьяна Сергеева, директор филиала рекламной компании «Регион Медиа». — Считаю, что небольшое число потребителей креативного бизнеса в Кемерове связано с платежеспособностью населения. Она ниже, чем в соседних регионах — Томской и Новосибирской областях, в Красноярском крае. Ещё ниже этот показатель в Алтайском крае.

Сложившаяся ситуация замедляет развитие рынка, полагает Ирина Федченко.

— Чтобы высокачественная продукция выпускалась, должны появится взыскательные потребители, требовательные к ее качеству. В Кемерове низкий уровень взыскательных к потребителей. Между тем, растущее их число стимулирует рынок к развитию.

Куда едут кемеровчане за услугами, которых нет в нашем городе? В соседние регионы. Отсюда и популярность автобусных туров в Новосибирск. 

Зачем запускать проекты в соседних регионах

Креативный бизнес Кемерова готов предлагать свои продукты другим регионам. Расширение и экспорт — это путь к дальнейшему развитию и росту доходов. Анастасия Захарова, создательница проекта «Модная среда», планирует выйти на новые рынки.

— Я бы хотела в дальнейшем запустить «Модную среду» в других регионах. Дело даже не в прибыли. Мне, как творческому человеку, нужно видеть, что происходит в других городах. В Кемерове я организую мероприятия много лет, мне нужен новый опыт, культурный обмен, — отмечает она.

— Вам хочется попробовать свои силы там, где требования к продукту выше, — отмечает Ирина Федченко.

— Да, благодаря этому проект в Кемерове станет более интересным, — соглашается Анастасия.

Как отмечает Ирина Федченко, планы Анастасии Захаровой вполне перспективны. Запуск аналогичного проекта на близлежащих рынках — в Красноярске и Новосибирске — позволяет заработать в два-три раза больше, чем в родном городе. А также привлечь от 2 до 5 раз больше публики, что увеличивает отдачу от проекта. Но есть и минус — в других регионах выше конкуренция. Поэтому экспорт может оказаться рискованным шагом, если всё не просчитать.

Экспорт креативного бизнеса принесёт компаниям дополнительные деньги. Это положительно повлияет на бренд Кузбасса, если в другие регионы будет представлен продукт с местной идентичностью, считает Анна Кузьмина, PR-директор Good Line.

К сожалению, пока мало таких примеров. О Кузбассе в России узнают благодаря известным людям, которые здесь жили — от космонавтов до актёров театра и кино. Широко известные за пределами региона бренды — это горнолыжный курорт Шерегеш и марка I'm Siberian, созданная в Новокузнецке.

Что дальше?

Кемерову нужен креативный бизнес. Он приносит деньги в городскую и областную казну, создаёт рабочие места для тысяч людей, позволяет сотрудникам и собственникам компаний реализовывать свои амбиции и развиваться в родном городе. 

— Креативный бизнес подтверждает статус города. Без этой составляющей современный город невозможен, — подчёркивает Ирина Федченко.

Как поддержать современный креативный бизнес? Создать новые инструменты для взаимодействия с ним. Как отмечает Ирина Федченко, программы поддержки малого и среднего бизнеса в большинстве своём ориентированы на малые предприятия с коллективами больше 15 человек и оборотом более 100 миллионов рублей. Таких компаний в Кемерове всего 1115. Около 20 000 — это микробизнес, где приходится 1-2 человека на предприятие. Его представители не берут крупных кредитов и не имеют больших активов. Это и есть предприниматели с их компетенциями, с которыми нужно налаживать диалог.

При этом у потребителей нужно формировать интерес к продуктом и услугам креативной индустрии.

— Информация о креативном бизнесе должна быть открытой. Жителям города нужно рассказывать, что они могут научиться рисовать, послушать лекцию, отправить ребёнка на занятия творческом… Креативному сектору нужно выйти из серой зоны. На сегодняшний день не всем знакомо понятие «креативный бизнес», — предлагает Ольга Карасёва, заместитель директора по концертной деятельности Музыкального театра Кузбасса.

Пока власть не готова дать поддержку креативному бизнесу, он может уйти в самоорганизацию — ассоциации и консорциумы. Но это временная мера.

— В Кемерове невысок спрос на креативные технологии, хотя потенциал есть. У бизнеса нет стремления повышать квалификацию и делать что-то более сложное. Продукт высокого уровня труднее продать. Это сильный барьер. Люди остаются, чтобы довольствоваться малым, или уезжают, — отмечает Ирина Федченко.

По мнению участников «Закрытого клуба», Кемерово нуждается в интеграторе креативных решений, который будет связывать потребителей на разных рынках, организовывать экспорт товаров и услуг в другие регионы. Эта ниша пока свободна. Если появятся компании, которые возьмут на себя эти задачи, нам удастся не только сохранить креативный сектор в экономике Кузбасса, но и преумножить его.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика