1 марта 2019 в 13:39 Общество

Антигейский хлеб: что грозит братьям Ипатовым

Волна негодования, смеха и желчи прокатилась по Кемерову в связи с открытием хлебного магазина. Да не какого-то, а созданного по подобию магазина Германа Стерлигова. Конечно, со знаменитой на всю страну табличкой: «Пидарасам вход запрещён». 

A42.RU решил разобраться, оскорбительно ли это для сексуальных меньшинств, что может грозить бизнесмену и «богоугодно» ли брать за булку хлеба 650 рублей.

По-православному ли?

Ещё в 2017 году общественность всколыхнуло открытие магазинов Германа Стерлигова с антигейскими табличками. Но шумели тогда в Москве, Санкт-Петербурге и Кирове, а сейчас вот — в Кемерове. В феврале этого года магазин а-ля Стерлиговы появился на улице Орджоникидзе, 4. Здесь всё в лучших традициях скандальных пекарен — хлеб за 650 рублей, провокационная табличка «Пидарасам вход запрещён» и даже продукция Стерлиговых. Только владелец не Герман, а братья Ипатовы.

Но миловидная продавщица говорит, что это не франшиза, даже несмотря на то, что стиль кемеровской пекарни копирует магазины Стерлигова вплоть до мелочей. 

— У Стерлиговых только зерно закупается. А хлеб делается вблизи Елыкаево. Там стоят амбары, мельницы, колодец, из которого вода берётся, свои печки и дрова. Это всё в открытом доступе. Как по мне, мы к Стерлиговым отношения не имеем. Но начальник копирует их. Как понимаю, это что-то типа партнёрской договорённости, — рассказала нашему корреспонденту работница магазина.

Наибольший ажиотаж в обществе вызвала, конечно, табличка, запрещающая людям нетрадиционной ориентации входить в магазин. Сам Герман Стерлигов объяснил это «христианской позицией», но никак не маркетинговым ходом ради увеличения продаж. Примечательно, что у Стерлигова есть последователи, которые стали размещать такие таблички в парках, в своих офисах, в новых пекарнях, взять хотя бы Кемерово.

При этом представители РПЦ высказывают свои сомнения насчёт истинно православной подоплёки подобных убеждений.

— Если мы ориентируемся на христианство как на некое мерило нравственности, то гомосексуализм — это грех. Если человек хочет помочь ближнему избавиться от греха, то самым действенным способом будет увещевание, неразрывно соединенное с любовью, которая является главным содержанием Евангелие. Если же грех будет обличаться без любви, то это будет малодейственно. Назвать его можно будет осуждением, и это превозношение обличителя, что тоже является грехом с точки зрения христианской нравственности. Поэтому мне не близка позиция ни одной из сторон, ведь ни у одной из них нет подлинной христианской любви, — говорит руководитель информационной службы Кемеровской епархии Вячеслав Ланский.

Аналогичной точки зрения придерживается другой представитель Русской православной церкви.

— Православные каноны не регламентируют такие мелочи, как ругательная надпись. Поэтому приходится ориентироваться на более фундаметальные вещи, например, Писание и Предание. В них гомосексуализм безусловно считается грехом, но это вовсе не означает, что нужно истреблять грех вместе с человеком. Независимо от того, какие грехи совершает человек, он сохраняет в себе образ Божий и нуждается в исцелении от греха, а не в том, чтобы умереть вместе с ним. В христианстве есть принцип — люби грешника и ненавидь грех. Это означает, что ненависть к гомосексуалистам, в отличие от ненависти к самому греху гомосексуализма, не является христианской чертой, — говорит диакон Сергей Сизов.

Маркетолог действительно признаёт, что скандальные утверждения в магазине по продаже хлеба смогли создать нужный эффект — шумиху и хайп. Но вот будет ли это действенно в плане получения прибыли — другой вопрос. 

Доцент кафедры менеджмента и бизнес-технологий Кемеровского института РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Наталья Дмитриева:

— Сегодня житель большого города видит и слышит до 3 000 рекламных призывов в день. Запоминает единицы. В этих условиях первая задача рекламы — попасть в поле зрения потребителя. Она решается через частоту повторения рекламы, её огромные размеры, использование приёмов движения и контраста, а также через провокацию. Три кита провокации — секс, юмор, страх. Пекарня умудрилась использовать всё это одновременно. Шикарный ход, блестящее решение задачи! Но помимо задачи номер один (внимание) у рекламы есть ещё три — вызвать интерес, возбудить желание обладать товаром и побудить к действию. Задача номер два, возможно, частично решена. А по поводу третьей и четвертой возникают большие сомнения. Скорее нет, чем да. Провокации в рекламе хорошо работают, то есть приводят к продажам, когда сам товар провокационный (футболки с пикантными надписями, к примеру) и его целевая аудитория — любители смелых забав. В сегменте «обычных» товаров крайне сложно найти данные, подтверждающие рост объёмов продаж через провокационную рекламу.

А как же цена? 

Но если одних задела табличка, другие обратили внимание на цену хлеба. По данным Кемеровостата за январь 2019 года, средняя стоимость хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта за килограмм равняется 92,35 рубля. Здесь же — 650 рублей за такую же единицу измерения.

Сам Стерлигов объяснял такие цены «высокой трудоёмкостью производства экологически чистого продукта и небольшими объёмами создаваемой продукции». В случае с братьями Ипатовыми, пожалуй, причина такой стоимости кроется в том же. По словам продавщицы, сами владельцы с вечера начинают готовить хлеб, замешивают тесто, а утром выпекают его небольшими партиями (около 10 булок) и привозят горячим в магазин. Если верить записям в магазине на доске, то в приготовлении используются «зерно с отдохнувших полей», «цельнозерновая мука с каменных жерновов», «колодезная вода», а пекарь «не содомит». Проверка правдивости этих утверждений и реального качества продукта представляется с трудом.

При этом повлиять на ценообразование представители надзорного ведомства не могут. 

— Предприниматель может вести деятельность в соответствии со своими представлениями и устанавливать такую стоимость продукта, которую он считает нужной. Государство не регулирует цены, которые устанавливают индивидуальные предприниматели на свою продукцию. Если бы доля бизнесмена на рынке превышала 35%, то в таком случае антимонопольные органы могли бы запросить обоснование цены. Но речь идёт не о монополисте, у кемеровчан есть выбор, где покупать данную продукцию, этот рынок высококонкурентен. Если человеку не нравятся цены или убеждения компании, он всегда может выбрать другой магазин, — сообщили корреспонденту A42.RU в пресс-службе УФАС по Кемеровской области.

Оскорбление или нет? 

Наличие слова «пидарас» в СМИ стало предметом обсуждения у кемеровчан. Но представитель Роскомнадзора пояснил, что оно не является нецензурным.

— Мы делали запрос в Институт русского языка, чтобы нам предоставили список слов, которые являются нецензурными. Слово «пидарас» таковым не является, это бранное слово. Его разрешено употреблять в СМИ при наличии на сайте маркера 18+, — пояснил начальник отдела контроля в сфере массовых коммуникаций управления Роскомнадзора по Кемеровской области Валерий Жаронкин

Это же подтверждает лингвист-эксперт.

— Безусловно, слово «пидо(а)рас» в значении «гомосексуалист» грубое, бранное, относится к обсценной лексике, оскорбительное. Я считаю, что такая табличка с помощью лексико-синтаксических средств выражает резко негативное отношение к гомосексуалистам. Тем более, оно акцентируется дважды: на других фото есть фраза, пусть с орфографической ошибкой — «Пекарь не садомит». Я такого отношения не одобряю. Обычно его демонстрируют люди, которые сильно боятся таких проявлений гомосексуальности у себя. Поэтому, я думаю, чем больше человек кричит о своей нелюбви к геям, тем больше он подозревает в себе латентную гомосексуальность. Людям с нормальной сексуальной жизнью и адекватной самооценкой всё равно, кто с кем спит, — считает кандидат филологических наук, эксперт-лингвист Нина Обелюнас.

Сами представители ЛГБТ считают подобные таблички оскорбляющими и дискриминационными.

— Если это публичный бизнес, то, очевидно, что ограничение доступа к нему людей по личностным характеристикам недопустимо и должно караться по закону. Но я считаю, что нужно создавать условия, чтобы бизнесу было невыгодно делать бизнес на гомофобии или трансфобии. Для этого необходимо создание в обществе атмосферы нетерпимости к подобной дискриминации людей. Например, открытие такого магазина в цивилизованной стране просто приведёт к банкротству этого бизнеса, поскольку даже гетеросексуалы туда перестанут ходить, — отмечает известный ЛГБТ-активист Николай Алексеев.

— Такие таблички являются нарушением федерального закона и Конституции. Я считают их дискриминационными, гомофобскими и нарушающими права граждан. Запреты в отношении гомосексуалов проявляются во всём. Люди боятся ходить с радужными значками, боятся говорить открыто, поэтому и уезжают. Подобные таблички гомофобны, человек, который проходит мимо них (независимо от того, какой он ориентации), не чувствует себя в безопасности. А гомофобы знают, что им за подобное проявление ничего не будет, — считает организатор Санкт-Петербургского ЛГБТ прайда Алексей Назаров.

Буква закона

Кроме употребления бранного слова, жителей Кемерова волнует и другой вопрос — грозит ли за подобное высказывание какое-то наказание братьям Ипатовым. Корреспонденты A42.RU вместе со специалистами собрали ряд моментов, по которым возможно было бы привлечь к ответственности бизнесменов.

Оскорбление

В размещении такой таблички нет состава уголовного преступления, так как статья об уголовной ответственности за данное нарушение декриминализована. Под статью 282 УК РФ «Экстремизм» эти действия не подходят из-за того, что здесь нет прямых высказываний, призывов, направленных на возбуждение ненависти или вражды. Впрочем, привлечь к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ тоже нет оснований, полагают юристы. Суть в том, что обращение адресовано не конкретному лицу, а неопределённой группе лиц. 

— А вот отдельный гражданин, которому могло быть адресовано данное выражение, вполне может обратиться с заявлением в полицию. Достаточно сказать, что его оскорбляют, имея при этом доказательства — свидетельские показания, а лучше видеосъёмку, — поясняет председатель коллегии адвокатов «Юрпроект» Дмитрий Малинин. 

Дискриминация

Дискриминация представляет собой нарушение прав, свобод и законных интересов человека или гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. По словам Дмитрия Малинина, гомосексуалов вполне можно отнести к социальной группе по половой ориентации. 

— При этом дискриминация должна быть в чём-то выражена. Нельзя увидеть табличку со словом «пидарас» и сказать, что это дискриминация. Например, отказ продать булку хлеба из-за принадлежности определенной группе лиц — это дискриминация, — добавляет Малинин.

Нарушение прав потребителя

По закону с бизнесменов можно получить компенсацию морального вреда через суд.  Причинить его могут нарушения продавцом прав потребителя и нарушение публичного договора. Существует постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 о правилах продажи отдельных видов товаров: условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей. 

— Есть определённые требования, которые такие организации, работающие публично, выполняют. А именно предоставление услуг неограниченному кругу лиц. Они не могут одним запретить продавать товар, а другим разрешить. В рамках судебного разбирательства должна быть проведена лингвистическая экспертиза, которая установит, что слово «пидарас» в значении «гомосексуал» является оскорбительным. Если суд встанет на сторону истца, то ответственности подвергнется владелец, несмотря на то, что хлеб не продал наёмный рабочий. Продавец может даже не придерживаться таких взглядов на самом деле, но он является исполнителем, сотрудник не подлежит ответственности, — говорит Дмитрий Малинин.

Плюс статья 19 Конституции РФ диктует нам равенство человека и гражданина вне зависимости от пола, расы, национальности и так далее. Гомосексуальная ориентация не должна быть причиной нарушения прямого права человека. 

Но для суда у истца должны быть веские доказательства вины предпринимателей (видеосъёмка, запись в книге жалоб и предложений, показания свидетелей). Само наличие таблички только гипотетически может быть основанием для судебного разбирательства, а на практике должен быть зафиксирован факт отказа от продажи хлеба людям нетрадиционной ориентации. Плюс в данном случае можно подать жалобу в Роспотребнадзор. Правда, выяснить, какие санкции тогда грозят магазину нашим корреспондентам не удалось — в Управлении Роспотребнадзора по Кемеровской области не смогли предоставить оперативный ответ на запрос.

Закон «О рекламе»

Теоретически табличка может быть расценена как рекламная. Но по факту она представляет собой, как признал маркетолог, создание определённого имиджа компании. К тому же согласно закону «О рекламе», данная табличка не попадает под понятие рекламы и не может быть основанием для привлечения к административной ответственности. Это подтверждают представители УФАС по Кемеровской области, которые заявили, что табличка не представляет собой рекламную акцию. 

Так, грозит ли что-то братьям Ипатовым? Организатор Санкт-Петербургского ЛГБТ прайда Алексей Назаров отмечает невозможность борьбы с подобными пекарнями, в которых размещают таблички «Пидарасам вход запрещён». 

— Несмотря на ажиотаж и даже вмешательство суда, не все магазины Стерлигова закрылись в Санкт-Петербурге и Москве. Бороться с подобным просто невозможно. Если брать только закон, то да, всё выходит довольно гладко. Юристы в Питере говорят то же самое. Но сама по себе процедура невозможна. Да, суд предписывал убрать таблички или назначал штраф, но продолжать свою деятельность после этого Стерлигов ведь не перестал, — считает Алексей Назаров.

По мнению Дмитрия Малинина, действительно привлечь к ответственности предпринимателя в таком случае представляется довольно сложным. 

Фото: Антигейский хлеб: что грозит братьям Ипатовым 3

Председатель коллегии адвокатов «Юрпроект» Дмитрий Малинин: 

Навряд ли владельцы кафе могут быть привлечены к публичной (уголовной, административной) ответственности. При этом стоит отметить, что данная табличка в силу несоответствия гражданскому законодательству не порождает правовых последствий в виде невозможности покупки в данном магазине хлеба определенной категорией граждан. Размещение такой надписи не должно давать им преимуществ в плане клиентуры. Это люди, которые хотели создать эпатаж, молодцы, у них это получилось. Но не надо на это так остро реагировать.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика