Автопутешествия по миру — одно из самых актуальных сегодня направлений travel-индустрии. Ирина Сидоренко родом из Полысаева одна из тех, кто решил бросить всё и умчаться навстречу приключениям. Однажды она ушла с поста PR-директора московского агентства по недвижимости, снарядила машину и отправилась в кругосветное путешествие. С собой взяла только собаку Грету и мечту увидеть мир. Два года, 60 стран и 100 000 километров — всё о своей кругосветке Ирина рассказала корреспонденту A42.RU.
«Хотелось просто посмотреть мир»
— Ирина, как вы решились на путешествие в таком необычном формате?
Я давно мечтала о путешествиях. Это необязательно была кругосветка, хотелось просто посмотреть мир. Поскольку у меня тогда не было ни прав, ни машины, изначально думала, что поеду автостопом. Потом, когда появилась хорошая работа и неплохие деньги, собиралась путешествовать самолётом. Но в 2014 году мои друзья уехали в кругосветку на машине, я посмотрела на них и подумала: «Здорово! Это же целый дом на колёсах: не надо задумываться, где спать и что есть, потому что всё можно возить с собой». В 2015 году получила права, купила машину и стала осваивать руль.
-
Ирина с Гретой в Марокко. Фото из архива героини -
Примерно в то же время у меня появилась Грета. Это никак не связано с путешествиями, она случайно пришла в мою жизнь. Впервые мы с ней выехали на машине, когда я собиралась покататься на лыжах. А потом отправились в Марокко на новогодние каникулы. Это был тестовый заезд. Хотелось посмотреть, как собака чувствует себя в пути и готова ли я сама к такому. Всё прошло удачно: Грете понравилось путешествовать, а я поняла, что с ней мне будет комфортнее и спокойнее. Именно там и я окончательно решила: отправляюсь в кругосветку в таком формате. Казалось, всё, что меня окружает, способствует осуществлению этой задумки. Через четыре месяца мы снарядились в путь.
— Как готовились к путешествию?
Предварительно я собрала все документы для себя, машины и собаки, а также прошла курсы морской подготовки. Так как я планировала морские переходы, без этого не обойтись. На курсах тебя учат спасательным работам на воде, правильному поведению при ЧС и общим теоретическим основам мореплавания. Такой сертификат даёт возможность переправляться в качестве члена экипажа, а не пассажира. Это удешевляет путешествие.
И, конечно, я оборудовала машину всем необходимым на случай, если придётся останавливаться где-то вдалеке от цивилизации. У меня всегда с собой баллон воды, автохолодильник с пропитанием, газовая печь с запасом газа, палатка и спальник. Этого хватает, чтобы существовать автономно несколько дней. Хотя подобных непредвиденных ситуаций не возникает. Если и живём одни так долго, то только если нужно переждать выдачу визы, например, или просто хочется уехать и пожить в каком-то конкретном месте. Бывает, что ночуем там, где ночь застала, и это может быть безлюдная пустыня, но надолго в таких условиях мы не задерживаемся.
-
Буркина-Фасо, Западная Африка. Фото из архива героини -
— Сколько в среднем вы тратите в месяц?
От 500 до 1000 долларов. Откуда беру деньги, спросите сейчас вы. Я пишу в кузбасский журнал за гонорар, беру стороннюю работу с текстами. Семья и друзья финансово поддерживают, а также одна организация оказывает помощь. Иногда деньги присылают подписчики в социальных сетях.
Я путешествую бюджетно: ночуем мы в основном в палатке или машине, еду я готовлю сама. Но в каждой стране есть свои особенности и непредвиденные ситуации. Например, в Нигерии небезопасно ночевать на улице, а в Пакистане пришлось оплачивать отель с условиями безопасности для туристов. В Индии и Иране дешевле обходится готовая еда в кафе для местных.
-
Сьерра-Леоне -
Ангола. Фото из архива героини
«Иногда хочется выть и лезть на стены»
— Основную часть пути вы находитесь только вдвоём с собакой. Вам не страшно? Случались ли какие-то опасные для жизни ситуации?
— Конечно, страшно. Я не верю людям, которые говорят, что нет. Страх — это естественное состояние человека. Важно то, как ты к этому относишься. В путешествии бывает всякое. Помню, как в Гвинее на машину напала толпа вооружённых камнями и палками подростков. Они разбили все стёкла, вытащили всё, что можно было взять, и убежали. Авто потом, конечно, пришлось восстанавливать. Стёкла мне вырезали специально под раму, так как подходящие не нашли.
В Танзании мы с собакой шли по глухим джунглям практически по темноте, а когда вернулись, нас поджидали два вооружённых ружьями африканца. Они хотели денег, но я объяснила, что их нет, быстренько села в машину и уехала. Главное в таких ситуациях — вести переговоры и сохранять хладнокровие, не впадать в панику и показать, что ты не боишься, при этом быть дружелюбной.
-
После того, как Ирине разбили стекло в машине. Фото из архива героини -
От мелких преступников и просто нехороших людей спасает Грета. Она, как лакмусовая бумажка — всегда чувствует агрессию и реагирует соответствующим образом: лает и может даже наброситься. В Эфиопии мы поднимались в горку по бездорожью и в какой-то момент из ниоткуда на капот кинулся человек. Грета залаяла на него, он испугался и убежал. Через некоторое время я узнала, что это такой способ вымогательства — потом люди утверждают, что ты их сбила, и требуют деньги.
— А одиночество в пути вы испытываете?
— Одиночество не связано со встречей людей, можно испытывать это чувство и в огромном мегаполисе. Да, порой хочется выть и лезть на стены. Я не железная леди, как многие думают. У меня есть эмоции, бывает упадок сил и настроения, это естественно. Иногда хотелось всё бросить и вернуться, особенно, если я находилась где-то рядом с Россией. Но всё это быстро проходит. В таких ситуациях я связываюсь со своей близкой подругой. У нас с ней есть договорённость — если я говорю: «Ира, я поныть», это значит, что в ответ не нужно давать никаких советов или комментариев, надо просто выслушать. Я ей всё выплёскиваю, успокаиваюсь и еду дальше.
«Это больше из области ощущений»
— В путешествии вы часто останавливаетесь на ночлег у местных. Сложно общаться с иностранцами?
— Я говорю только на русском языке, запас английского небольшой. Договариваюсь с местными по-разному: где-то на английском, где-то жестами, где-то с помощью переводчика. Вообще, я думаю, что, если два человека хотят понять друг друга, они найдут способ. Считать, что незнание языков препятствует путешествию, значит, ограничивать себя. Иногда и без слов всё понятно. На самом деле все языки условны и невербальное общение — самое ценное, что есть в путешествии в этом смысле.
— Как вас принимают в других странах?
— Я два года в кругосветке и проехала 60 стран. Ни в одной из них я не чувствовала холодного или агрессивного отношения к себе. Все эти форс-мажорные ситуации не в счёт, потому что это может произойти в любой стране. Это не нация, это люди. Так что в целом меня везде встречали дружелюбно. Но всё же особенно радушное отношение ко мне, как к гражданке России, я заметила в Сирии, Иране и многих западноафриканских странах. Там я ощущала неподдельную доброту, которую не скроешь ничем.
-
В Кейптауне. Фото из архива героини -
— Бывало ли такое, что хотелось остаться в какой-то стране навсегда?
- Есть страны, которые пришлись по душе, но всё-таки я люблю Россию и хочу жить там после окончания путешествия. Вернуться хотелось бы в Марокко, Сьерра-Леоне, большинство западноафриканских стран. Очень понравились Ангола, ЮАР, Пакистан, Намибия, Иордания, Сирия, Ливан, Иран и Индия. К этим странам прониклась особенно. Причём, если спросить, что мне запомнилось в той или иной стране, я могу не назвать что-то конкретное, но вспомню свои состояния там. Это точно не достопримечательности, которые, кстати, смотрю редко. Предпочитаю дышать воздухом места, в котором я нахожусь, чувствовать, как меня принимают. Это больше из области ощущений, чем осязаний.
— И какие ощущения? Какой он, мир?
— Естественно, одна страна отличается от другой и в каждой можно найти свои особенности. Везде разные люди, природа, архитектура, уровень жизни. Но по моим ощущениям, несмотря на своё разнообразие, мир одинаковый. В каждой стране одинаково красивая природа, одинаково чувствующие люди. Они могут быть в разной степени открыты или закрыты, но все хотят покоя и быть счастливыми. Хотя, конечно, здесь нужно помнить, что мир открывается тебе именно таким, каким ты его ощущаешь.
-
ЮАР. Фото из архива героини -
«Это путь с большой буквы»
— Позади 60 стран. Когда и где закончится кругосветка?
Конечная точка — Москва. Там началось кругосветное путешествие, надеюсь, там и закончится. Но когда и через сколько стран я туда доберусь, не загадываю. Изначально я планировала провернуть кругосветку за полтора года и посмотреть при этом 51 страну. Но в самом начале всё пошло не по плану, когда я пыталась въехать на африканский континент из Турции в Египет. Паром между странами отменили в связи с политической ситуацией. Я пыталась попасть туда через Израиль на грузовом корабле, но и так не получилось. В итоге пришлось делать круг по Европе и заезжать в Африку из Испании. После этого случая я поняла, что отношение к планированию пути нужно пересмотреть, и с тех пор у меня нет чётко намеченной траектории движения. В социальных сетях мне часто задают этот вопрос: «Куда дальше?» — куда богу будет угодно.
— Что насчёт Америки, Азии или Австралии?
— Австралия точно исключена, потому что там действует практически полугодовой карантин на иностранных собак. Оставить Грету одну на такой длительный срок я не могу, поэтому, видимо, не в этот раз. А про Америку я думаю. Сейчас хочу попасть в Южную Корею, а оттуда уже в Америку. Но опять-таки как получится. Об этом пока рано говорить. Может быть, мы уже завтра вернёмся в Россию, а, может быть, лет через пять.
-
Эфиопия. Фото из архива героини -
Индия
— Что вам даёт это путешествие?
— Наверное, уже пора придумать какую-нибудь красивую легенду по поводу того, что мне это дало (смеётся). Но в таком путешествии важно оставаться честным с самим собой и другими, так что её нет.
В течение всей жизни у меня сложные отношения с недвижимостью и сейчас мой дом — это машина. Есть чёткое внутреннее ощущение, что по окончании путешествия появится свой дом. Даже есть мечта, что это будет большое жилище, где смогут гостить другие путешественники, потому что часто в кругосветке останавливаюсь там, где меня принимают, как родную. Может быть, открою автосервис, ведь я, так сказать, уже эксперт по ремонту Хёндаев. И, возможно, напишу книгу о своём путешествии. Но всё это пришло уже непосредственно в пути, выезжала точно не с этим.
— Вы достигли цели, которую преследовали?
— По сути, чётко сформулированной цели, с которой я отправилась в дорогу, тоже нет. Точно могу сказать, что делаю это не ради кого-то или чего-то, не ради высшего замысла. Не для того, чтобы стать знаменитой или мир людям показать. Я делаю это ради себя. Это внутреннее состояние. Ты просто чувствуешь, что не можешь находиться на одном месте и отправляешься в путешествие. Это путь с большой буквы и есть внутреннее чутьё, что ты должен его пройти. Для чего и зачем — может быть, в конце кругосветки я отвечу на эти вопросы.