Большинство кемеровчан наверняка согласится, что ходить в кино пусть и дорого, но приятно: атмосфера – даже при наличии той же компании друзей, что и дома – совсем другая, спецэффекты лучше разглядывать на большом экране, да и удовольствие от возможности посмотреть премьеру в хорошем качестве вместе со всем миром или страной никто не отменял.
Ситуация
Только вот смотреть очень часто бывает нечего: из доброго десятка премьер каждую неделю на экраны кемеровских кинотеатров попадают две-три – как правило, самые громкие. Остальные идут в лучшем случае вторым экраном (то есть спустя две недели после официальной премьеры), а то и не идут вовсе.
В итоге у зрителя практически нет выбора: репертуары всех восьми кемеровских кинотеатров похожи, как близнецы-братья, и порой проще дождаться выхода того или иного фильма на DVD (особо нетерпеливые, конечно же, находят пиратские копии) и посмотреть его в домашних тапочках и с чашкой чая.
Между тем, нельзя утверждать, что потребности ходить в кино у зрителя нет: стоит лишь вспомнить феерический триумф «Викинга» Андрея Кравчука в новогодние праздники (фильм многие ругали, но это не отменяло полных залов) или длинные очереди за билетами на «Сплит» М. Найта Шьямалана.
Почему сложилась такая ситуация, что с этим делать и есть ли будущее у нашего проката, «Газета Кемерова» разбиралась на примере двух киноструктур — коммерческой и государственной.
Коммерческий кинотеатр: «Зимняя вишня»
«Зимняя вишня» — один из крупнейших кинотеатров города. Три зала общей ёмкостью в 542 места (больше только обновлённый «Космос» с 611-ю) дают неплохие возможности для киноманёвра — в сравнении с двух- или однозальниками. Кинотеатр этим пользуется, беря в прокат как фестивальное кино – в конце прошлого года в «Зимней вишне», пусть и скромными 1-2 сеансами, прошли сразу семь фильмов Каннского кинофестиваля, так и неоднозначные по разным причинам премьеры. Например, «Т2: Трейнспоттинг» Дэнни Бойла кемеровские зрители могли увидеть только здесь, ни один другой кинотеатр города не взял фильм даже вторым экраном.
Да и с самими премьерами дела обстоят неплохо: так, на неделе с 27 апреля на большой экран попали четыре из 11. Однако львиную долю хронометража кинозалов занимает стандартное кассовое кино — тот же голливудский «Форсаж-8», перебить коммерческий успех которых под силу разве что новым «Стражам Галактики». Казалось бы, вывод очевиден: для коммерческой структуры приоритетом остаётся прибыль, поэтому отказываться от кассового кино нелогично. Но как выяснилось, дело не только в этом.
«Каждый четверг стартуют новые премьеры — и все крупные прокатчики, которых в России пять, требуют большой экран, — рассказала в ходе прошедшего недавно «Фестиваля фестивалей» менеджер по прокату кинотеатра «Зимняя вишня» Наталья Константинова. — Например, 4 мая выходят «Стражи Галактики». Прокатчик, Walt Disney Studios, запросил 12 сеансов в день. В противном случае нам просто не дадут этот фильм. Есть такое понятие, как ёмкость времени кинотеатра: 12 сеансов в день — это 60% всего хронометража всех трёх наших залов…».
Выходит, что в оставшиеся 40% нужно уложить прочие премьеры, плюс, релизы прошлой недели. В итоге зритель разводит руками: почему фильм, который он не успел посмотреть на первой неделе проката, на второй его показывают в категорически неудобные 9:00, а то и вовсе в полночь?
«Если не ставить премьеры в так называемое «праймовое» время (с 19:00 до 23:00 — прим. ред.), то нет смысла брать их вовсе. Да и прокатчик согласовывает расписание сеансов для каждого своего фильма», — отвечают в кинотеатре.
Кстати, зачастую именно поэтому свежие афиши на сайтах кинотеатров появляются в последний момент — приходится отвоёвывать каждое «окно» для других картин или договариваться о сокращении количества обязательных сеансов в день.
По словам менеджера кинотеатра, чаще всего особенности того или иного региона (небольшое количество кинотеатров или залов в них) прокатчиков не интересуют — как и для любой коммерческой структуры, для них важно отработать средства, вложенные в производство и рекламу фильма. Так, если хотя бы в пяти из восьми кемеровских кинотеатров громкая премьера стартует, свою заявленную прибыль создатели получат.
-
«Притяжение», кадр из фильма -
«Стражи Галактики. Часть 2», кадр из фильма
«Дистрибьюторы выкручивают руки кинотеатрам — и это плохо. Хочется показать зрителям максимальное количество хороших фильмов, но из-за пяти крупных прокатчиков сделать это сложно — у них блокбастеры и федеральная поддержка. Независимые дистрибьюторы в этой ситуации имеют мало шансов. Крупных прокатчиков не интересуют конкуренты или другие проекты, их не интересует, что я хочу, например, показывать независимое кино. Они вложились в производство, они хотят заработать денег. Но если есть возможность, мы стараемся взять разные фильмы», – говорит Наталья Константинова.
В то же время прививать вкус к интересному кино сейчас непросто — ведь большой прокат манипулирует не только кинотеатрами, но и зрителем. Фильм, сопровождавшийся массированной рекламной кампанией, гарантированно соберёт полные залы. В то время как даже очень хорошие картины, представляемые более скромными в финансовом плане дистрибьюторами, рискуют остаться без зрителей. А, следовательно, выйдут «в минус» кинотеатрам. При этом степень известности режиссёра или победы на кинофестивалях роли не играют. Вспомним того же «Ученика» Кирилла Серебренникова — фильм, отмеченный наградой в Каннах и взявший главный приз за режиссуру на «Кинотавре», полностью обошли вниманием кемеровские кинотеатры.
«Мне очень обидно за фильм «Балерина» (дистрибьютор – кинокомпания «Вольга», тот же, что и у «Ученика» — прим. ред.), который за две недели проката собрал в нашем кинотеатре 155 000 рублей. Для сравнения: «Босс-молокосос» принёс 1,4 миллиона, — рассказывает Наталья. — Звонит прокатчик «Балерины», спрашивает, не хочу ли я взять фильм на третью неделю. Пришлось сказать, что не могу. Хотя мультфильм, на мой взгляд, прекрасный, ничуть не хуже «Босса». Но зрители на него не ходят».
-
«Ученик», кадр из фильма -
«Балерина», кадр из фильма
Топ-5 фильмов кинотеатра (за четыре месяца 2017 года)
- «Босс-молокосос»
- «Викинг»
- «Сплит»
- «Кредо убийцы»
- «Логан»
Государственный кинотеатр: «Кузбасскино»
Государственные и муниципальные кинотеатры с таким давлением также сталкиваются. Приходится договариваться с дистрибьюторами по каждому проекту. К проблеме жёстких условий добавляется ещё и то, что муниципальные кинотеатры — однозальные. Соответственно, и прокатных возможностей меньше.
У представляющего все муниципальные кинотеатры области «Кузбасскино» один зал на 44 зрительских места. В такой ситуации приходтся выбирать даже не кино, а аудиторию. И работать в первую очередь для неё. С конца 2014 года кинотеатр перешёл на цифровой формат и начал изучать интересы своих зрителей.
«В 2015 мы пробовали самые разные фильмы — и с точки зрения жанра, и с точки зрения возрастной аудитории. В итоге сделали вывод, что наш кинозал востребован у семейной аудитории, поэтому теперь мы делаем акцент на семейное кино — фильмы для возрастной категории 0+ и 6+», — рассказывает генеральный директор ГАУК КО «Кузбасскино» Елена Дудкина.
Прокатчики всё так же выставляют условия — порой не только по количеству сеансов в день, но и по длительности проката, до 4–5 недель.
«В ряде случаев есть фиксированные финансовые условия — фильм должен заработать определённую сумму. Для нас это, конечно, является ограничением: приходится заранее думать и оценивать — справимся или нет, — говорит генеральный директор. — Когда несколько залов, то планировать проще — больше можешь предложить зрителю. Когда один — рамки жёсткие и в них надо укладываться».
Отказались здесь в своё время и от кассового «Викинга» — дистрибьютор выставил слишком неподъёмные условия проката. А вместо тяжеловесного «Форсажа» взяли вторым экраном «Собачью жизнь», которую в Кемерове не показывал ни один кинотеатр — чем, безусловно, порадовали зрителя.
Три недели назад у «Кузбасскино» появился ещё один кинозал, экспериментальный. Название он получил соответствующее — «Альтернатива», по ряду причин: здесь планируют показывать фильмы, вышедшие в ограниченный прокат — как альтернативу кассовому кино. Вместо цифрового оборудования здесь стандартный видеопроектор, да и цена в 100 рублей за сеанс не кусается.
Правда, прогнозы на будущее для нового проекта в «Кузбасскино» пока дают осторожные: «Посмотрим, как пойдёт». Всё по той же причине, о которой уже говорилось выше — зритель редко ходит на фильмы, о которых ему не рассказали в рекламных роликах. Впрочем, у фильмов «Фантастическая любовь и где её найти» и «Лев» (дистрибьютор Capella Film) — первых ласточек нового зала, шанс быть увиденными всё-таки выше обычного.
«Любая кинокомпания, мэйджорская она или независимая, хочет получить финансовую отдачу от проката своих фильмов. Но есть счастливые исключения, когда компания нам доверяет, даёт поработать, не имея представления о наших возможностях. Они хотят, чтобы их кино увидели зрители города Кемерово, — рссказывает начальник отдела кинопроката «Кузбасскино» Оксана Хафизова. — Например, вместе с компанией «ПилотКино» в прошлом году мы устраивали киносеансы под открытым небом — показывали итальянские фильмы, назвав проект «Фестиваль итальянского кино». На всех трёх показах были аншлаги, но это всё равно не сравнится с ежедневными кассовыми сборами. Планируем итальянское кино показывать в кинозале под открытым небом и летом этого года. Компания уже дала согласие на прокат. Это будет лето итальянских комедий».
Топ-5 фильмов кинотеатра (за четыре месяца 2017 года)
- «Босс-молокосос»
- «Три богатыря и морской царь»
- «Зверопой»
- «Время первых»
- «Притяжение»
О будущем
По мнению Елены Дудкиной, будущее у кинопроката в регионах есть — и оно в первую очередь за развитием кинопоказов в территориях. А там можно и другие горы сворачивать. Ведь несмотря на то, что на дворе XXI век, многие города по 15-20 лет живут без кинотеатров. Их жители в лучшем случае выбираются в кино в соседний город, в худшем — довольствуются телевизором.
Очень помог в этом смысле Год российского кино — 2016-й, с которым пришла и так называемая программа кинофикации малых городов с населением до 100 000 человек. В территориях области появились сразу 11 кинотеатров с цифровым оборудованием — и отвыкшие от киноудовольствий жители особенно полюбили формат 3D.
«Если в больших городах зрители от этого формата уже устали, и кинотеатры стараются брать один и тот же фильм сразу в двух контентах, то в территориях формат 3D пока интереснее, там кино хотят смотреть именно так», — поясняют в «Кузбасскино».
Что касается сложностей взаимодействия с прокатчиками, то здесь, по словам Натальи Константиновой из «Зимней вишни», добиться изменения правил игры можно совместными усилиями. Хотя это непросто.
Такие примеры уже есть. В конце марта 2017 года сразу несколько российских киносетей не побоялись вступить в открытый конфликт с кинопроизводителем — компанией «Базелевс» Тимура Бекмамбетова, выпустившей фильм «Время первых», и Министерством культуры РФ. А всё из-за требования перенести российскую премьеру ожидаемо кассового блокбастера «Форсаж-8» с 13 на 20 апреля, чтобы дать фору фильму Дмитрия Киселёва о покорителях космоса.
Так как основную кассу большинства кинотеатров — как бы непатриотично это ни звучало — по-прежнему делают голливудские картины, кинотеатры действовать по разнорядке отказались. Киносети заявили Бекмамбетову, что если им не дадут выпустить «Форсаж» по графику, то они снимут с проката «Время первых» и впредь будут игнорировать и все другие фильмы «Базелевса».
В итоге система дрогнула, скандала решили избежать: «Форсаж-8» вышел 13 апреля и, как и ожидалось, мощно выстрелил уже в первые выходные, собрав, по данным аналитического портала kinobusiness.com, почти 803 миллиона рублей — против 151 миллионов российской картины.
Безусловно, сравнивать недовольство крупных игроков кинорынка (у того же «Синема парка» — 35 кинотеатров по стране, столько же у «Формулы кино») с реакцией региональных кинотеатров крайне сложно. Но ультиматум, выставленный производителям контента — уже прецедент. Он говорит о том, что у кинобизнеса накопилось много вопросов, решать которые в одиночку не получается, а молчать о них уже невозможно.
Другим вариантом бесконфликтного решения могли бы стать мультиплексы — «киносупермаркеты» с большим количеством залов (обычно 8-12), позволяющие брать максимальное количество премьер как массового, так и ограниченного проката, а также предоставляющие зрителям дополнительные опции в плане досуга – бар, ресторан, игровые зоны. По похожему пути идут кинотеатры, располагающиеся в кемеровских ТРК, однако комплекс услуг всё ещё очень разрозненный и количество залов не превышает трёх.
-
Фото: Георгий Шишкин / Архив A42.RU -
В городской администрации пока ничем порадовать не могут — строительства мультиплексов в Кемерове в ближайшее время не планируется. Так что особо притязательным зрителям за свободой выбора придётся ездить в соседние Новокузнецк или Новосибирск, до которых уже добрался традиционно многозальный IMAX и которые могут себе позволить брать все самые яркие премьеры недели первым экраном.