На прошлой неделе в Кемерове разгорелся скандал вокруг альпинистского клуба «Ирбис». 18 июня спортсмены пришли на тренировку и не смогли попасть внутрь — вход в подвал оказался замурован. Члены клуба «Ирбис» до сих пор пребывают в шоке от случившегося, ведь внутри этого учреждения была вся их жизнь.
Корреспондент A42.RU разбирался, кто стоит за таким радикальным решением.
«На законных основаниях»
Клуб «Ирбис» существует с 1987 года. Он располагался в подвальном помещении по адресу: улица Весенняя, 19. Всё это время в нём занимались любители и спортсмены старше 18 лет. Тренировки проходили по вторникам и четвергам. Скалолазание для участников «Ирбиса» — это не просто увлечение, а часть жизни, которая текла своим чередом до злополучного вторника, 18 июня.
Именно тогда члены клуба «Ирбис» пришли на очередную тренировку и не нашли входа. Кто-то сровнял подвальные стены с землёй, вывез весь этот мусор, а поверхность просто забетонировал. Ни вывески, ни двери — ничего, что бы указывало на прежнюю деятельность «Ирбиса».
Чтобы клуб мог заниматься в подвале, который является общедомовым имуществом, несколько лет назад «Ирбису» пришлось заключить договор безвозмездного пользования с жильцами этого дома.
— Он был заключён в 2010 году с автоматической пролонгацией на срок 5 лет. Если никто из сторон не заявит о желании расторгнуть договор, то этого сделать будет нельзя. Я лично тогда собирала подписи, объясняла, для каких целей нам нужно это помещений. За исключением пары квартир возражений не было вообще — многие только рады, что это спортивное учреждение, а не развлекательное, не клуб и не бар. Но мы собрали не меньше двух третей подписей и занимали подвал на вполне законных основаниях, — рассказала корреспонденту A42.RU один из членов клуба «Ирбис» Ирина Дробченко.
На самом деле входов в спортивное учреждение два — один через подъезд (на него повешали замок), другой через подвал (его забетонировали). Когда-то спортсмены посещали тренировки через первый, но возникли жалобы от жильцов: много шума, много людей. Тогда-то и пришла в голову идея входить в подвал через боковое крыльцо. Возмущения прекратились.
По словам Ирины Дробченко, лишь пара человек из всего дома (а это порядка 300 жильцов) в последнее время высказывали своё недовольство, причём в довольно необычной форме. Например, дедушка, живущий в квартире над входом в клуб, кричал на альпинистов и выливал из своего окна на вход в «Ирбис» мочу.
— А как-то в будни этот жилец облил меня водой из форточки. Причина — его покою мешало то, что я убирала лёд со ступенек на входе в клуб. Но насколько я знаю, больше никаких конфликтов не возникало, — рассказала член клуба Наталья Казанцева.
Однако точных причин, по которым жильцы решили пойти на такие методы а-ля 90-е, никто из участников «Ирбиса» назвать не может. Они ни разу не слышали адекватных предложений, к примеру, о расторжении договора. Им искренне непонятно, почему жильцы не предупредили их о своих злосчастных планах.
Подозрения падали и на управляющую компанию. Однако она сняла с себя всю ответственность за проводившиеся работы.
— В РЭУ-7 сказали, что видели все эти действия, но не стали ничего предпринимать. Чтоб сносить и замуровывать такие постройки, нужно согласовать это с архитектурой города, иметь проект, внести изменения, а потом уже нанимать фирму. Я считаю, что это большой косяк РЭУ. Они просто пропустили нарушения целостности этого имущества. Сейчас они заявляют, что они ни при чём, ведь не они производили работы, — утверждает Ирина.
Кто виноват?
Оказалось, что технику, которая снесла вход в подвал, а затем забетонировала отверстие, наняли жители всего лишь трёх квартир, в том числе старший по дому. 25 400 рублей — именно столько заплатили жильцы за бетонирование входа и избавление от клуба «Ирбис».
— Всё в соответствии с законом! Помещение передано в собственность жильцам, они провели собрание и вынесли постановление отказать в аренде клуба, а за аренду клуб дому не платил ни копейки, есть договор у старшего по дому. Решили выход, на который не было разрешения, забетонировать, а на вход из второго подъезда повесить свой замок. В этом подвале находятся узлы, которые должна обслуживать РЭУ, а альпинисты закрыли изнутри дверь и ещё растянули растяжку, — рассказала корреспонденту A42.RU Светлана Антонова.
При этом члены клуба недоумевают: они ежемесячно оплачивали коммунальные услуги, порядка 3 000 рублей. Про арендную плату в договоре безвозмездного пользования не было и речи.
Также кемеровчанка пояснила, что именно не устраивало жителей нескольких квартир, расположенных на первом этаже дома.
— Возмущались прежде всего жители первого подъезда. Да, мешали. У них спросите [чем именно мешали]. Всем надоела постоянная свалка под окном, общественный туалет и закладки в течение долгого времени, — продолжила Антонова.
При этом, почему именно «Ирбис» поплатился своим имуществом и нервами за то, что некие кемеровчане устроили из входа в подвал «закладочную», жильцы аргументированно ответить не смогли.
Дмитрий Малинин, председатель коллегии адвокатов «Юрпроект»
Срочный договор, то есть тот, который имеет установленный срок действия, можно расторгнуть только через суд. От договора с неопределённым сроком можно отказаться. Но это необходимо тоже делать правильно. Жильцы должны были провести собрание, уведомить об этом руководителя «Ирбиса», предупредить о готовящихся действиях — направить требование об освобождении помещения или иск в суд. В конце концов, даже при соблюдении всех правил это не даёт им право на изоляцию имущества владельца.
Меры, предпринятые жильцами в этом случае, попадают под статью 330 УК РФ «Самоуправство». Иными словами, это самовольное совершение незаконных действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинён существенный вред. Он может выражаться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан и так далее. Всё это имеет место быть в данной ситуации, вред доказать легко.
Правомерность точно отсутствует в этом случае. По логике жильцов дома, можно так любое нежилое помещение забетонировать, если вам что-то не нравится, но это не так. Клуб «Ирбис» должен подать исковое заявление в суд, заявление в полицию о самоуправстве и жалобу в прокуратуру, если полиция будет бездействовать. Насчёт суда — есть такое понятие, как негаторный иск, который подаёт арендатор или иной пользователь имущества, которому создают препятствия в его пользовании. Такой иск тоже можно подать, ведь клубу не дают пользоваться (или хотя бы забрать) своё имущество, расположенное в подвале. А пока идёт судебное разбирательство, можно попробовать попросить суд в качестве обеспечительной меры предоставить доступ в клуб — как минимум, чтобы забрать своё имущество. Но если это не воля 2/3 собственников дома, а инициатива отдельных лиц — надо до конца бороться за свои права пользоваться помещением.
Что делать дальше?
А тем временем у альпинистов опускаются руки — они стали заложниками варварской ситуации. Самое главное, что они на время лишились возможности заниматься. Ведь всё имущество оказалось внутри — скалодром, строительные вещи, тренажёры, печка, палатка и другие вещи. Общая сумма всего, что клуб собирал по частям долгие годы, около 1,5 миллиона рублей. Ещё на прошлой неделе спортсмены обратились по этому поводу в полицию.
— Заявление от клуба «Ирбис» было принято. В данный момент полицейские устанавливают все обстоятельства произошедшего конфликта. Проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение, — рассказали A42.RU в пресс-службе ГУ МВД по Кемеровской области.
В «Ирбисе» уверены, что правовых способов решения проблемы было много, но жильцы не пожелали делать это мирно. Документ о расторжении договора на момент, когда подвал замуровали, тоже не предоставили. Разгоревшийся скандал заставил управляющую компанию, которая, по словам Ирины Дробченко, знала о радикальных мерах, начать действовать.
— Только в четверг, 20 июня, нам дали копию заключения о расторжении договора, оригинала мы не видели. Нам стало известно, что тогда же администрация города встречалась с директором РЭУ-7. Мы уверены, что все документы сделаны задним числом. Иначе почему никто не соизволил предоставить нам их раньше, — говорит Ирина.
Мэрия Кемерова пообещала помочь решить проблему — глава города Илья Середюк встретился с представителями клуба «Ирбис» и предложил девять вариантов размещения в разных районах. Вскоре члены клуба проедут по всем помещениям и выберут подходящее, где, остаётся надеяться, они не столкнутся с подобными трудностями.
А пока идут проверки и разбирательства, клуб остаётся в подвешенном состоянии. У него нет ни помещения для занятий, ни оборудования. И всё меньше сил и желания бороться за свою правоту.