«Газета Кемерова» прошла таможенный досмотр и выяснила, как в аэропорту «Алексей Леонов» задерживают преступников, зачем замеряют радиационный фон пассажиров, какие сувениры нельзя покупать на курортах и что ни в коем случае нельзя вывозить из России.
Автомат Калашникова, резиновые палки и «ёж»
Первым этапом досмотра авиапассажиров становится рамка металлоискателя, расположенная на входе в терминал. Здесь нужно вытащить все средства связи и металлические предметы, а сумки и багаж поместить на ленту транспортёра. Уже в этот момент служба авиационной безопасности может обнаружить взрывное устройство.
Как рассказывает заместитель начальника Кузбасского таможенного поста Вячеслав Власов, специальный отдел оперативно-дежурной службы невозможно представить без силовиков, ведь некоторые пассажиры начинают дебоширить уже в здании терминала. Для этого у службы авиационной безопасности есть целый набор средств защиты, который помогает усмирить неспокойных путешественников.
«Оружие приходилось применять, но не слишком часто. Как правило, люди, только видя автомат, уже пугаются, а от щелчка приклада отбивается любое желание плохо себя вести. Это наше основное вооружение – модернизированный автомат Калашникова с возможностью складывания приклада для удобства переноски и прицепления спецсредств – если заканчиваются боеприпасы, можно действовать штыком, а также 9-миллиметровый пистолет Макарова, – объясняет младший инспектор – дежурный поста охраны Алексей Кулебякин. – Из холодного оружия у нас имеется армейский штык-нож, который входит в комплект автомата: им можно пережимать проволочные заграждения, как кусачками. Кроме того, сотрудники спецотдела имеют два вида резиновых палок: ПР-73 и ПРТ (тонкая), сделанную на основе японского оружия. Она очень удобная и манёвренная».
Для защиты бойцы используют жилеты третьего или пятого класса, которые не пробиваются даже автоматными патронами, и облегчённый кевларовый шлем с секцией под специальные наушники, чтобы не повредить органы слуха: они автоматически включаются при выстреле или другом громком хлопке, при этом все остальные звуки слышны.
От преступников на автомобилях у сотрудников таможни есть колючая панацея – «ёж». Так называется устройство для принудительной остановки транспортных средств «Лиана 6000». Его длина в развёрнутом состоянии достигает шести метров, шипы высотой семь сантиметров сделаны по принципу медицинской иглы, и при заезде на них у машины нет ни единого шанса двинуться дальше.
Таможенный контроль: что нельзя вывозить и ввозить
Когда турист попадает в зону таможенного контроля, он сразу же проходит через специальные ворота – «Янтарь-2П». Это стационарная система отслеживания радиационных материалов. Если у кого-то из пассажиров повышен радиационный фон, «Янтарь-2П» начнёт издавать неприятный писк. Как правило, устройство срабатывает на людей, недавно перенёсших химиотерапию. Им нужна справка, подтверждающая прохождение лечения.
«В подобных случаях мы взаимодействуем с Роспотебнадзором и узнаём, где и при каких обстоятельствах был облучён человек. Если речь идёт об облучённом предмете, то ситуация куда серьёзнее. Перемещения людей прекращаются, определяется безопасное расстояние до объекта, предмет помещается в аппарат, содержащий бронированные листы, которые не пропускают радиацию. После на месте работают МЧС и полиция», – комментирует Вячеслав Власов.
Вылетающих за границу снова ждёт арка детектора, которая указывает, на каком уровне находится металлический предмет, – перед ней нас просят снять ремни и обувь. По словам Вячеслава Власова, недавно рамка сработала на человека с титановой пластиной в голове.
В это время багаж проходит через досмотровую рентгеновскую технику. Обычно в зоне вылета запрещённых веществ и предметов не находят.
«Не совсем зная таможенное законодательство, без какого-либо умысла пассажиры пытаются вывезти очень ценные предметы. Например, одна бабушка вывозила церковный крест. Вещь пришлось изъять и отправить на экспертизу, которая признала её культурной ценностью. За это последовала административная ответственность, но крест ей вернули. Бывают и другие ситуации. Мужчине, пытавшемуся вывезти за границу награду Третьего рейха, Орден Железного креста второго класса так и не отдали. Некоторые пытаются провезти таблетки, которые содержат сильнодействующие или запрещённые вещества, но для этого нужен рецепт или выписка из истории болезни. Для провоза оружия нужно иметь разрешение, написать заявление, а во время перелёта сдать его на борт командиру корабля», – подчёркивает заместитель начальника Кузбасского таможенного поста.
Ограничений по весу багажа, как правило, нет, если только это не товарная партия. Когда у человека в чемодане однородные предметы в большом количестве, которые он собирается продавать, нужно подавать декларацию и платить госпошлину.
Также накладываются ограничения на транспортировку кедрового ореха. Согласно таможенному законодательству, с целью защиты природных ресурсов из России нельзя вывозить более 500 граммов ореха без скорлупы и килограмма в скорлупе. Если авиапассажиру требуется взять с собой за границу больше килограмма орехов, то ему следует получить разрешение в Росприроднадзоре.
«В последнее время возбуждается множество административных дел по ввозу растений. Как правило, речь идёт об орхидеях из Таиланда и Вьетнама. Напоминаю, что ввоз всего посадочного и семенного материала допускается только при наличии фитосанитарного сертификата страны-экспортёра. В противном случае Россельхознадзор уничтожает все цветы – после изъятия их смешивают с белизной. С 1 июля 2017 года вступит в силу решение коллегии Евразийского экономического совета, согласно которому на фрукты из Таиланда весом больше пяти килограммов на человека потребуется фитосанитарный сертификат. В случае его отсутствия все фрукты уничтожаются», – отмечает Вячеслав Власов.
Митяй и Кара: кто осматривает багаж
После путешествия туристы попадают в зону прилёта, проходят паспортный пограничный контроль и ждут свои чемоданы, чтобы двигаться дальше. В это время багаж доставляют из самолёта в специальное отделение и выкладывают на ленту, после чего начинает работать кинологическая служба.
Например, в международном терминале кемеровского аэропорта трудятся двухлетний Митяй – метис немецкой овчарки и малинуа, – а также трёхлетний английский кокер-спаниель Кардинал Ришелье, или Кара. Эти породы лучше других обучаются, кроме того, у них сильно развиты охотничьи инстинкты.
Как рассказывает специалист I разряда кинологического отдела Елена Толкач, по достижении девяти месяцев щенки попадают в обучающие центры Москвы или Майкопа. На дрессировку требуется от нескольких месяцев до года, чтобы собака стала универсальным поисковиком.
«К таким животным есть определённые требования: собака не должна бояться высоты, темноты, тесных пространств, шума самолётов и так далее. Животное должно быть безбашенным, лезть куда угодно, чтобы найти запрещённые вещества и в итоге добыть игрушку, поощрение или похвалу хозяина. Если кто-то другой попросит выполнить команду, собака должна проигнорировать это. Конечно, такая работа сильно влияет на слизистые оболочки, и работают собаки до восьми лет», – делится Елена Толкач.
Кара действительно слушает только своего владельца: беспрекословно выполняет команды «Рядом», «Лежать», «Сидеть», «Стоять», «Место» и «Поклон». Кроме того, собака должна понимать и жесты: в аэропорту часто бывает много шума, из-за чего питомец может не услышать голос хозяина.
Как рассказывают сотрудники международного терминала, служебные собаки найдут запрещённое вещество по молекулам, даже если чемодан большой и высокий или наркотики упакованы в герметичный термос: животные чуют всего 0,027 грамма.
После всех досмотровых процедур законопослушные пассажиры отправляются домой, отсыпаться после долгих перелётов, а таможенная служба продолжает работать и днём, и ночью.