Каждый год пассажиры теряют несколько миллионов своих сумок по вине авиакомпаний. Кажется, что с вами такого точно не случится, но после очередного рейса вы не видите свой замотанный в плёнку чемодан на транспортной ленте. Давайте разберёмся, что делать, если ваш багаж не прилетел, по какой причине это могло произойти и как получить компенсацию за потерянное имущество.
Часто ли вообще авиакомпании теряют багаж пассажиров?
Согласно отчёту SITA 2019 Baggage IT Insights, в 2018 году во всём мире пассажиры недосчитались 24,8 миллиона сданных в багаж сумок и чемоданов. Год назад этот показатель был меньше — 22,7 миллиона. Получается, что из тысячи пассажиров свой багаж теряют примерно шестеро: в среднем на каждом рейсе среднемагистрального самолёта типа Airbus A320 или Boeing-737 один человек остаётся без сданного чемодана.
При этом речь идёт именно о том багаже, который не смогли найти в течение трёх недель: только после этого он считается утерянным, в противном случае — просто задержанным. 99% сумок успевают найти за этот период и вернуть владельцу. При этом 90% пассажиров находят потерянный багаж в первые два дня.
Есть причины, по которым в принципе теряется багаж?
В 16% случаев багаж задерживают из-за накладок при досмотре или неправильном оформлении. Ещё 16% приходятся на ошибки грузчиков, которые просто забывают загрузить багаж на борт. В 9% случаев его не загружают из-за суммарного перевеса или превышения объёма, в 5% — из-за неправильной маркировки. На удивление, одна из самых редких причин — погрузка багажа не на тот рейс, такое случается лишь в 3% случаев.
Допустим, я тот самый единственный пассажир, который потерял багаж. Что мне делать?
Если багажа на транспортной ленте не видно больше часа, то идите в комнату невостребованных вещей. Туда попадают чемоданы и сумки, от которых оторвались ярлыки, что может стать причиной потери.
Если багажа там нет, отправляйтесь на стойку «Розыск багажа» или «Lost&Found» — она, как правило, находится недалеко от транспортной ленты. Там нужно оформить акт об утере, в котором вас попросят как можно подробнее описать багаж: вес, цвет, форму, материал и любые опознавательные знаки, которые помогут его найти. Кроме этого, потребуются паспортные данные и отрывной талон багажной бирки, который чаще всего клеят на сам билет.
Заявление заполняют в двух экземплярах: один остаётся у вас, второй отправляется в авиакомпанию. Когда багаж найдут, с вами обязательно свяжутся, хотя ничего не мешает звонить и интересоваться самому.
Как будут искать мой багаж?
Его будут искать через международную систему World Tracer по номеру отрывного талона среди всего багажа, который не забрали в других аэропортах. Если это не поможет, тогда начнутся поиски по тому описанию, которое вы оставили в заявлении.
Статус поиска можно проверить на сайте авиакомпании по номеру, который присвоили вашей заявке. Поиски длятся три недели. Когда багаж найдут, то отправят в ближайший к вам аэропорт. В случае, если 21 день прошёл, а результата нет, вы можете получить компенсацию.
И как же мне получить компенсацию?
Вообще есть два вида компенсации. Первую вы можете получить сразу, как только стало понятно, что ваш багаж потеряли. Это называется компенсацией на предметы первой необходимости, куда входят зубная щётка, паста, мыло, бритва и прочие туалетные принадлежности, а также бельё и транспортные расходы. Список может отличаться в зависимости от авиакомпаний. Как и сумма выплат: от 50 до 250 долларов. Все подробности можно узнать на информационной стойке.
В случае если багаж так и не нашли, вам возместят ущерб за его потерю. Правда, он не такой большой, как хотелось бы: на территории России один килограмм багажа оценивается в 600 рублей, в Европе и США — в 20 долларов. Поэтому, если вы везёте ценные вещи — технику или украшения, — лучше заранее их задекларировать и заплатить сбор, тогда утерю оплатят в полном объёме. Заявление на компенсацию рассматривают в течение месяца.
Есть ещё какие-то советы, которые могут мне пригодиться?
Всего парочка. Отрывайте бирки от старых рейсов со своего багажа — так вероятность того, что в аэропорту возникнет путаница, сведётся к минимуму. Кроме этого, если вы летите транзитом, покажите бирки на багаж во время регистрации на второй рейс и уточните, на месте ли он.