Наводнение в Иркутской области повлекло катастрофические последствия: есть погибшие, пропавшие без вести, тысячи пострадавших местных жителей.
Наибольший ущерб был причинён городам Нижнеудинск и Тулун. Именно в последний направились на помощь местным жителям кузбасские студенты, вошедшие в состав Всероссийского студенческого корпуса спасателей. 17 человек с 7 по 23 июля работали на месте ЧС: они увидели своими глазами тот ужас, в который вода превратила города и посёлки. Подробнее о ситуации в Иркутской области после наводнения рассказал A42.RU волонтёр из Кемерова Александр Пивоваров.
«Фильм-катастрофа, но только в реальности»
На помощь в Иркутскую область собрались студенты из многих регионов России. Я согласился, наверное, потому, что в моей крови желание помогать людям — учусь в КемГМУ. Мы поехали в Тулун, один из городов, который подвергся наибольшим разрушениям.
То, что мы увидели, не передать словами — настоящий кошмар. Дома разрушены, вокруг пустота, сырость, серость. Воды уже особо не было, разве что лужи. Город напоминал апокалипсис, как нам это в фильмах-катастрофах показывают. Только всё это в реальности.
«Задач было очень много»
Как только мы приехали, было организовано взаимодействие со штабом ликвидации последствий ЧС, располагавшегося в администрации Тулуна. В нём организовали два рабочих места для наших добровольцев ВСКС, где дежурные в круглосуточном режиме принимали заявки от людей и передавали их на обработку в оперативный штаб.
Задач было очень много, поэтому нас разделили на несколько групп. Каждая получала список дел на день. Также ежедневно часть ребят направлялись под руководство МЧС России — профессиональные спасатели были для нас наставниками. Это большая честь поработать бок о бок с теми, кто посвятил себя спасению жизней людей.
Стихия уничтожила абсолютно всё. Поэтому в первую очередь надо было убрать крупногабаритный мусор с улиц города.
Одним из основных запросов были обращения местных жителей, по большей части от пенсионеров, отказавшихся покидать свои дома, когда в город пришло наводнение. Такие заявки обрабатывались в первую очередь. В основном это организация отводных траншей для воды с частных участков и из жилых домов, вывоз крупного мусора — остатки кровли, размытые паводком дворовые хозяйственные сооружения.
Мы расчищали водозабор, откачивали воду, занимались осушением помещений социально значимых и жилых зданий, оказывали адресную помощь людям, в том числе пожилым людям и инвалидам, осуществляли развоз жизненно необходимой питьевой и технической воды, а также разбирали завалы, убирали мусор в домах и на проезжей части.
Также мы разгружали, погружали и сортировали поступающую гуманитарную помощь. В неё входили продукты питания, бытовая химия, мыльные и постельные принадлежности, детское питание и одежда — всё самое необходимое для проживания на первое время. Все нуждались в такой помощи. Продуктов было очень много, их присылали со всей страны. Мне кажется, не было равнодушных к этой трагедии.
К сожалению, от наводнения пострадали и сёла Тулунского района — мы выезжали на помощь жителям посёлка Евдокимовский и деревню Паберега. Вот это была действительно сложная работа — мы ночевали в палатках, работали с утра до поздней ночи, ели буквально раз-два в день. Но это не имело никакого значения, ведь скольким людям нужна была наша помощь. Знаете, ситуации с домами у всех очень разные — были такие, где только косметический ремонт нужен, но были и те, которые затопило полностью. 2,5 метра потолки, представляете. Больше всего пострадали дома из дерева.
«Спаслись благодаря лодкам»
Люди говорили, что спаслись благодаря лодкам. У многих в деревнях они есть, так как рядом река. По словам жителей Евдокимовского, дома накрыло волной, вода поднялась на пару метров всего за несколько часов.
От холода и необходимости хоть что-то делать, они решили перебраться на гору неподалёку. Кто-то вплавь, другие на лодках. В Пабереге подобного не было — там вода в домах максимум поднялась на 70 сантиметров. В Евдокимовском здания чуть ли не полностью ушли под воду.
«Мы должны бескорыстно помогать людям»
Пострадавших людей искренне жаль. Они потеряли практически всё — многие остались без скота и домашних животных. Например, один мужчина, который раньше жил в Кузбассе, но переехал в Иркутскую область, говорил, что всё погибло, всё уничтожено. Даже урожая картошки у них не будет, ни одного куста не осталось.
Жители ждали гуманитарной помощи — не только продуктов, но и одежды. Они выходили и спрашивали: «А у вас есть одежда? Наша вся мокрая». Вещей не было, влажность высокая, ничего не сохло. Ещё ждали подушек или одеял — спать тоже не на чем было, постельные принадлежности просто непригодны.
Много сталкивались с недоверием. Приходим в дом, предлагаем помощь, а в ответ: «А это платно?». Конечно, нет. Мы же добровольцы, существуем для того, чтобы бескорыстно помогать людям.
-
Фото: Всероссийский студенческий корпус спасателей / vk.com -
«Если понадобится, поеду снова»
Люди отказывались эвакуироваться тогда, отказываются и сейчас, когда пошла вторая волна. Причин они не называют. Многие, наверное, боятся бросить хозяйство. Но когда мы были в Евдокимовском, большинство домов оказались закрытыми. Сколько бы мы не стучались, никто не открывал. Видимо, жильцы всё-таки решили покинуть свои дома.
Я уехал из Иркутской области 23 июля, а уже 30 числа в Тулун начала прибывать вода. Друзья присылают видеозаписи и фотографии происходящего в регионе сейчас. Жителей уже начали предупреждать о необходимости покинуть дома. Организовали пункты временного размещения. Но не все опять готовы к эвакуации. Становится страшно, что такое может повториться. Если понадобится, я поеду туда снова, не раздумывая.