gazeta.a42.ru
13 сентября 2019 в 17:46 Образование

«Учителя ругали из-за цвета волос»: что делать, если ребёнка обижают из-за внешности

В средней школе № 4 Сосновоборска Красноярского края учителя затравили мальчика из-за причёски. Ребёнок сделал стрижку, как у любимого футболиста, но педагоги назвали её «нацистской» и предложили родителям перевести сына на домашнее обучение. Случай вызвал ажиотаж в обществе — в соцсетях запустили тег #ProkhorNeedYourHelp, а мальчика поддержали даже знаменитости.

Сталкивались ли кузбассовцы с травлей со стороны учителей, имеет ли право директор выгнать из школы из-за внешнего вида и что делать, если ученика по этой причине обижают педагоги, разбирался корреспондент A42.RU.

«Какое дело учителям до цвета волос»

В одной из кузбасских школ, где училась Анастасия Т., до 10 класса не было формы и требований к внешнему виду. Но когда в учреждении сделали ремонт, родителям советовали купить форму. Чтобы привлекательно смотрелись не только школьные стены, но и дети.

— Разработали единый стандарт. Сочетание цветов было неплохим, но сама форма выглядела не лучшим образом. Первоклашки носили, а нам, в 10-11 классе, не хотелось в такое наряжаться — максимализм прёт. Старшеклассники постоянно устраивали бунт: флешмобы, когда ученики поголовно приходили в красном или жёлтом. Учителя сначала выгоняли с уроков, но потом поняли, что это бесполезно. Тогда  разрешили носить что-то своё, но строгое. Такая альтернатива старшеклассников устроила, — рассказала Анастасия.

Если ввести форму — это право школы, то вмешательства со стороны учителей в другие параметры внешности кажутся сумасбродными.

— Лет в 14 я перекрасилась из блондинки в чёрный цвет — расцвет субкультур, хотелось быть крутой. Это было шоком для родителей, когда зашла в ванную с одним цветом волос, а вышла с другим. Но не думала, что это произведёт такой «фурор» среди учителей. Классная руководительница гнобила из-за цвета волос, говорила, что мне не идёт, что выгляжу глупо, что пожалею. Вызывали к директору даже — мама не пошла, сказала, что её дочь может краситься как хочет. До сих пор не понимаю, какое дело учителям до цвета волос, — вспомнила кемеровчанка Ирина Г.

Родители вынуждены обороняться от тех, кто критикует их детей за внешность. К подобному готова мама из Кемерова Анна Горелик. Шестилетний сын захотел афрокосы.

— Я носила афрокосы, сыну понравилось. А у него была стрижка андеркат. Мы вплели рыжие афрокосы, как ребёнок и хотел. Узколобые твердили, что косы носят только девочки. А люди с типом мышления, склонном к развитию, говорили, что это круто и красиво. Руководство сада даже не заикалось, потому что я умею постоять за себя и своего ребёнка. У гражданина РФ есть право на свободу самовыражения, не оскорбляющего ничьи чувства. Считаю, что никто не должен ни доказывать, ни сообщать своего мнения, если его не спрашивают, — сообщила Анна. 

Нарушение ли?

Согласно закону «Об образовании», школа должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учеников. Поэтому на федеральном уровне у преподавателей нет права выгонять учеников с урока ни при каких обстоятельствах. В том числе за неподобающий внешний вид. По факту: детей, которые живут близко от школы, отправляют домой переодеваться.

Письмо Минобрнауки от 28 марта 2013 «Об установлении требований к одежде обучающихся» обязывает учеников носить форму.  Согласно документу, вид одежды, цвет и фасон определяет орган государственно-общественного управления образовательной организации: совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное собрание и так далее.

— Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодёжных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение, — говорится в письме.

При этом на федеральном уровне нет документа, который предписывал бы ученикам носить определённый цвет волос или причёску, запрещал бы прокалывать нос. Подобные запреты вводят некоторые школы. Например, в Карелии прокуратура потребовала отменить ограничения, связанные с пирсингами, маникюром и экстравагантным видом школьников в нескольких образовательных учреждениях.

— В ряде школ запрещались каблуки выше 5-7 см в зависимости от школьного звена — чем старше, тем длиннее позволялись каблуки. Прописывалось, что волосы учеников должны быть естественного цвета и прибраны, макияж — неброский или же должен отсутствовать. Некоторые школы запрещали экстравагантные стрижки, пирсинг, яркий маникюр и большие сумки, — рассказали в прокуратуре Лоухского района Республики Карелия.

Конфликт воспитания

В школе Сосновоборска Красноярского края учителя объяснили свои действия с мальчиком с «нацистской» причёской внутренним положением учреждения. 2 сентября вступило в силу правило, которое запрещает красить волосы в яркие цвета. По мнению психолога, пренебрежение этими требованиями, как правило, идёт от семьи.

— Сейчас молодые люди раньше формируются за счёт открытой информации, в том числе активнее идёт сексуализация. Но ребёнку нужно устанавливать границы, иногда жёсткие. Школа подразумевает соблюдение определённых требований. В чужой монастырь, как говорится, со своим уставом не ходят. Родители должны учитывать это, когда ребёнок собирается в школу. Если они допустили, что мальчик нарушил правила, значит, они сами их не принимают. Всё начинается с семьи, — пояснила  аналитический и семейный психолог Ольга Замазий.

По словам учителя биологии кемеровской школы № 54 Андрея Цеттеля, сейчас в вопросах внешности часто происходит конфликт воспитания. Сталкиваются учителя, которые преподают в школах (в основном старшее поколение, так как молодёжь не стремится в педагогику), и дети, которых воспитывают люди, рождённые в 90-е. Становление личности последних происходило уже в другой стране, у них другие понятия приличия.

— Когда сам учился в школе, то подвергался травле из-за внешности. Я был рэпером — носил широкие штаны с мотнёй до колена, кепка с прямым козырьком, одежда на 5-6 размеров больше. В 8 классе проколол ухо. Тогда началась вакханалия. Одноклассники меня оскорбляли, причисляли к сексуальным меньшинствам. Учителя то же самое говорили. Эту серьгу даже выдирали, слава богу, ухо не порвали. Но сейчас такого нет. Общество стало более терпимым. И то, что является самовыражением, списывается в рамки дозволенного, — рассказал Андрей Цеттель.

Также учитель говорит: введение строгих правил относительно внешнего вида (за исключением формы) — довольно проблематично для школы и самих родителей.

— Если есть подобный устав, то это, скорее, какая-то закрытая школа должна быть, в которой дети не покидают её пределы, подчиняются внутреннему распорядку. В обычной школе такое провернуть вряд ли получится. Нельзя ввести такие правила и выдать родителям на школьном собрании, мол, вот, вы должны соблюдать каждый пункт. Это лишняя головная боль, в первую очередь, для самих родителей. Им проще будет в другую школу отдать детей, — рассказал Андрей Цеттель.

В другой кузбасской школе существует такой регламент. В нём прописаны требования к форме, а также правила: никакой экстравагантной причёски и яркого маникюра.

— С положением о школьной форме учащихся можно ознакомиться на сайте. Администрация, учителя, классные руководители и совет лицеистов проводят огромную работу с учениками и родителями. Например, проходят рейды совета лицеистов по классам, где учащихся проверяют на наличие школьной формы,  затем формируется рейтинг классов. Это всегда стимул для ребят ходить в форме и не подводить весь класс. Случаев, когда они намеренно одеваются по-другому, ни разу не было. Конечно, у всех разные финансовые возможности. Поэтому у девочек могут быть не прямые классические юбки или отличаются по оттенку. Но мы не придаём этому значения. Главное, чтобы одежда была похожа на школьную форму. Бывало, дети приходили с разноцветными волосами. Мы удивлялись, но опять-таки не делали из этого катастрофы. Беседовали с учениками и родителями, после чего дети перекрашивали волосы в нормальный цвет, — рассказала заместитель директора по учебно-методической работе лицея № 17 в Берёзовском Анастасия Чаурова. 

Что делать?

Разумнее всего — соблюдать дресс-код, установленный школой, не провоцировать учителей на конфликт. В причёсках, макияже, маникюре руководствоваться здравым смыслом. Это избавит от проблем и ученика, и его родителей, считают специалисты. Ведь ответственность за внешний вид ребёнка всегда несут родители.

— Иногда ученики спрашивают про стиль, одежду. Я всегда говорю, что лучше подчиняться родителям, но вносить в это немного своей личности. То есть находить компромисс. До 18 лет за детей отвечают родители, а создавать им лишние проблемы из-за внешнего вида не стоит. Кидал ссылки на модные блоги, где стилисты рассказывают, как одеваться в школу, просил показать их родителям. Там нет никакого эпатажа, которые представляют люди, когда говорят о моде, — рассказал учитель Андрей Цеттель.

Также психологи советуют родителям разобраться в собственных проблемах. Зачастую именно они становятся причиной каких-то стычек учителей и детей.

— Проблема неоднозначная и судить о ней, не зная ситуации и участников, точно не стоит. С одной стороны, родители должны быть на стороне своего ребёнка. С другой — школа на то и школа, чтобы воспитывать и образовывать. Если учитель не авторитет, то зачем отдавать ребёнка к такому учителю? Дискредитация учителей не благо ни для общества в целом, ни для учеников. Поэтому могу лишь посоветовать родителям то, что всегда рекомендую в похожих случаях: возникла проблема с ребёнком — идите к психологу сами. Не детей водить по разным инстанциям, не по прокуратурам ходить, а постараться вовремя разобраться, что они упускают в жизни и воспитании собственного ребёнка, какую их проблему он отражает, — считает кемеровский психолог Светлана Рябова.

Мария Зеленова, клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» и программы Травли NET

В травле нет ничего правильно. Она как явление имеет цель — унижение человеческого достоинства. Травля — это не противный комментарий, а многократные агрессивные действия, вербальное, физическое и/или психологическое насилие.

Устав может запретить определённую одежду и дать рекомендации по внешнему виду учеников, а учителя могут на него ссылаться в конфликтных ситуациях. Но когда речь идёт о дискриминирующих, уничижительных и агрессивных высказываниях, мы понимаем, что дело не в правилах. Когда травлей заряжен класс, а учитель заинтересован в решении проблемы, избавиться от агрессии проще. Если травлю провоцирует сам учитель, всё намного сложнее. Это иерархичные отношения, заочно не равные. В таком случае два пути: родители могут встать на сторону учителя и критиковать ребёнка или же яро защищать своего отпрыска, не всегда сохраняя объективность. 

При общении с детьми не нужно забывать, что они такие же личности, как и взрослые. Любой вопрос должен решаться в уважительном дипломатичном ключе с ровным тоном. Это касается учителей, которые для детей являются значимыми взрослыми. Они подают пример.

Родителям важно научиться понимать права и обязанности как в школе, так и за её пределами. А ребёнок должен знать свои границы и не нарушать их. Дети, понимающие это, не испытывают проблем, чтобы сказать: «Не кричите на меня», «Мне это не нравится», «Хватит». Не получится уберечь от всех бед ребёнка, но надо установить с ним доверительные отношения. Попав в неприятности, он в первую очередь пойдёт к своим родителям. Это тоже важный момент. В отношениях «ребёнок-взрослый» сила всегда на стороне взрослого, поэтому ребёнок должен обратиться к родителям, чтобы ситуация поменялась на «взрослый-взрослый». Тогда конфликт можно решать более адекватно. Но взрослые могут не отличаться дружелюбием друг к другу. Поэтому, прежде чем научить кого-то чему-то, всегда лучше обратиться к себе. Открытое, доброе и ответственное отношение друг к другу, понимание своих собственных границ и уважение границ другого, осознание общих целей и правил, комфортных для каждого — это и есть основа спокойного безопасного общения в любом коллективе

И помните, что не допустить до уроков ученика, пришедшего без формы и с необычным цветом волос, школа не может. Главное в деятельности учреждений — оказание образовательных услуг, что никак не связано ни с цветом волос, ни с одеждой, ни с длиной ногтей. 


Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Как оплатить ЖКХ лишь по адресу в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн»
Яндекс.Метрика