5 ноября 2019 в 16:30 Общество

Куда катятся кемеровские трамваи?

Новость о поставке подержанных московских трамваев в Кемерово неожиданно вызвала бурные обсуждения. Часть жителей обрадовалась подарку, а остальные возмутились — почему это кемеровчане должны ездить на б/у трамваях? Так или иначе, эта история показала: людей очень волнует судьба популярного городского транспорта.

Корреспондент A42.RU Катерина Фролова разбиралась, в каком состоянии находятся кемеровские трамваи, сколько должен стоить проезд и почему в городе не появятся новые маршруты.

Жутко громко и запредельно холодно

По данным Кемеровской электротранспортной компании, всего в городе эксплуатируются 78 трамваев. Каждый день на линию выпускают 51 трамвайный вагон. Шумные, неудобные, холодные, ломающиеся — о главных претензиях горожан к трамваям в Кемеровской электротранспортной компании прекрасно знают. И даже не отрицают — состояние инфраструктуры на отдельных участках трамвайных путей и контактных линий не всегда идеально. Отсюда — шум и сильные вибрации, которые на себе ощущают пассажиры.

Частично проблемы КЭТК решает, но на всё не хватает денег. Например, каждый трамвай должен проходить капитально-восстановительный ремонт по истечении заявленного срока эксплуатации. Простыми словами, специалисты покупают новый кузов вагона трамвая и ставят его на место старого. Так поступали с трамваями 605-й модели, произведёнными в 80-х годах Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Всего в кемеровском парке 35 таких вагонов, но только 8 из них прошли подобный ремонт. Остальные возят кемеровчан, как бы пугающе это не звучало, уже больше 30 лет, хотя срок их эксплуатации — 16 лет.

— Капитально-восстановительный ремонт по стоимости начинается от 2 миллионов рублей. Но за такую цену мы ничего принципиально нового не можем сделать, он останется таким же, по сути, холодным и громыхающим. Ремонт с применением заводских кузовов вагонов стоит 21-23 миллиона. Это выгоднее, чем приобрести новый вагон за 23-25 миллионов, — рассказал представитель Кемеровской электротранспортной компании Максим Гончаренко.

Да и современные трамваи, по словам пресс-секретаря компании, не всегда отвечают возможностям предприятия. Речь не только о стоимости нового вагона, но и о его ремонте. Компании выгоднее и даже проще приводить в порядок старые трамваи.

— В советские трамваи закладывался огромный ресурс прочности. С современными всё немного сложнее — они работают только в рамках заявленного срока эксплуатации. К тому же новые вагоны напичканы электроникой. Для нашей компании в сложившихся экономических условиях важнее ремонтопригодность: проще починить запчасть, чем заменить весь узел, — подчёркивает Гончаренко.

 

Во всём виноваты трамваи?

Разветвлённая структура трамвайной линии, считают в КЭТК, удобна, так как связывает периферийные районы с центром города. Протяжённость маршрутов составляет 93 километра. При этом большая часть трамваев ходит по левобережной части, только два маршрута из пяти ведут на другой берег. И даже тот, который когда-то связывал Кировский район с вокзалом — маршрут № 3 — изменил схему движения, что в 2015 году вызвало возмущения кемеровчан. Добраться до вокзала из отдалённой части города они теперь могут только с пересадками.

Подобные оптимизации маршрутов и, казалось бы, редкое использование трамваев горожанами наталкивает многих (в основном автомобилистов) на мысли, что от этого вида транспорта в Кемерове давно пора отказаться. Громкие и старые трамваи считаются в какой-то мере источником проблем на дорогах — пробокполомокаварий. В то же время во всём мире происходит расцвет электротранспорта — строятся новые трамвайные пути, ремонтируются старые, закупаются современные трамваи, а в некоторых европейских городах, например, Марселе, даже придумывают индивидуальный дизайн вагонов.

В Кемерове не планируется проводить новые трамвайные маршруты и достраивать транспортную линию. Ведь существующая схема полностью отвечает городской застройке, считают эксперты. Но при необходимости дополняют трамвайную линию отдельными технологическими элементами, например, разворотным кольцом у пересечения улиц Ракитянского и Антипова.

Развитие или упадок? 

Расцвет электротранспорта в Кемерове приходился на нулевые — тогда ежегодно трамваи и троллейбусы перевозили примерно по 55 миллионов человек. Падение объёма перевозок в общественном транспорте происходило в 2015–2017 годах. Экономическая ситуация в стране — тому объяснение. У одних людей снизились доходы, другие лишились работы. Многим просто некуда стало ездить — вся трамвайная сеть в городе построена вокруг крупных промышленных узлов города.

Сейчас в КЭТК не считают, что трамваи в Кемерове находятся в упадке. Да, средств не хватает на всё и вся, но статистика показывает, что трамвай становится более востребованным. По данным городской администрации, за первые шесть месяцев 2019 года кемеровский электротранспорт перевёз 12 692 900 пассажиров. Из этого количества на трамваях было осуществлено 7 427 200 поездок. В прошлом году за этот же период перевозок было меньше — 12 510 900. В среднем электротранспорт, включая троллейбусы, перевозит каждый день более 70 000 человек.

— 58% кемеровских пассажиров из года в год выбирают для своих поездок трамвай, а 42% пользуются троллейбусом, что говорит об удобстве действующей в Кемерове маршрутной схемы горэлектротранспорта. Это означает, что экологически чистый транспорт на электрической тяге должен и дальше развиваться в нашем городе, — считают в городской администрации.

(Не)выгодные перевозки

Сейчас стоимость билета в городском общественном транспорте составляет 20 рублей, для пенсионеров — 10. Цены подняли в декабре 2018 года, объяснив решение Региональной энергетической комиссии Кемеровской области изменением налогового законодательства и увеличением расходов перевозчиков. И пообещав улучшения в работе городского транспорта.

— Повышение стоимости проезда сильно ударяет по пассажиропотоку. С 2008 года не раз это происходило. Как только стоимость проезда повышается, выручка компании становится только меньше, вопреки мнению, что транспортники на увеличении цены заработают. Обычная категория граждан резко перестаёт ездить, а на льготниках, плативших по 4 рубля до 2018 года, особо не заработаешь. Когда пенсионерам увеличили стоимость до 10 рублей, то и они реже стали ездить. На восстановление пассажиропотока каждый раз уходило не меньше года, — сокрушается Максим Гончаренко.

Однако эти слова немного расходятся с ранее озвученной статистикой: цена за проезд увеличилась в декабре 2018 года, но за первое полугодие 2019 число пользующихся электротранспортом кемеровчан только выросло. По словам Гончаренко, тенденция с оттоком пассажиров наблюдалась с каждым повышением стоимости, просто в этом году на восстановление ушло всего один-два месяца.

— Я думаю, люди психологически готовы были платить 20 рублей за проезд вместо 16, — предполагает представитель КЭТК.

О качестве поездок в трамваях можно предполагать, зная себестоимость провоза одного пассажира. На сегодня этот показатель составляет 27 рублей 94 копейки. Компания работает в убыток, но повлиять на повышение стоимости до того уровня, который требуется именно транспортникам, никак не может.

— Себестоимость образуют затраты на текущие эксплуатационные работы, электроэнергию, стоимость которой выше, чем у обычных потребителей, зарплату сотрудникам. В себестоимость не входят расходы на капитальный ремонт инфраструктуры: трамвайных путей, контактных сетей, тяговых подстанций, — объясняет представитель КЭТК.

После введения процедуры банкротства в отношении Кемеровской электротранспортной компании руководство вынуждено самостоятельно выискивать средства на эти расходы. Они никем не компенсируются и вряд ли будут, пока не существует соответствующих нормативно-правовых актов, которые обязывали бы компенсировать их из бюджета.

 

Столичный подарок

Из 78 вагонов, которые есть в кемеровском парке электротранспорта, 10 трамваев — те, что прибыли из Москвы в октябре. 

— Все трамвайные вагоны модели 71-619А из Москвы находятся в рабочем состоянии. Они готовятся к работе в зимних условиях специалистами АО «КЭТК», — сообщили в пресс-службе городской администрации.

В самой электротранспортной компании пояснили, что трамваи прибыли полностью комплектными. В них далеко не новые аккумуляторы, есть определённые технические недостатки, но эксперты и не надеялись, что трамваи будут в идеальном состоянии. Иными словами, в этот московский-кемеровский электротранспорт пришлось вложиться. Но пока неизвестно, когда кемеровчанам всё-таки удастся в нём прокатиться.

Фото: архив A42.RU, Викисклад

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика