27 ноября 2019 в 16:53 Давайте разберёмся

Обманывает ли нас «Чёрная пятница»? Разбираемся с маркетологом

Последняя неделя ноября знаменуется главной распродажей года – «Чёрной пятницей». Это время диких скидок, невероятных предложений и необдуманных покупок. Большинство из них совершаются импульсивно, а чуть позже, когда ажиотаж спадает, выясняется, что были и вовсе не нужны.

Маркетолог на правах анонимности рассказал, а действительно ли «Чёрная пятница» предлагает огромные скидки, или всё это – одна большая мистификация.

 

90% товаров, которые продают в «Чёрную пятницу», можно купить дешевле в другие дни

«Чёрная пятница», «Киберпонедельник» и прочее — чистой воды маркетинг. Очередная уловка, чтобы заманить покупателя на якобы большие скидки. Причём уловка устаревшая, потому что сейчас это практически не работает: из года в год интерес к таким распродажам угасает. Не только у нас, но и на Западе. Только вот в России они так и не получили должного развития, зато быстро заслужили дурную репутацию.

Мелкие магазины и даже крупные сети нередко обманывают потребителя, сначала завышая цену, а после — делая «скидку» до прежней стоимости. Такие скидки называются искусственными или ложными. В итоге мы с вами не получаем никакой выгоды, а иногда даже переплачиваем.

Здесь включается психологический аспект и срабатывает стадное чувство — перечёркнутые ценники выступают в качестве триггера, а всеобщее помешательство подталкивает к импульсивным покупкам. Когда видишь хорошую скидку на смартфон, то вряд ли полезешь на Яндекс.Маркет смотреть его среднюю рыночную стоимость, потому что думаешь лишь о том, как бы успеть его купить. И зря.

Буквально на днях прочитал, как британская организация защиты прав потребителей выяснила, что почти 90% товаров, которые продают со скидками в «Чёрную пятницу», можно купить дешевле в течение года. И это речь про Европу, где скидки бывают действительно высокими, потому что торговые сети там наиболее маржинальны, что позволяет продавцам уменьшать ценник даже на новинки. 

 

Все пытаются заманить к себе покупателей скидками

В России ритейл чувствует себя не настолько комфортно, поэтому даже уменьшение стоимости товара на 30% приводит к убыткам. Большие скидки до 90% действительно бывают, но это, как правило, неликвидный и устаревший товар, который просто никто не купит в любое другое время. Всегда есть какая «неходовка», от которой рано или поздно нужно каким-то образом избавляться.

Конечно, есть и исключения, когда большую скидку делают действительно на что-то хорошее и качественное, но это снова холодный расчёт — таким образом предприниматели пытаются повысить проходимость и за счёт одного «вкусного» предложения продать что-то ещё.

Сейчас все пытаются заманить к себе покупателей скидками — но этим никого не удивишь. Устроить межсезонную распродажу или какие-то разовые акции — нормально, постоянно играть на этом и вписываться в подобные события типа «Чёрной пятницы» — нет.

Нужно уметь делать товар привлекательным без обещания огромной выгоды, иногда достаточно удачно его расположить в торговом зале или настроить таргетированную рекламу в Instagram[*]. Лучше формировать уникальные предложения, которых больше ни у кого нет.

 

У нас нет настоящих распродаж

В Кемерове я никогда не ходил на распродажи во время «Чёрной пятницы». Во-первых, потому что у нас нет настоящих распродаж. А, во-вторых, я всегда вспоминаю, как крупная сеть электроники одной из первых устроила подобную акцию около десяти лет назад – и покупатели вынесли двери в прямом смысле этого слова.

Не очень понимаю, зачем толкаться и пытаться пролезть первым в магазин, потому что, как я уже говорил, большинство скидок – искусственные. Плюс это травмоопасно: наверняка все мы смотрели видео на YouTube, как в США люди затаптывают друг друга в борьбе за тостер. К тому же необходимый товар всегда можно найти в интернете и заказать его там же.

Конечно, как и все, я люблю скидки. Иногда что-то беру в супермаркетах по «красным» ценникам, отслеживаю распродажи любимых брендов или жду сезонных распродаж. Это как раз те удачные примеры, когда скидка действительно есть.

Если это электроника, то зачастую перед выходом новой модели чего бы то ни было (например, смартфона) старую версию можно урвать по вкусной цене – потому что ритейлерам просто надо освободить полки, и они прекрасно понимают, что без скидок и выгодных предложений устаревший вариант будет никому не нужен.

Если это одежда – то логично, что от пуховиков надо избавляться летом, чтобы привезти новую коллекцию. Чаще всего такие щедрые предложения выходят продавцам в «ноль», а покупатель приобретает вещь по себестоимости. Важно понимать, что в убыток себе никто работать не будет.

Единственное, что стоит покупать во время «Чёрной пятницы», это, на мой взгляд, подписки на различные сервисы и программное обеспечение – там действительно бывают выгодные предложения, которых придётся ждать до следующего ноября. Поэтому обычно я приобретаю сразу годовые пакеты, и они заканчиваются как раз к следующей распродаже.

Несколько советов, если вы всё-таки решились что-то купить в «Чёрную пятницу»:

  • Составьте список покупок, а лучше – заранее начинайте отслеживать цены на них;
  • Подпишитесь на рассылки интересующих вас магазинов – очень часто выгодные предложения, а также ранний доступ к большим распродажам присылают именно на e-mail;
  • Складывайте в корзину на сайте всё, что душе угодно, а перед покупкой не забудьте её почистить, удалив оттуда всё ненужное;
  • Не тяните с покупкой до последнего: действительно хорошие скидки заканчиваются очень быстро.

Фото: pixabay.com


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика