4 декабря 2019 в 16:06 Общество

«Мы не животные, чтобы размножаться до старости»: откровения чайлдфри

С 2015 года в России рождаемость становится только ниже. На это влияет много факторов, в том числе нежелание рожать ребёнка. По данным за 2014 год, 6% россиян заявили о том, что не хотят заводить детей. И по прогнозам экспертов, этот показатель может приблизиться к среднеевропейскому уровню и вырасти до 15%.

Приверженцы чайлдфри-идеологии выбирают свободную от детей жизнь по самым разным причинам. Корреспондент A42.RU Катерина Фролова пообщалась с представителями этого движения, которые анонимно рассказали, почему не хотят быть мамами и папами.

Николай, 43 года

Когда мне было лет 16, я, может, и хотел детей. Но это было на уровне фантазий, как я играю с ребёнком. Потом уехал из дома и понял, как это — зарабатывать на жизнь самому. Мы с женой лет с 18 вместе, поженились через три года отношений. Супруга у меня из другой страны, поэтому, приехав в Кемерово, почти год не могла работать, пока не получила гражданство. Это время было очень тяжёлым для нас. У меня была очень маленькая зарплата, почти всю мы отдавали за аренду квартиры. Подработки, конечно, были, но денег катастрофически не хватало. Доходило до того, что в холодильнике лежал кусок масла, но намазать его было не на что. Куда рожать ребёнка?

Может, желание и было тогда ещё, но я понимал, что мы не можем финансово этого себе позволить. Все эти разговоры: бог дал зайку, даст и лужайку — полная фигня. Мы говорили с женой, она это всё прекрасно понимала, но всё равно очень хотела детей. Была даже пара беременностей, закончились выкидышами. Я тогда ничего не чувствовал. На первом месте всегда были мысли, где взять денег, чтобы поесть и заплатить за квартиру.

Потом жена устроилась на неплохую работу, стала зарабатывать мозгами. У меня зарплата выросла. Мы занялись обустройством быта: от покупки мелкой бытовой техники доросли до ипотеки. 13 лет скитались по съёмным квартирам, хотелось своё жильё. Дети к тому моменту уже отошли на второй план. Хотелось пожить для себя, как наши друзья, которые могли сходить в клуб, кафе, поехать в отпуск, особо ничего не планируя за год вперёд. Да даже элементарно одеться, потому что по несколько лет ходили в одном и том же.

Жена стала компенсировать отсутствие ребёнка работой. Да, иногда говорили про детей, но это ни к чему не приводило. Мне уже не хотелось детей. Я понимал, что мне до сих пор многого не хватает. А с возрастом понимаешь — ну куда рожать? Да, жене тоже 43 года, мы вполне способны завести своих детей, но уже просто не надо. Ни мне, ни ей.

И потом, я думаю о том, как будет чувствовать себя ребёнок с такими возрастными родителями. Если бы он появился сейчас, то к его первому классу мне было бы уже 50. Я был бы строгим отцом, ребёнку тоже могло быть некомфортно. А ещё общество изменилось, как ни старайся, оно всё равно влияет на формирование неокрепших умов. Смотрю на детей знакомых и понимаю, что не хочу видеть своего ребёнка таким.

Папа всегда по поводу детей наседал, а мама нет. Родители развелись ещё в 80-х, маме было 37 лет. Она нас с сестрой подмышку — и тянула на себе. Она знает, каково это — кормить, растить, воспитывать, когда нет нормальных условий. А ещё мама понимает, что ничто не вечно, мы в любой момент можем разойтись, и что тогда с детьми будет? Я помню, как сосед катал своего сына на тракторе, меня же никто не катал, а так хотелось! Но папы рядом не было. Семья должна быть полной, психологически здоровой. А ребёнок — ну точно не гарантия того, что муж и жена проживут вместе всю жизнь.

Рожать для себя — это бред. У меня достаточно таких знакомых. Я вижу, что эти дети растут избалованными, изнеженными. Или их уже изначально готовят к тому, что они должны носить в старости маме стакан воды. Это очень эгоистично. Как и то, что говорит мне папа: «Мне нужны внуки, роди мне внука». А себя я не считаю эгоистом. Думаю не только о себе в таком случае и о своём удовольствии, которое я получаю, но и о ребёнке, который мог бы родиться, и каково ему было бы жить в этом мире, с такими родителями, в таких условиях.

Выбор должен быть осознанным, решение — взвешенным. Мы живём не в каменном веке, мы не животные, чтобы размножаться до старости. 

Ирина, 41 год

Я была очень молодой, когда вышла замуж первый раз. Забеременела в 18 лет. Очень сильно испугалась, да и муж тоже. Он прекрасно знал о моём отношении к детям, материнству. Я всегда была такой, сколько себя помню, не испытывала к этому никакой тяги, даже не играла в «дочки-матери» в детстве, хотя оно у меня было прекрасное.

Совершенно нормально отношусь к воспитанным детям, адекватным мамам. У меня есть подруги с детьми, племянники, и у нас замечательные отношения. Хотя, если честно, мне не очень нравятся совсем маленькие дети, которые даже не говорят адекватно. Племянников люблю, но никогда не сюсюкаюсь с ними, не умиляюсь, а от рекламы подгузников с младенцами не таю. Ну, не моё это.

В итоге в 18 лет сделала аборт — о том, чтобы оставить ребёнка, не могло быть и речи. Муж поддержал, переживал, видел, как мне было плохо, даже от запаха любимого человека тошнило. Чувствовала себя инвалидом. Постоянно хотелось спать, есть, повышенное слюноотделение и вялость доставали. Я была на маленьком сроке и страшно представить, что было бы дальше. Это был ужасный опыт и урок на всю жизнь. А вообще роды мне кажутся чем-то ужасным, неестественным. И физиологически, и психологически. Сколько потом последствий у рожавших женщин бывает. 

С тех пор я всегда использую контрацепцию. Думала о стерилизации, но изучила информацию про это — не всё так просто, как у мужчин. Последствия могут быть плачевные. Да и кто мне в России её сделает.

Потом я полюбила другого — развод, другой брак, но уже гражданский. Сейчас у меня есть постоянный партнёр, у него — свои дети от первого брака, ему хватает. Я всегда предупреждала, что являюсь чайлдфри, что не хочу детей. Слишком свободолюбивая. Вопросов от мужчин практически не было, так как в приоритете у них всегда была я как женщина, а не производитель детей.

Я против пропаганды, которая везде и всюду, что нужно плодиться как можно больше. Многие рожают необдуманно, а под давлением — мужа, родственников, социума. Надо как у всех, чтобы не осудили, потом ходят злые и несчастные. Моя подруга родила вот троих детей, молодец, теперь просто спившийся человек. Одну дочь забрал бывший муж, другая — в интернате, а старшая сама по себе. Зато не аборт!

Родители, конечно, уже смирились с тем, что у меня не будет детей. Мама хотела бы внуков, но понимала всегда, что это моя жизнь, моё решение. А отец у меня армянин, поэтому до сих пор спрашивает, как я живу без отпрысков. Но он не принимал участия в моём воспитании, у него нет достаточно авторитета, чтобы меня осуждать.

Я не знаю, что должно такого случиться, чтобы я переосмыслила свою жизнь и захотела детей. Ничто уже не заставит меня передумать, даже миллион долларов.

Фото: behance.net

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика