Кемеровчане знают Евгения Боровкова как «того самого клоуна, спасавшего людей в "Зимней вишне"». Он веселил детей, а когда начался пожар, до последнего оставался в здании и выводил посетителей. Евгений по-прежнему зарабатывает своим добрым искусством — выступает на корпоративах и праздниках, веселит прохожих на улице. Но теперь ему самому нужна помощь: у жены Ирины обнаружили рак миндалин. Корреспондент A42.RU поговорил с Евгением о том, почему клоун — лучший аниматор, чем взрослые отличаются от детей и как добро побеждает зло, хоть и бывает бессильным перед болезнью.
-
Фото: архив A42.RU, личный архив -
Учился у Славы Полунина
Евгений вырос в Кемерове, по первой профессии — сварщик. Его старший брат — студент местного колледжа культуры — увлекался клоунадой. И Евгений заразился этим искусством. Получил среднее образование и вместе с братом уехал в Санкт-Петербург, где поступил в Российский институт сценического искусства. Многие говорят, что именно здесь лучшая школа клоунады в стране. После ухода из вуза Евгению довелось учиться у главного клоуна современности Вячеслава Полунина — создателя театра «Лицедеи» и доброго «Снежного шоу».
— Вячеслав Полунин организовал кастинг, и мы его прошли, — рассказывает о том периоде жизни Евгений Боровков. — Он учил нас, всё показывал и рассказывал, был художественным руководителем шоу Цирка на Фонтанке, в котором мы участвовали. Кроме того, мы прошли мастер-классы у Георгия Делиева, руководителя комик-труппы «Маски».
Евгений женился, у пары родился сын. Расходы семьи выросли, а заработки остались прежними. Жизнь в Питере была дороже, чем в провинции, молодой семье приходилось трудно. Евгений решил вернуться в Кемерово.
Здесь он быстро стал известен: в городе не слишком развито уличное искусство, а Евгений любил работать на улице. В Кемерове редко встретишь мима, так что представления с клоуном и живыми статуями неизменно привлекали внимание горожан. У «Зимней вишни» традиционно было много народу, и клоун часто давал представления здесь. Развлекательному центру это шло на пользу, так что администрация заключила договор с артистом — с тех пор он работал внутри, от простых интерактивов перешёл к собственным спектаклям и фактически стал одним из лиц торгового центра.
«Люди метались в дыму»
В роковой мартовский день Евгений, как и всегда, развлекал посетителей на четвёртом этаже. Когда всё заволокло дымом, он, хорошо зная планировку, выводил людей, раз за разом возвращался в здание и дважды пытался прорваться к кинозалам, а когда не смог сам — пытался направить туда пожарных.
— На третьем этаже был густой белый дым, люди метались в нём, — вспоминает Евгений. — Там было человека четыре мужиков, которые помогали. Многие другие растерялись, не могли найти выход, и мы хватали их и быстрей-быстрей выводили. Порой они еле шли, потому что уже надышались.
Угарный газ коварен: он замещает в крови кислород, у человека начинается лёгкое головокружение — а потом он уже ничего не чувствует, потому что теряет сознание. Именно так погибла Татьяна Дарсалия, которая вывела из кинотеатра дочь и большую группу детей. Дети успели уйти. Татьяна — нет.
Евгений и ещё несколько мужчин бегали по четвёртому и третьему этажам и вытаскивали всех, пока наконец прибывшие сюда полиция и пожарные не оттеснили их на улицу.
«Сначала просто разболелось горло»
В минувшем году молодая семья подверглась суровому испытанию. Сначала у жены Евгения, Ирины, просто разболелось горло, припухли лимфоузлы. Пара шутила про холодную Сибирь, но осмотр врача показал, что здесь не до шуток, и Сибирь ни при чём. У Ирина плоскоклеточная карцинома — онкологическое заболевание, поражающее гортань. Типичные пациенты с этим видом рака — курящие мужчины старше пятидесяти. Случай Ирины скорее редкость.
Врачи объяснили: чем быстрее начато лечение, тем больше шансов на выздоровление. Ирину направили на курс лучевой и химиотерапии в Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН, в НИИ онкологии. Само лечение было бесплатным, но сопутствующие расходы быстро высосали невеликий семейный бюджет.
— Мы потратили более 100 000 рублей, — рассказывает Евгений. — Нужно было вылечить все зубы, потому что иначе они выпадут. Много денег потребовалось на специальное питание — во рту ведь большой радиационный ожог, даже пить тяжело, есть обычную еду невозможно. Лекарства тоже стоили денег, плюс нужно снимать поблизости от больницы жильё.
Сейчас Ирина проходит в Томске второй курс лечения. Хорошая новость в том, что, если прогноз будет оптимистичным, двух курсов должно быть достаточно. Плохая — денег у семьи больше нет. Евгений написал в Instagram[*], что принимает помощь, но запускать полноценный сбор средств не захотел. По его словам, он не хочет просто просить денег, если в силах их заработать.
Искусство окунуться в детство
Евгений зарабатывает своим искусством: организовал творческую группу «Свой клоун» и выступает на праздниках, корпоративах и городских событиях. Клоуна заказывают для выступления на сцене, для встречи гостей в велком-зоне или на большую программу в течение мероприятия — с несколькими персонажами, пантомимой, фокусами и живыми статуями.
Самая популярная у кемеровчан услуга — клоун на день рождения. Эта программа длится более часа: Евгений играет с гостями, разыгрывает пантомиму, показывает фокусы, организовывает конкурсы. Он подстраивается под именинника, причём учитывает не только возраст, но и увлечения, хобби, даже любимый вид спорта. Например, если ребёнок плавает, то конкурсы будут как будто под водой.
Количество гостей и возраст не важны: Евгений, улыбаясь, говорит, что программа рассчитана «на детей до 90 лет». Клоун не просто развлекает детей как аниматор. Он помогает им проявить собственную фантазию и раскрыться в ней.
— Я не нахожусь сверху или в стороне, я здесь — заводила, — объясняет Евгений. — Я направляю всю компанию в мир фантазии, в которой дети свободно себя чувствуют. Они ведь видят мир не так, как мы с вами. Дети всё воспринимают через какую-то придумку. А мой персонаж помогает фантазии работать, помогает особенно ярко увидеть мир через эту детскую призму.
Именно поэтому клоун нужен не только детям, но и взрослым. По словам Евгения, искусство клоунады — это способ остаться ребёнком и втянуть других в это состояние.
— Взрослым клоун нужен даже, пожалуй, больше, — улыбается Евгений. — У них работа, ипотека, проблемы, и они часто не могут отвлечься на то, чтобы просто искренне и от души посмеяться. Не просто поржать над мемом в ленте смартфона, а действительно порадоваться, окунуться в детство, снова испытать эти эмоции — когда подступает к горлу ощущение праздника. Я в детстве не хотел стать ни космонавтом, ни шофёром, как другие. Мне нравилось играть и фантазировать, и, по сути, этим я и занимаюсь. Когда сейчас работаю перед публикой, то создаю собственный мир и приглашаю человека погрузиться в него.
Сердце клоуна
Судя по всему, Евгению никогда не приходило в голову просить награду за то, что он сделал на четвёртом этаже «Зимней Вишни». Как и мысль, что он мог поступить как-то иначе: ему кажется, что любой на его месте сделал бы то же самое. Но из сотен посетителей ТЦ считанные единицы смогли не только сориентироваться в дыму, но и помочь тем, кто оказался в его заложниках. Для этого нужно не только знание планировки этажей, но и огромное бесстрашное сердце.
Благодаря Евгению Боровкову кто-то в день пожара встретил дома живую дочь, сына или жену. Родственники погибших и пострадавшие в «Зимней вишне» получили компенсации. Евгений не получил ничего. А сейчас уже ему нужна помощь.
Как помочь:
1. Заказать клоуна на день рождения. Часовую программу Евгений проводит за 2500 рублей.
2. Пригласить творческую группу на корпоративный праздник. Стоимость зависит от продолжительности, количества актеров и реквизита, но порядок цифр за одного персонажа примерно такой же.
3. Прийти на благотворительное Facebook[*] 25 января в кафе «Кампот». Все собранные средства пойдут семье Боровковых.
4. Если хотите просто помочь, свяжитесь с Евгением в Instagram[*].
Пригласите клоуна, и добра в мире станет чуточку больше. И, возможно, мы увидим ещё одно чудо: как искусство клоуна победит рак.