На YouTube собраны сотни видеороликов об автомобилистках: неумелая парковка, ДТП, машины забавных цветов. Про женщин за рулём рассказывают анекдоты, вышучивают или даже оскорбляют, если они не пропускают автомобиль или ошибаются на виду у водителей-мужчин. При этом, по статистике Госавтоинспекции, автоледи совершают только 30% ДТП в России, водят аккуратно и относятся к ПДД со всей серьёзностью.
Корреспонденты «Газеты Кемерова» узнали у жительниц областного центра, как они чувствуют себя на дорогах, сколько времени проводят в своём автомобиле и какие курьёзные истории случались с ними за время водительского стажа.
«Красивая машина производит на мужчин сильное впечатление»
Алеся Кадакина, 34 года, директор коммуникационно-модельного агентства Alessio Models; водительский стаж – почти 11 лет
– Решила получить права, когда старшей дочери было около года. Теорию и автодром сдала с первого раза, город – со второго. Это было в октябре, на сильно заметённой дороге я не увидела разметку и проехала немного дальше, чем должна, и, соответственно, неправильно развернулась. Самое интересное – в ночь перед экзаменом мне приснилось то место, где я сдавала город.
На дороге не испытываю волнения, но, когда возникает сложная ситуация в виде погодных условий, всегда снижаю скорость и вхожу в повороты довольно медленно. За себя я спокойна, а вот за то, что совершают другие водители, я не могу отвечать. Это алкогольное, наркотическое опьянение или автовладельцы, которые могут уснуть за рулём. Ведь я могу просто стоять на перекрёстке и ничего не делать, а в меня врежется какая-то машина.
Я считаю, что водительские возможности не зависят от половой принадлежности. Всё дело в умении концентрироваться, взять себя в руки и в целом от психологического состояния.
На машине передвигаюсь ежедневно и даже, когда летаю на море, беру машину напрокат: мы довольно много времени с семьёй ездим от пляжа до пляжа. Как-то я была за рулём 18 часов, когда ехала из Иркутска. Приходилось менять колесо у джипа на трассе в непогоду – было не очень приятное, но довольно забавное зрелище. Дорога – это не только наслаждение, но ещё и большая ответственность. Здесь нужно быть готовой ко всему.
Летом на дальние расстояния езжу в кроссовках или кедах с жёсткой подошвой, никогда не надеваю сланцы. Зимой стараюсь обуваться так, чтобы не было жарко. По городу могу спокойно передвигаться в туфлях на каблуках, к тому же у моей машины – коробка-автомат, что значительно облегчает езду.
Давно заметила такую вещь: когда еду на машине высокого класса, мужчины постоянно уступают дорогу и заигрывают чаще, чем когда я еду на машине чуть дешевле, но при этом тоже хорошо выгляжу. Всё-таки красивая машина производит на мужчин сильное впечатление.
«Я уехала – и фура взорвалась»
Юлия Даниленко, 24 года, студентка; водительский стаж – почти семь лет
– В нашей школе старшеклассникам преподавали теорию. Это было абсолютно бесплатно, а сразу после выпускного появилась возможность пройти практический курс и сдать экзамены.
Теоретический курс был предельно понятным. А вот на практике возникли вопросы. Хочу сказать «спасибо» инструктору за понимание и терпение. Что касается экзаменов, то теорию сдала с первого раза, автодром – со второго (ошиблась на парковке), а город – с первого.
Самое сложное для меня – быть в потоке, помня о ПДД. На дорогах крайне много «особо умных». Но это, в свою очередь, восхитительно развивает координацию и реакцию, что в пути очень полезно. Как показывает практика, насмешки обычно прилетают от тех самых «особо умных», иногда даже уже лишённых прав за свои нарушения.
Я считаю, что любой человек за рулём – «обезьяна с гранатой». Половая принадлежность значения не имеет.
За рулём езжу в кедах, ботинках. Всё что угодно, лишь бы плоская подошва. Максимум позволяю себе каблук 5-6 см. Если предполагается, что вне автомобиля нужно быть на высоких каблуках, переобуваюсь. За почти семь лет у меня крайне маленький пробег, по сравнению со многими: около 50 000 км. Я за рулём утром и вечером, когда еду на учёбу и домой. По выходным выбираюсь за город, но в сумме в день выходит по паре-тройке часов.
В аварии, к сожалению, попадала. Однажды была сама виновата, ещё дважды в меня въехали не очень сильно. Последний раз был более эпичным: во время грозы в авто вписались два мусорных бака.
Хорошо это или плохо, но курьёзных случаев на дорогах практически не бывает. Либо всё спокойно, либо аварии.
Особенно страшно однажды было на трассе Кемерово – Новосибирск. Я возвращалась в столицу Кузбасса уже ночью, а на дороге образовалась пробка. Впереди что-то горело: столкнулись две фуры, их «размотало» по обе стороны от дороги. Стоило мне проехать метров сто от места ДТП, как один из большегрузов взорвался. К счастью, больше никто не пострадал, но ощущения крайне острые.
«Со мной часто знакомятся на дороге»
Анастасия Мазина, 26 лет, маркетолог; водительский стаж – пять лет
– Я пошла учиться на права ровно тогда, когда мне исполнилось 21, на последнем курсе университета: после окончания вуза родители пообещали мне новенький автомобиль. Честно, было очень сложно. Я начинала учиться, когда снега не было, а когда сдавала автодром, он благополучно выпал. Соответственно, в горку с ручника я заехала только со второго раза, город сдавала четырежды, и это было для меня адом. Волнение испытывала только первые 2–3 месяца, потом вдруг наступил резкий прилив уверенности, да такой, что чувствуешь себя Шумахером.
Самое сложное в вождении – не реагировать на мобильник. Иногда прямо засыпают сообщениями, а так и хочется ответить. Но, согласно статистике, «поцелуй» машин в большинстве своём получается из-за того, что кто-то отвлекается на телефон.
Я каждый день за рулём: езжу и на работу, и с работы, и на тусовки. Машина для меня стала незаменимым атрибутом жизни. Без неё решать рабочие вопросы было бы сложнее.
Что касается обуви, то у меня на водительском месте всегда валяется одна кроссовка, вторая лежит дома. Когда я на каблуках, всегда стараюсь надевать эту кроссовку для управления автомобилем. Зимой, конечно, сложнее, поэтому стараюсь выбирать ботиночки на устойчивом каблуке, который бы не сильно мешал вождению.
Меня постоянно подрезают, а ещё бывает внаглую подъезжают, видят, что девушка, и лезут без поворотников. Я очень принципиальна на дорогах. Никогда не пропускаю водителей, если они встали не в свой ряд. Бывают, конечно, исключения – например, если автовладелец открыл окно и по-человечески попросил.
Как правило, многие пытаются познакомиться на дороге. Как-то раз был забавный случай, я останавливаюсь на светофоре, и со мной мужчина равняется на крутой машине. Окно открывает, а я вижу это боковым зрением. Думаю, ну всё, сейчас знакомиться будет – улыбаюсь, открываю окно, уже готовлюсь ему безымянный палец показать, типа занята, ведь накануне мой молодой человек сделал предложение. А он говорит: «Девушка, у вас шарф по земле волочится», – и уезжает. Оказалось, я его прищемила дверью, не заметила и поехала, ничего не подозревая. Шарф выбросила: пришёл в негодность.
«Моя мама любому водителю фору даст»
Татьяна С., 26 лет, экономист; отказалась от автомобиля
– Решение пойти учиться на права было принято скорее на семейном совете, чем мною лично. Договорились так: это даст возможность быть мобильной, лёгкой на подъём, я смогу добраться до любой точки города (и не только) в кратчайшие сроки. Бессмысленно перечислять преимущества автомобиля перед общественным транспортом.
В общем, пошла я учиться в автошколу в 2010 году, а права получила в канун 2011 года. Выходит, к настоящему моменту мой водительский якобы стаж порядка шести лет. Обучение было длительным. Сдать теорию и автодром получилось сразу, а вот город дался мне с энной попытки. Те, кто сдавал, меня поймут: маленькие ошибки, невнимательность, волнение, задания с подвохом от инспектора – типа «Остановитесь здесь», а остановка/стоянка запрещена. Когда я, наконец, сдала и получила права, счастью моему не было предела.
После этого машину я водила в общей сложности месяца два. Ездила на мамином автомобиле, но потом ей он стал нужнее, и мне снова пришлось пересесть на общественный транспорт. Хочется отметить, что училась я на леворульной машине, а у мамы был праворульный Nissan. Мне очень трудно было перестроиться, казалось, что всё очень неудобно.
Конечно, «королевой дороги» за два месяца я не стала. Концентрировалась на том, что делаю, полностью, ни о какой музыке или разговорах по телефону во время вождения речи не было.
За те пару месяцев, что я была водителем авто, ни разу не испытывала на себе никаких притеснений или насмешек со стороны других автолюбителей.
А вот курьёзные случаи были. Например, один раз я забыла выключить фары, и, пока была на учёбе, у машины сел аккумулятор. В результате незнакомый человек предложил мне свою помощь. Ещё как-то во время движения у меня открылся багажник, о чём мне сообщил один из пешеходов.
Считаю ли я, что женщина за рулём – это обезьяна с гранатой? И да, и нет. С одной стороны, далеко ходить за примерами не надо. Интернет кишит историями и видео, где женщины паркуются, чудят на заправке, красят губы или пишут SMS, чем провоцируют ДТП. Мужчина за рулём более собран и внимателен – это факт. Но не стоит на всех женщинах ставить крест. Например, моя мама даст фору любому мужчине.
К счастью, в ДТП я не попадала. Надеюсь, в будущем я снова сяду на водительское место в собственном автомобиле, и у меня появится возможность преодолеть свои страхи за рулём. Ведь в наше время, как говорится, машина – уже не роскошь, а средство передвижения.
«Надо мной никогда не насмехались»
Дарья Кучерявая, 26 лет, фитнес-тренер; водительский стаж – 4,5 года
– Раньше я работала репетитором, и ученики жили в разных районах, поэтому надо было успеть ко всем. Естественно, без машины это было невозможно. Сейчас каждый день пользуюсь автомобилем и жить без него не могу, на дорогах я не волнуюсь совсем.
Удивительно, но надо мной никогда не насмехались и не издевались мужчины водители – у меня в этом плане полный штиль. Однако без ДТП не обошлось, к сожалению: три раза в меня въезжали сзади – двое уснули за рулём, а другой не держал дистанцию и отвечал на сообщение.
«ГИБДД много раз признавала мою правоту»
Алина Иванцова, 25 лет, торговый представитель; водительский стаж – 7,5 лет
– Ещё с подросткового возраста мечтала об автомобиле и поставила перед собой цель получить водительское удостоверение. Когда мне исполнилось 18, поступила на обучение в автошколу. Теория давалась легко, так как ещё в школе я ходила на дополнительные курсы. С практикой тоже не было сложностей: друзья, имеющие водительское удостоверение, обучали меня базовым навыкам вождения.
На экзамене в ГИБДД очень переживала, но теорию и автодром сдала с первого раза, а город, после пары дополнительных занятий, – со второго. Чувствовала себя героем, ведь немногие мужчины, не говоря уже о девушках, могут сдать так легко.
Сложностей при вождении не испытываю, так как умею ориентироваться в дорожной ситуации, волнуюсь только при плохой погоде: в гололёд, метели, туман и нулевую видимость.
На автомобиле передвигаюсь ежедневно, нахожусь в нём порядка восьми часов в связи с рабочими обязанностями. Усталости нет никакой, и я даже рада тому, что целый день я езжу, а не сижу в офисе. Чувствую себя очень комфортно и иногда задумываюсь, что управлять автомобилем – это моё. Познав однажды удобство личного транспортного средства, теперь не могу с ним расстаться. Вечером на тренировку, в магазин за покупками, по делам и даже на прогулку – только на машине.
Периодически мужчины, нарушающие ПДД, сигналят мне, просят уступить им полосу для движения, при этом едут со скоростью больше разрешённой. Бывает, я уступаю, так как не хочу допускать ДТП. Несколько раз в меня врезались на парковках, были случаи и на проезжей части, после чего пытались обвинить меня в нарушениях правил, кричали и издевались, думая, что я глупая девушка. Хотели, чтобы взяла всё на себя, но я не сдавалась, и во всех ситуациях сотрудники ГИБДД признавали меня невиновной. Я считаю это логичным завершением ситуации при аварии, так как правила не нарушаю.