14 июля 2020 в 14:57 Культура

Рок судьбы: почему кемеровская рок-музыка переживает не лучшие времена

Одиннадцать лет назад в Кемерове играли десятки местных рок-групп, концерты шли каждую неделю, движение притягивало тысячи фанатов. Соцсети находились в зачаточном состоянии, зато кипело общение на форуме kemrock.ru.

Сейчас ничего этого нет. Прежних групп не слышно, концерты проводят редко, а заведения для выступлений закрываются. В 2019 году крупная угледобывающая компания организовала в Кемерове фестиваль «Герои мирового рока» — но выступали на нём исключительно зарубежные коллективы. О кемеровских группах не было и речи.

Как зарождалась кемеровская рок-сцена и почему она пришла в упадок? Мы опросили сотню молодых людей, поговорили с музыкантами, организаторами концертов, владельцами площадок. И, кажется, нашли ответы.

 

Начало: ГЦМ и «Над землёй»

В 2006 году местные музыканты обратились к администрации с предложением создать рок-клуб для молодёжи. С этого момента кемеровская рок-музыка набирает обороты. В этом же году родился единственный ежегодный фестиваль для молодых групп города — «Над землёй». Попасть на сцену и сыграть для большой публики мог каждый: нужно было просто подать заявку и пройти отбор.

Фестиваль держится и сейчас, правда, с переменным успехом. Если ещё в 2014 году послушать музыку приходило около четырёхсот человек, то, например, в 2019 с трудом можно было насчитать и полсотни. В этом году из-за ситуации с коронавирусом фестиваль прошёл онлайн.

— В Кемерове есть группы, способные собрать большую аудиторию, — комментирует Андрей Граф, который занимался организацией концертов. — Нужны хорошие площадки и человек, готовый рисковать ради развития рок-культуры.

Пик движения пришёлся на 2009 год. Число рок-групп неуклонно росло, выступления проходили почти каждую неделю. С 2009 годом кемеровские музыканты Макс Кузнецов (My Sunrise) и Орест Бойко (The OK Duo) также связывают расцвет ГЦМ — Городского центра молодёжи. Именно здесь проводили самые убойные концерты.

— Да в городе было столько групп, что можно было показать на рандомного человека, и ты с вероятностью в 95% попадёшь в музыканта, — комментирует Макс Кузнецов, занимающийся организацией концертов с 2009-го по 2015 год.

Но потом всё пошло по наклонной.

Мы опросили 103 человека в возрасте от 18 до 23 лет об их музыкальных предпочтениях. Рок и его разновидности выбрал 31 человек, остальные называли поп-музыку и рэп. Нам было интересно, следят ли люди за новыми лицами в музыкальной индустрии. 62 человека ответили, что активно следят за этим, остальные 41 – нет.

Каждого участника спросили, знает ли он о существовании рок-групп из Кемерова. 44 человека ответили, что знают, но назвать группы смогли лишь 30 опрошенных. В ответах фигурировали, в основном, In Cold, Water, Please, «Затмение», «А-Симметрия» и «Нога неба». 

 

Кризис: площадки

— Всё пошло наперекосяк, — рассказывает Максим. — Концертов стало слишком много, а в 2011 году группы начали распадаться — кто-то ушёл в армию, кто-то начал работать. Появился дабстеп, другие направления, рок стал менее интересен. 2012 год стал годом впадения кемеровского рока в кому.

Интерес публики к рок-музыке спал, групп стало меньше. Выживали сильнейшие. В 2014–2016 годах пытались возродить движение и хотя бы раз в месяц проводить концерты, но чем дальше — тем реже. Площадки для выступлений из-за невостребованности закрывались.

Упадок городской музыкальной индустрии — не единственная причина. Иногда между управляющими происходили разногласия.

В 2013 году открылся стрит-бар Buffer, в котором прошло много хороших фестивалей и концертов. Правда, в основном на выходных, по будням бар пустовал. По словам одного из бывших владельцев Артёма Истомина, в 2016 году интересы основателей разошлись, бар закрылся. И если жил Buffer не такой бурной жизнью, как хотелось бы, то ушёл громко: владельцы организовали фестиваль со свободным входом, сотни людей пришли попрощаться с любимым баром и повеселиться в его расписанных граффити стенах в последний раз под тяжёлые риффы со сцены. Тогда выступили семь рок-коллективов, в том числе Math Marriage: Abel and Krell из Красноярска. 

Закрылся не только Buffer. Для наглядности мы отметили все рок-сцены города, на которых хоть раз проводили фестиваль или концерт.

Красным цветом выделены закрывшиеся площадки: ночной клуб «Москва», «Лестница», «Неон», Zeppelin, «Беспечный ангел», Buffer. Жёлтым — открытые, но рок-концерты кемеровских групп на них не проводятся: ГЦМ, «Континент», «Байконур»/Nebo, «Баржа». Зелёным — площадки, на которых фестивали проходят, хоть и нерегулярно: Harat’s Pub, «Тот самый бар», «Завод», «Клумба» (только летом), «Ультиматум». 

 

Кризис: музыка

Упадок кемеровского рока музыканты Дмитрий Лапин, Роман Романовский, Евгений Дьяконов и Максим Кузнецов связывают, в том числе, с ростом популярности других жанров. 

— В моде рэп: школьники хотят им заниматься, это проще — купил микрофон и всё, — отмечает Дмитрий Лапин.

Есть ещё несколько причин, почему большинство кемеровских рок-групп распалось.

  • Небольшие доходы от музыки

— Музыка не приносит лёгких денег, — говорит Макс Кузнецов. — У музыкантов появляются семьи, которые невозможно обеспечить, лишь выступая на сцене. Приходится уходить из музыкальной сферы.

  • Смена интересов у публики и музыкантов

Дмитрий Лапин играл в группе Heal The Pride в жанре post-deathcore, 23 ноября группа отыграла свой последний концерт. Сейчас он ушёл в панк-группу «Следы». Этот жанр оказался более востребованным, поэтому группа активно выступает — ближайший концерт пройдёт 25 июля в баре Reload.

— Такая экстрим-музыка, как Heal The Pride, сейчас максимально непопулярна, — отмечает Дмитрий. — Вот меня позвали в «Следы», я отыграл за первый сезон концертов пятнадцать и понял, что всё — пора в это уходить максимально. Панк сейчас более-менее на подъёме.

  • Творческий кризис

— В определённый момент мы как группа зашли в тупик, из которого был только один логичный выход — завершение деятельности. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что это было совершенно правильное решение, — говорит Евгений Дьяконов, экс-участник группы PLATZDARM.

Дела обстоят печально не у всех. Pandora Secret много лет радует слушателей выступлениями — начинали музыканты как кавер-банда, но постепенно созрели для собственного материала, и сейчас активно им занимаются, при этом регулярно выступая в Harat’s Pub.

— Планов много, — поделился Роман Романовский, гитарист группы. — Выступаем постоянно, как в Кемерове, так и в соседних городах, а иногда и совсем далеко от Сибири.

Недавно Pandora Secret дала онлайн-концерт при поддержке Good Line, а теперь готовится вернуться к живым концертам.

 

Кризис: организация

Евгений Дьяконов не только играл сам, но и много лет организовывал фестивали и концерты. Он рассказал, почему в Кемерове их теперь почти не проводят.

— Организация сжирает огромное количество времени, нервов и денег, а выхлоп у неё околонулевой. Раньше мы это делали по большей части для развития культуры тяжёлой музыки, для формирования тусовки. Если с организации концерта не влетаешь в минус — уже хорошо. Сейчас мелкие локальные и привозные группы — это полный андеграунд, который мало интересен посетителям. Нормально собирают и отбиваются только крупные привозы. На средние и мелкие приходят в лучшем случае 50-100 человек, и, с моей точки зрения, это полная стагнация, которая демотивирует делать что-то подобное.

Стоит отметить, что кемеровский рок практически не получает поддержку со стороны городских СМИ. Встречаются анонсы, краткая информация о группах, крайне редкие интервью с музыкантами, но ни одного крупного материала по этой теме найти практически невозможно.

Итог можно подвести удручающим высказыванием музыканта Ореста Бойко: «Кемеровский рок не в упадке, он мёртв». Падение интереса к рок-музыке, распад групп, закрытие площадок, снижение числа концертов — всё это одновременно причина и доказательство того, что кемеровский рок действительно умер.

 

А что взамен?

Если главная причина упадка кемеровского рока — рост популярности других жанров музыки, то почему кемеровское рок-движение пошло на спад, а на смену ему ничего не пришло?

Фото: Рок судьбы: почему кемеровская рок-музыка переживает не лучшие времена 2

Культуролог, кандидат философских наук Дмитрий Думанский:

– Мы видим большой отток молодёжи из Кемерова, и уже с этим можно связать угасание молодёжных субкультур, – отмечает он. – Мы вообще живём в интересное время – ребята в большинстве находятся в виртуальном пространстве. Играют, общаются онлайн, а если идут гулять, то совсем небольшими компаниями тех, с кем они и проводят время виртуально. И это естественно – времена меняются, у них есть такая возможность.

Как итог, фестивали становятся невостребованными. У каждой компании свои интересы, и нет мероприятий, которые бы объединяли и угождали всем. Но нельзя сказать, что угасание таких движений – плохо. Культура от этого не перестаёт существовать, а просто по-другому проявляется.

Сейчас, например, в тренде какие-то креативные места. И в Кемерове есть «Клумба», которая в этот тренд отлично вписывается и не уступает новосибирской «Подземке». Там проводят мероприятия, туда приходят люди послушать музыку и отдохнуть.

Говорить, что рок-фестивали сейчас ушли, потому что рок-музыка в целом теряет свою популярность, тоже нельзя. Ведь была «Пошлая Молли», новый виток гранж-музыки. Они взорвали интернет, набрали публику, поездили с концертами. И их слушало много людей, но эти люди, опять же, слушали их в своих локальных компаниях, и не искали себе множество друзей по интересам.

Выходит, что с развитием интернета и соцсетей субкультуры стали проявлять себя иначе, и в яркой публичной демонстрации принадлежности к ним, в массовых сборах и фестивалях просто отпала необходимость. Однако, как это и бывает в жизни, приходят новые жанры, новые музыканты и слушатели. А лучшие моменты жизни кемеровского рока навсегда останутся в нашей памяти.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика