28 июня 2017 в 14:10 Общество

Тулеев, Леонов или Кола-мэн: кто такой человек из Кемерова

Отшумевший на минувших выходных фестиваль «Детализация» вызвал множество споров о написании топонима «Кемерово», волну селфи с мэром города и море благодарностей в адрес организаторов за яркий и неформальный праздник. А ещё навёл на одну простую мысль: большинство из нас (за исключением, пожалуй, Бориса Гребенщикова) никогда не задавалось вопросом, кто же такой «человек из Кемерова». Хотя бы потому, что ответить на него с ходу не получалось.

Напомним, «Человек из Кемерова» стал темой второго по счёту ежегодного уличного фестиваля, объединившего самые разные виды искусств и получившего символическую приставку «исследование». Именно этой приставкой мы и воспользовались, чтобы в течение недели перед «Детализацией» вместе с московским урбанистом Михаилом Алексеевским порасспрашивать кемеровчан, что же они думают о себе и о городе.

 

Зачем им это надо

Руководитель Центра городской антропологии KB Strelka честно признался, что Кемерово не относился к списку сибирских городов, которые хотелось посетить в первую очередь. «Уголь», «шахтёры», «Сибирь», «холод» — первые ассоциации, приходившие в голову. К концу «Детализации» Михаил Алексеевский не переставал удивляться, какой Кемерово тёплый, а люди — отзывчивые. Сиюминутного превращения из гадкого утёнка в прекрасного лебедя, конечно же, не было: была работа и правильные вопросы. В рамках совместного проекта «Стрелки» и АИЖК в ближайшие два года будут благоустроены общественные пространства в 40 городах России. Кемерово попал в этот список (у нас преобразятся улицы Весенняя, Дзержинского и бульвар Строителей) — и зимой первая группа исследователей отправилась изучать город.

«Когда я прочитал отчёт, то увидел много интересных моментов, которых ну никак не ждал. Это уже был взгляд на Кемерово не через призму стереотипов, а антропологический, с деталями. И я понял, что город на деле намного интереснее, чем кажется», — говорит эксперт.

Затем появилась возможность поучаствовать в «Детализации» — пригласили кемеровские коллеги.

«Раз темой фестиваля стала «Человек из Кемерова», почему бы нам не провести собственное мини-исследование и узнать, какой он?» — улыбается PR-директор фестиваля Татьяна Кардаильская. 

Вместе придумали площадку «Урбанистика», набрали группу исследователей из числа любопытных кемеровчан и «пошли в народ» — расспрашивать знакомых и незнакомых о том, что они думают о городе, каких знаменитостей вспоминают, где им комфортно, а какие городские места, напротив, стараются обходить стороной. Но главное, какой он, по их мнению, человек из Кемерова. 

Антропологические исследования, в отличие от социологических, не опираются в первую очередь на цифры (чем больше, тем точнее). В их фокусе — субъективное восприятие человеком городского пространства и своего места в нём. И в этом смысле несколько десятков глубинных интервью могут дать больше информации, чем несколько сотен «для статистики». Хотя последние, безусловно, важны для понимания общих тенденций в той или иной сфере. Примечательно, что для антропологов нет правильных и неправильных ответов, потому что нет правильных или неправильных ассоциаций — есть личные. Так, для одних город Кемерово — это запах автобусов, для других — пение птиц по утрам, для особых романтиков — скрип снега под лыжами; кто-то грустит, что культовый некогда ДК «Москва» превращается в дом-призрак, а кто-то радуется тому, что в городе не сносят советские памятники — значит, бережно относятся к истории. Всё вместе это складывается в общую картинку, собирать которую очень увлекательно. Потому что в ней понемногу начинаешь узнавать себя.

Теоретически без антропологических исследований город обойтись может. Но велик риск того, что новые городские пространства будут существовать отдельно от горожан, сами по себе, без внутренней связи с местом и удовольствия от его посещения. Как непонятные по сюжету памятники, которые обходят стороной. Или новый ДК, построенный на месте солдатского кладбища — столичные проектировщики не поинтересовались деталями, а местные жители отказались танцевать на костях. Таких историй из разных городов России у антропологов десятки, а то и сотни. Именно поэтому урбанистика превращается в востребованную науку, а горожане всё увереннее говорят «мне это нравится» не потому что «красиво», а потому что «это моё».

 

Хождения в народ 

В отличие от остальных площадок «Детализации», работавших в течение шести часов 24 июня, «Урбанистика» работала шесть дней — с понедельника по субботу. Освоив методы глубинного интервью, включённого наблюдения и создания ментальных карт (рисунков города по памяти), участники команды энтузиастов профессиональными антропологами, конечно, не стали. Зато собрали немало любопытной информации, которая, по словам Михаила Алексеевского, во многом подтвердила и даже расширила зимнее исследование его коллег из KB Strelka

Непосредственно в день фестиваля площадка оказалась одной из самых посещаемых: взрослые с удовольствием останавливались, чтобы поговорить о городе (согласитесь, в обычной жизни нечасто спрашивают, с каким звуком у вас ассоциируется Кемерово?), дети – корпели над ментальными картами. В дополнение к обычным методам у площадки поставили две грифельных доски, где каждый мелом мог написать, что ему нравится в городе, а что раздражает (прежде чем стереть надписи для новой «серии» мыслей, их обязательно фиксировали, чтобы добавить к исследованию).

Порадовало философское отношение городских властей к подобной эскападе. Проходивший мимо мэр лишь заметил, что доски стоят не очень удачно: надпись «что вас вдохновляет» почти не видна в тени дерева – в то время как «что вас раздражает» сразу бросается в глаза. В порядке эксперимента их поменяли местами: и «вдохновляющая» доска постепенно тоже покрылась виньетками букв – к ней начали подходить первой. 

Результат мини-исследования: 135 подробных анкет горожанина, 29 анкет блиц-опроса, 22 ментальных карты — не считая надписей на досках и около трёх десятков устных интервью, которые успели записать энтузиасты. 

Надо сказать, что на вопросы «Чем Кемерово отличается от других городов» и «Есть ли какие-то характерные черты у местных жителей» респонденты довольно часто отвечали «Ничем» и «Нет». Смею предположить — оттого, что не привыкли мы размышлять над слишком очевидными вещами, а вовсе не потому, что, как любят намекать соседи-новокузнечане, Кемерово — город без культуры. Справедливости ради — у Новокузнецка на историческую рефлексию было 400 лет, у Кемерова — всего 100 (если придерживаться официальной версии). Как только у респондентов появлялась возможность немного подумать, они возвращались и рассказывали, что кемеровчане сдержанные, но добрые, а для города ключевым моментом стали не только открытие каменного угля и АИК «Кузбасс», но и, например, Великая Отечественная война. Ведь именно в ходе войны Кемеровская область вышла из состава Новосибирской, а Кемерово стал областным центром.

 

Что получилось

На детальную обработку всей информации с последующим отчётом — для «Стрелки» и администрации города — уйдёт около двух недель, отметили специалисты. Но обобщённый портрет человека из Кемерова и значимых для него символов на основании опросов можно составить уже сейчас. Выяснилось, что: 

  • Человек из Кемерова суров, прагматичен и не склонен к лирике. И причина — отнюдь не холодная погода, а индустриальное прошлое, сформировавшее в первую очередь рабочую среду. Он менее открыт, чем жители городов-милионников, и редко улыбается незнакомцам. В то же время он оптимист: чтобы жить в регионе, где погода легко меняется от -35 до +35, нужна изрядная сила духа. При этом сибиряками кемеровчане себя называть по большей части отказываются. «Сибиряк — это новосибирец», — чаще всего говорят они. В сравнении с новокузнечанами кемеровчан считают более добрыми и приветливыми, тогда как новокузнечане — щедрые и расторопные. 
  • Бытует мнение, что кемеровчане добиваются успеха, когда переезжают в другие города — из-за своей целеустремлённости и умения приспосабливаться к тяжёлым условиям. В Москву едут те, кому важно построить карьеру, за интересной и насыщенной жизнью едут в Санкт-Петербург, за погодой — в Краснодар. Также важны Томск, Новосибирск и Красноярск — в основном туда едут учиться. Человек из Кемерова традиционно игнорирует противостояние двух кузбасских столиц, потому что «это новокузнецкая тема», но с удовольствием выбирается в Новокузнецк за покупками — там интереснее торговые центры. Ещё из дальних поездок популярны вылазки в Новосибирск — с его зоопарком и IKEA
  • Многим кемеровчанам важно, что Кемерово – очень рациональный, пространство организовано не кругами, как в старом Новокузнецке, а чёткой сеткой квадратов. Некоторые предполагают, что новокузнецкая городская среда – более холодная, а Кемерово своим уютом больше напоминает Красноярск. Ещё Кемерово называют очень зелёным, вспоминая главную рекреационную зону города – Сосновый бор. В числе других особенностей города – короткие расстояния (при отсутствии пробок добраться в любую точку можно быстро), а также обилие баров и пивточек. 
  • Из известных людей, которые прочно ассоциируются с городом, в первую очередь называют Амана Тулеева и Алексея Леонова. С небольшим отрывом за ними следуют Евгений Гришковец и безвременно ушедший Андрей Панин. Чуть реже говорят об артистах Алёне Бабенко, Викторе Логинове и Евгении Сытом, а также спортсменах Виталии Раздаеве и Юрии Арбачакове. Героев войны Веру Волошину и Юрия Двужильного, чьи имена носят улицы города, к удивлению, не вспомнил почти никто. Многие вспоминали Михайло Волкова, однако были и те, кто считал эту историю легендой и называл первооткрывателем угля немецкого натуралиста Даниэля Мессершмидта. 
  • Высказывалось и любопытное мнение, что самые известные жители Кемерова – городские сумасшедшие. Их знают все, причём намного лучше исторических персонажей. Кола-мэна – человека, который ходит по морозу в лёгкой одежде и с бутылкой колы – встречал практически каждый. До него известным городским маргиналом считался Леонид Коновалов, который позиционировал себя как бомжа. По мнению респондентов, консервативное общество плохо воспринимает всё новое, поэтому стать по-настоящему свободным можно именно таким образом.
  • К символам города кемеровчане в большинстве своём относят набережную Томи, Красную Горку (музей и территорию), Главпочтамт, Театральную площадь и фонтан на ней, Советский проспект и Весеннюю улицу, «лисий хвост» (факел «Кокса»), гостиницу «Кузбасс» и Лесную Поляну. Многие считают Кировский район мифологическим местом, где происходят все преступления мира – в то же время называют его набережную и вид с неё одним из главных символов города. Химия и угледобыча – две сферы, сформировавшие город – всё так же важны в качестве символов. 
  • Значимые вехи в истории: открытие Горелой горы и каменного угля, АИК «Кузбасс», переименование Щегловска в Кемерово, выход в открытый космос Алексея Леонова, рельсовые войны, закрытие всех шахт в городской черте. Также к важному событию в новейшей истории часто относят работу на посту мэра Кемерова Владимира Михайлова. Многие предлагают даже установить ему памятник.
  • К слову, к городским памятникам и малым архитектурным формам кемеровчане относятся вполне лояльно, хоть и не понимают смысла многих. Самый любимый и символичный для города – «Память шахтёрам Кузбасса» Эрнста Неизвестного. Дети очень любят бездомную собаку на набережной, пингвинов на Весенней и медвежонка Умку на бульваре Строителей, молодёжь – памятник писателю Лобсангу Рампе у сквера «Орбита», хоть и не представляют, кто это, называя его просто «Будда». И все, как один, вздрагивают при виде слона с улиткой в двух шагах от Мемориала Славы. 
  • Не хватает в городе, по мнению кемеровчан, памятников Андрею Панину и гениальному хирургу Михаилу Подгорбунскому, а также простых и понятных форм – вроде памятников учительнице или маме. В качестве пожеланий отмечают, что хотелось бы больше скульптур животных – особенно местных, сибирских. 

Человек из Кемерова гордится «кемеровским временем» и тем, что «Кемерово» — первое слово, которое приходит на ум после слова «Кузбасс»; любит путешествия, рыбалку, грибные походы и вид на город со смотровой площадки Соснового бора; он ворчит на дороги, но защищает их перед знакомыми из других регионов; подкармливает голубей, хоть и не признаётся в этом; не любит хмурые лица в маршрутках и безответственных владельцев собак.

Но главное, он уверен, что жизнь может стать лучше, если к его мнению начнут прислушиваться. И фестиваль «Детализация» стал одним из важных шагов в этом направлении: кого-то заставил задуматься, что для него значит город, кого-то — поверить в собственные силы и понять, что историю можно делать вместе. Конечно, если жить в городе, а не просто спать и есть в нём. 

Ещё материалы по теме

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика