18 августа 2020 в 12:25 Общество

Зелёная волна на Ленина, управляемые камеры и адаптивные светофоры: интервью с директором кемеровского ЦОДД

В последние годы в организации дорожного движения по городу Кемерово произошло много изменений. Одни заметили все водители: знак «40» на Логовом шоссе, диагональный пешеходный переход, целый ряд перекрёстков со смещением полос. Другие менее заметны, но не менее важны: светофоры подстраиваются друг под друга, продолжительность «зелёного» меняется много раз в течение дня, появляются новые «стрелки», знаки, разметка. Мнения водителей разнятся: одни приветствуют нововведения, других они раздражают и вызывают вопросы. Наверное, каждый хоть раз мечтал прийти к директору ЦОДД, посмотреть ему в глаза и спросить: «Зачем. Вы. Это. Сделали?».

Именно так и поступил корреспондент A42.RU Вячеслав Ворожейкин, напросившись на интервью к Владимиру Вильчикову. Пользуясь, так сказать, служебным положением.

Цена безопасности

— Владимир Иванович, почему запретили поворот налево с Красноармейской на улицу Мичурина?

— Главная задача при организации дорожного движения — безопасность. Поворот запретили потому же, почему ввели фазу «красный всем» на перекрёстке у ТЦ «Я», разделили встречные потоки у ЦУМа и планируем светофор на перекрёстке Соборной и Спортивной. Перекрёстки, на которых регулярно бились машины и травмировались люди, нововведения сделали безопасными.

— Однако пешеходные светофоры и разделение встречных потоков снижают пропускную способность участка дороги, ведь так?

— Придётся искать баланс. Противоречие между пропускной способностью и безопасностью есть и будет. Например, был аварийно опасным перекрёсток проспекта Химиков и улицы Волгоградской. Мы разделили потоки — безопасность выросла, но выросли и «хвосты» из автомобилей со всех сторон. Начали решать эту задачу. Для начала оптимально настроили фазы движения. Стало лучше. Затем изменили количество полос: сейчас на подход к перекрёстку по проспекту четыре полосы, на отход – две. Стало ещё лучше. Заменили короткие фазы длинными — меньше стало циклов торможения-трогания — стало ещё лучше. И вот результат: перекрёсток совершенно безопасен, но пропускная способность снизилась, и последующими мерами вернуть её в полной мере не удалось.

Такова цена безопасности.

Руководитель ЦОДД Владимир Вильчиков так или иначе руководит кемеровским транспортом уже тридцать лет. В 1990 году назначен завотделом пассажирского транспорта Кемеровского городского Совета народных депутатов, затем возглавлял УЕЗТУ, с 1996 по 2013 год был заместителем главы города и председателем комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи.

— На перекрёстке улицы Кирова и проспекта Советского было две проблемы. Первая — сбивали пешеходов. Вторая — попадали в аварии машины, уходящие на левый поворот [при встречном разъезде]. Потому что водители с обеих сторон старались пролезть налево в два ряда. Мы выделили отдельную фазу для пешеходов и разделили встречные потоки. Всё, тьфу-тьфу-тьфу, перекрёсток перестал быть опасным. А был одним из самых напряжённых. Наши специалисты ищут варианты исключить опасные ситуации, сделать так, чтобы они просто не наступали. Мы регулярно вырабатываем предложения, с ними идём на совещание к заместителю главы города. Присутствуют представители ГИБДД, которые могут согласиться с нами, а могут и не согласиться. Особенно важно обсуждение, когда изменяем схему движения. 

— А кто главнее, ГИБДД или вы?

— Окончательное решение за собственником дороги, то есть за администрацией города. Они выслушивают все аргументы и принимают решение. ГИБДД может выписать предписание, указать, если что-то неправильно.

Раньше за организацию дорожного движения в Кемерове отвечали минимум три разных органа ГИБДД, управление дорожного хозяйства городской администрации и СМЭУ («Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение»), обслуживавшее светофоры.

Регулировку режимов проводили от случая к случаю по инициативе одного из этих учреждений. У семи нянек дитя, как известно, без глазу — к 2013 году стало понятно, что без продуманной стратегии и уполномоченного органа, который объединит все функции, движение не наладить. Изменился и закон «О безопасности дорожного движения», возложивший планирование и организацию движения на владельца дороги — то есть на город либо на уполномоченное им учреждение. Таким учреждением стал кемеровской Центр организации дорожного движения. ЦОДД занимается изучением и мониторингом ситуации на дорогах, обслуживанием светофоров, камер и дорожных знаков, обеспечивает взвешивание в целях весового контроля, эвакуирует неправильно припаркованный транспорт по решению ГИБДД.

Именно специалисты ЦОДД — их более восьмидесяти — собирают статистику, анализируют проходимость перекрёстков, учитывают аварийность, борются с пробками. В поиске новых решений отслеживают практики крупных городов России.

Единая интеллектуальная транспортная система

— Кто регулирует продолжительность сигналов светофора — автоматика или человек? Почему иногда на одной улице скапливается транспорт, а зелёный горит для другой?

— Любого водителя раздражает, когда на поперечном направлении уже никого, но там всё равно горит зелёный. На адаптивном светофоре датчик отдаст приоритет тому направлению, которое более загружено. Такие светофоры у нас были, но мы от них отказались. Дело в том, что единичные адаптивные светофоры не решают проблему, а усугубляют. Да, они пропускают весь поток быстро — но это означает, что тут же создают пробку ещё больше в другом месте. Надо, чтобы было как, например, в Питере — чтобы автоматически работали все светофоры района, и притом в связке друг с другом. Один пропускает — и все светофоры в системе подстраиваются. Установить такое количество адаптивных светофоров мы пока не можем себе позволить.


По словам директора ЦОДД, возможности светофора зависят от важности перекрёстка. На ключевых, — например, Советский-Кузнецкий или Терешковой-Октябрьский, — операторы отслеживают ситуацию в реальном времени и удалённо меняют продолжительность горения сигналов, чтобы, например, разгрузить мост.

Есть светофоры, в которые загружены сложные программы, меняющие продолжительность сигналов десятки раз за день. Программы составляют сотрудники ЦОДД по результатам сбора данных и длительного анализа. Такие светофоры — сейчас их в городе 68 — входят в АСУДД, автоматизированную систему управления дорожным движением.

Директор ЦОДД показывает пример техзадания для перекрёстка с семью фазами движения. Каждое изменение длительности сигналов в разные часы и дни — отдельная строка. Документ занимает три листа страницы A4.

Режим работы светофора задают на основе анализа количества проезжающих автомобилей в разное время суток. Прежде чем настроить светофор, данные проверяют — загружают в программу, которая визуально моделирует движение транспорта. Буквально 3D-модели машин катятся по нарисованному перекрёстку. Визуализация помогает понять, как изменение схемы движения повлияет на пропускную способность, остаются ли заторы, что ещё можно изменить.

Задача кемеровского ЦОДД в долгосрочной перспективе — выстроить единую интеллектуальную транспортную систему города. В неё войдут умные светофоры, датчики движения транспорта, камеры, информационные табло, системы связи, серверы для хранения и обработки информации — всё, что планомерно запускают сейчас. Управлять всем хозяйством будет ситуационный центр ЦОДД — под него уже выделили помещение, в которое проводят оптоволокно и монтируют оборудование. Центр заработает в 2021 году. Пока сотрудники ЦОДД наблюдают за ситуацией под камерами из помещения единой дежурной диспетчерской службы — той самой, в которую звонят по номеру 112.

— Как ЦОДД получает данные, на основе которых настраивает светофоры?

— Во-первых, у нас на дорогах более 60 видеокамер. Через них мы следим за обстановкой, в том числе анализируем количество автомобилей на перекрёстках. Во-вторых, работает мобильная лаборатория — микроавтобус с камерой на выдвижной мачте. Лаборатория автоматически подсчитывает количество проезжающих автомобилей, охватывая целое направление, до четырёх полос, причём грузовой и легковой транспорт считает отдельно.

Третий способ — сотрудники приезжают на перекрёсток и считают транспорт по старинке, вручную. Через видеокамеры это, кстати, работает так же: живой человек скачивает видео из архива и считает машины на мониторе.


Руководитель ЦОДД демонстрирует, как работает управляемая камера. Выводит изображение на один из двух мониторов на стене своего кабинета и кликает мышкой на стрелки в углу. Камера послушно поворачивается, захватывая пространство по разные стороны перекрёстка улиц Тухачевского и Заузёлкова, приближает и отдаляет изображение. Я вижу, как старенький Largus поворачивает налево, не включая поворотник. Спрашиваю, выпишут ли ему штраф.

— Мы этим не занимаемся, — отвечает Владимир Вильчиков. — Камеры для фиксации правонарушений имеют специальные характеристики и соответствующие сертификаты, наши же предназначены не для этого. Впрочем, теоретически, если видно номерной знак, мы можем отправить кусочек записи в ГИБДД на рассмотрение. А они могут пригласить водителя и составить протокол. Но бывает такое редко, да и длительность хранения записей в нашем архиве — всего 7-10 дней.

Зелёная волна и полосы со смещением

— Будет ли в Кемерове на больших проспектах «зелёная волна»?

— Фактически она уже есть на проспекте Ленина. Если двигаться от Ленинградского со скоростью 50-55 км/ч, велик шанс проехать все светофоры не останавливаясь до самого вокзала. Например, я лично проехал сегодня по этому маршруту за девять с чем-то минут.


ЦОДД не уведомляет водителей о «зелёной волне» на Ленина, так как система не работает в полную силу — как минимум, прерывается пешеходными светофорами в двух местах. Кроме того, уведомления с указанием рекомендованной скорости нужно будет поместить после каждого перекрёстка, это довольно дорогое удовольствие.

— Можете привести пример решения, которое вы ввели, а потом поняли, что оно неправильное, и отменили?

— Почему нет. Например, светофор на перекрёстке Кузнецкий — Автозаводская [на повороте на Южный]. Два раза мы его там строили и два раза демонтировали, потому что скапливалась пробка. Сейчас подобрали оптимальную схему: светофора на самом перекрёстке нет, зато со стороны въезда в город есть регулируемый пешеходный переход, который разбивает поток.


Некоторые решения ЦОДДу приходится отстаивать в полемике и даже судебном порядке. Один их последних спорных случаев — перекрёсток Притомского и Волгоградской, когда по представлению прокуратуры пришлось вместо полос со смещением сделать обычные, прямые. Повод — несоответствие предыдущей разметки дорожному знаку «Начало полосы», который показывает появление дополнительной полосы справа. Теперь разметка соответствует знаку, но, по словам специалистов ЦОДД, решение далеко от оптимального — перекрёсток стал более аварийно опасным, чем был.

Раньше движущиеся прямо по двум полосам водители оставались в своих полосах, меняя траекторию. А те, кому надо было налево, перестраивались в «появляющуюся» слева дополнительную полосу. Теперь полоса, как и следует из знака «Начало полосы», появляется справа, но перестраиваться в неё водители из средней полосы не спешат — им проще продолжать ехать прямо. При этом в среднюю же полосу стремятся перестроиться водители из левой полосы, если автомобиль перед ними собирается поворачивать налево.

— Вот тут потенциально аварийная ситуация, о которой мы последовательно предупреждаем и прокуратуру, и ГИБДД, — объясняет Владимир Вильчиков. — Нам люди пишут, мол, хорошо же было, вы что сейчас натворили? А мы выполнили предписание прокуратуры. Оставить прежней разметку со смещением и просто поставить знак «Начало полосы» слева тоже нельзя — водитель может неверно его понять и перестроиться ещё левее, на встречную полосу. Может произойти непоправимое.

Сейчас ЦОДД выполнил предписание, но параллельно обратился с запросом в РосдорНИИ, к московским экспертам. Чтобы найти решение, которое будет соответствовать стандартам и притом обеспечит максимальную безопасность.

Турбокольцо и взаимоисключающие пожелания

— Почему изменения всегда внезапны? Могут ли водители увидеть план будущих изменений, к примеру, на год?

— По местам концентрации ДТП мы составляем список мероприятий для исправления ситуации. В одном месте поможет уширение, в другом хорошо бы добавить полосу и так далее.

Владимир Вильчиков показывает такой список, однако это не публичный, а рабочий документ для внутреннего пользования. По словам руководителя ЦОДД, мероприятия из списка периодически включают в план работ по ремонту дорог.

— Вот ремонтировали улицу Каменскую — мы включили наши пункты, сделали уширение перед перекрёстком с улицей Свободы. Теперь одна полоса только направо, вторая — прямо, к Молодёжному. Или ремонтировали перекрёсток проспекта Молодёжного и улицы Тухачевского — добавили четвёртую полосу, теперь не одна полоса для поворота налево, а две.

— Вы сами разрабатываете необычные решения или заимствуете их?

— Чаще заимствуем — ведь все города идут одним путём, просто с разной скоростью. Мы смотрим на опыт Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, общаемся с коллегами из крупных городов, проводим онлайн-совещания. Вот посмотрите на заставку монитора — это турбокольцо в Чебоксарах, очень интересная идея, есть обширный иностранный опыт.

Директор ЦОДД объясняет суть: на турбокольце перестроения при проезде прямо и повороте направо не нужны, а водитель уступает дорогу только один раз. Затем он едет без помех, разметка сама выведет машину к нужному съезду. О том, что полосу нужно выбрать заранее, предупреждает большое табло. Такое кольцо снижает количество пересечений потоков и увеличивает пропускную способность на 20-30%.

— Вот смотрим, думаем. Москвичи говорят, что улучшает проходимость. Мы решили, что пробовать пока не будем — рановато.

— Вводя новшества, вы учитываете мнение участников движения?

— Нам пишут часто и много. Порой эти пожелания взаимоисключающие. Водители просят увеличить проходимость перекрёстка с поворотом налево, отсечь встречный поток. Это значит — добавить фазу. Пешеходы параллельно просят сократить время ожидания на том же перекрёстке — это значит убрать фазу. Всем угодить невозможно, но мы ищем баланс.

Обращение в ЦОДД можно направить на сайте центра.

Если вы видите сломанный дорожный знак или неработающий светофор, быстрее будет сообщить об этом диспетчеру ЦОДД по телефону 67-00-00. Для устранения неисправностей установлены определённые сроки, поэтому специалисты будут благодарны за эту информацию.

Фото: Instagram[*], администрация г. Кемерово, архив A42.RU.


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика