gazeta.a42.ru
21 сентября в 13:40 Городская жизнь

Транспортная реформа в Новокузнецке: маршруткам конец, наличными нельзя, пересадок станет больше. Разбираемся, ждать ли того же в Кемерове

В Новокузнецке приближается транспортная реформа. Маршрутки из города исчезнут полностью. Расчёт наличными ликвидируют как понятие. Радикально изменят схему маршрутов: из 82 останется 42. Цель — увеличить качество услуг и экономическую эффективность транспорта. Город поедет по-новому уже 18 ноября.

Как любое новшество, реформа вызывает множество опасений. Разбираемся, какие плюсы и минусы ожидают новокузнечан и стоит ли кемеровчанам тоже готовиться к подобным изменениям в ближайшее время.

Кто контролирует общественный транспорт

Работу организовывает городская администрация: разрабатывает маршрутную сеть и заказывает услуги у исполнителей перевозок — транспортных предприятий. В случае с трамваями и автобусами это муниципальные предприятия (те самые ПАТП), с маршрутками — частники.

И с частными, и с муниципальными предприятиями город заключает схожие договоры на перевозку. При этом первые не получают ни дотаций, ни техники: они обязуются перевозить пассажиров по определённому графику и сами содержат свою технику и персонал, но работают по нерегулируемому тарифу, где не действуют льготы.

За исполнением договоров следят специальные муниципальные учреждения: в Кемерове это УЕЗТУ, в Новокузнецке – ЕЦОПП. Они отслеживают пассажиропотоки, определяют необходимые объёмы перевозок, контролируют движение транспорта.

В организационном смысле ключевой пункт транспортной реформы — замена множества маленьких частных предприятий на одно большое. 

Почему устарели маршрутки — и кто их сменит

По словам главы Новокузнецка Сергея Кузнецова, запутанная маршрутная сеть города — наследие девяностых. Когда мелкие частные перевозчики начали работать, появилось множество дублирующих друг друга маршрутов — чтобы каждый мог получить прибыль. Маршрутки массово оперируют «чёрным налом», в них не действуют льготы, они не едут, пока не наберут пассажиров и конкурируют друг с другом — отсюда и шутки про отставных автогонщиков, и проблема невыходов на рейс.

— В 2015 году в договорах и условиях конкурса было заложено, что предприниматели ставят на маршрут 431 автобус малой вместимости, то есть ПАЗиков, — рассказывал на пресс-конференции директор новокузнецкого МКУ «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» Евгений Скорых. — Что мы имеем сегодня? На восемь утра 22 июля 2020 года на линии работает 224 автобуса индивидуальных предпринимателей, это 51%.

При этом, по словам Скорых, выход автобусов муниципальных транспортных предприятий составил 100%.

Поэтому в новой концепции места для маршруток нет. Вместо множества индивидуальных предпринимателей на маленьких ПАЗах главным перевозчиком станет крупная компания «Питер Авто» — именно она выиграла большую часть аукционов на перевозку. По условиям конкурса она привезёт более 300 автобусов средней, большой и особо большой вместимости не старше одного года на газомоторном топливе, низкопольных, безопасных и комфортабельных.

Наличного расчёта в них не будет вообще, только терминалы для оплаты банковскими и транспортными картами. Это обеспечит прозрачность и полный учёт. Все средства будут поступать не напрямую перевозчику, а на специальный счёт. Перевозчик будет получать оплату не за количество пассажиров, а за машино-час. Для него не будет смысла гоняться за пассажирами и игнорировать «пустые» часы; ключевым показателем эффективности станет чёткое выполнение графика.

Результат, которого хотят добиться городские власти — просторные и удобные автобусы, которые ходят часто и чётко по графику.

Как изменится маршрутная сеть

С отменой маршруток становится излишним клубок из 82 дублирующих друг друга маршрутов — по данным управления транспорта и связи Новокузнецка, сейчас дублирование достигает 60%. Всю городскую маршрутную сеть изменят: где-то объединят два в один, где-то продлят, где-то изменят. Основная идея — организовать магистральные и подвозящие маршруты, отдать приоритет трамваям и транспорту большой и особо большой вместимости.

В итоге вместо 82 маршрутов осталось 42: лишь 34 автобусных, 4 троллейбусных и 4 трамвайных.

Магистральные маршруты — это важные транспортные артерии, которые проходят через весь город по основным улицам, соединяют густонаселенные районы города. Их в Новокузнецке будет пять – плюс трамвай. Автобусы по магистральному маршруту должны двигаться по принципу метро: большие автобусы с маленькими промежутками времени. Подвозящие маршруты соединяют удалённые районы города с остановками магистральных.

Имея много плюсов, такая схема имеет и минусы. Самый очевидный — большому количеству пассажиров понадобится пересадка. Предупреждая возражения горожан, городская администрация пообещала разработать пересадочный тариф: заплатив один раз чуть больше обычного, пассажир может ехать в течение определённого времени, например, часа. И неважно, сколько раз он при этом пересел.

Новая маршрутная сеть доступна для скачивания на сайте управления транспорта и связи.

Все эти изменения не повлияют на стоимость проезда. Тарифы установит региональная энергетическая комиссия Кузбасса, повышать ставки можно будет не более одного раза в год.

Опасений новокузнечане высказывают массу: боятся давки, неработающих терминалов, долгого ожидания, отмены межрайонных маршрутов, неожиданного срыва контракта со стороны «Питер-Авто». Какие из них сбудутся и сбудтся ли хоть какие-то — узнаем уже в ноябре.

Ждёт ли транспортная реформа и Кемерово тоже?

На сайте городской администрации указано, что перевозки в Кемерове ведут 13 компаний. У нас не менее запутанная (и вряд ли более эффективная) маршрутная сеть из 76 автобусных и 55 таксомоторных маршрутов.

При подготовке материала мы спросили кемеровчан в соцсетях, какие проблемы в работе общественного транспорта беспокоят их лично. По результату можно полагать, что все проблемы, актуальные для Новокузнецка, присутствуют и в Кемерове. «Старые маршрутки, давка», «4-й месяц маршрутка 82т ходит с пропусками», «окна маршруток заклеены рекламой, не пойму, где едем», «трудно добираться на Радугу из Ленинского района», «из Кировского отменили маршрутку в Ленинский, раньше доезжал за полчаса, сейчас полтора». Вообще проблем вида «трудно добираться туда-то» читатели прислали множество, почти все они касаются отменённых или редких маршруток. Все ли решит реформа — не совсем понятно; оптимизированная схема в Новокузнецке тоже склонна вычёркивать маленькие, мало востребованные маршруты.

О подобных проблемах не раз писал и мэр Кемерова Илья Середюк в Instagram. Под дискуссией о запуске транспорта на новом отрезке проспекта Комсомольского он заметил: «Двух кистей рук не хватит перечислить проблемы общественного транспорта. Многие — не на виду. Продумываем транспортную реформу».

В кемеровской мэрии не ответили прямо на вопрос, планируется ли когда-либо изменить транспортную систему в Кемерове так же, как в Новокузнецке. Подчеркнули только, что оптимизация маршрутной сети ведётся постоянно, а парк пассажирских автобусов, использующих в качестве топлива компримированный природный газ, расширяется.

Можно лишь предположить, что результаты ноябрьской реформы способны повлиять и на решение по Кемерову. Внимательно следим, как через неё пройдёт Новокузнецк.


Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Как оплатить ЖКХ лишь по адресу в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн»
Яндекс.Метрика