13 октября 2020 в 16:40 Общество

Проспект без переходов и шоссе без тротуаров: самые опасные пешеходные места в Кемерове

В Кемерове есть места, где пешком идти неудобно, а то и опасно. Городская администрация прилагает немало усилий, чтобы повысить пешеходную доступность, но сделать это получается не везде.

Теоретически самое безопасное пространство для человека — пешеходная зона, где автомобилей не бывает в принципе. Статистика ГИБДД, впрочем, иллюстрирует, что людей травмируют порой в совершенно безобидных местах.

Мы изучили отзывы горожан в социальных сетях, а затем корреспондент A42.RU Вячеслав Ворожейкин проехал по самым недружелюбным для пешеходов местам, чтобы понять, чем же они опасны и какую системную проблему обнажают.

Проспект Кузбасский и пешеходные переходы

По данным областного ГИБДД, за 9 месяцев 2020 года в Кузбассе пострадали 452 человека и погибло 60 пешеходов. При этом более 30% из них гибнут по собственной вине, а самая распространённая причина аварий — переход дороги в неположенном месте.

Таковы статистические данные. Попробуем заглянуть глубже: а почему люди переходят дорогу в неположенном месте?

Проспект Кузбасский располагается от проспекта Шахтёров до улицы Серебряный бор, его длина — около 600 метров. На всём протяжении нет ни одного пешеходного перехода. По одну сторону проспекта стоят жилые многоэтажки, по другую — лыжный центр, часть бора и гаражный кооператив.

Жители домов, чтобы попасть на противоположную сторону, теоретически должны дойти до конца проспекта и перейти по «зебре» на перекрёстке. Но на самом деле они, конечно, перебегают дорогу. Наблюдать за этим страшно — мама с коляской долго выжидает подходящего зазора в потоке автомобилей, переходит половину дороги и… останавливается, потому что в другом направлении уже снова едут машины. Никакого островка безопасности здесь нет, так что она стоит между двумя потоками машин, движущихся на скорости 40-60 км/ч, и ждёт второго «окна». 

— Не понимаю, почему нам пешеходный переход не сделали, — сетует жительница соседнего дома Людмила. — Дорога на кардиоцентр там. Я вот собаку покормить иду в гаражный кооператив. Муж каждый день туда за машиной ходит. И что ему, полкилометра крюк делать? Да никогда не пойдёт он на Шахтёров, здесь переходит и всё.

Если кто-то будет перебегать дорогу по тем же причинам и его собьют, в статистику ДТП он попадёт как нарушитель правил дорожного движения, пострадавший по своей вине. Однако тут есть вопросы к администрации Кемерова, которая отвечает за содержание городских дорог и согласовывает действия с ГИБДД.

ГОСТ требует установки пешеходных переходов через каждые 200-300 метров, но имеется оговорка. Если по дороге проезжает менее 20 автомобилей в час рабочего дня или её переходят менее 50 пешеходов за то же время, переход можно не устраивать (пункт 4.5.2.1).

20 автомобилей по Кузбасскому проспекту проезжают и за минуту, а вот как посчитать количество пешеходов, которые переходят дорогу, не совсем понятно. Ведь перехода пока нет, а 50 «перебегателей» в час вряд ли наберётся. Возможно, именно из-за этой оговорки в госстандарте на проспекте до сих пор нет «зебры». Впрочем, Людмилу, её мужа и значительную часть местных жителей это не смущает — они переходят где удобно, каждый день нарушая правила.

Похожее место есть на проспекте Ленина, между мостом через Искитимку и «Променадом-3». Пешеходный переход здесь не устраивают, видимо, чтобы не тормозить главную транспортную артерию города. Но желающих быстренько попасть в парк или, наоборот, пройти короткой дорогой к торговому центру множество.

Логовое шоссе и технический тротуар

Логовое шоссе тянется от проспекта Шахтёров к Кузнецкому мосту. Здесь крайне оживлённое движение, потому что шоссе является частью федеральной трассы Р-255 «Сибирь». Для пешеходов это единственный очевидный путь на мост.

Однако если вы почему-либо собрались пройти от «ДК Шахтёров» на левый берег пешком (например, засиделись на работе допоздна, а денег на такси не осталось), то столкнётесь с удивительным фактом: тротуар сначала станет очень узким, а после перекрёстка с улицей Суворова просто закончится. Отрезок до моста предстоит пройти либо по дороге, либо по трамвайным путям, либо в обход: поднявшись по улице Суворова до монумента «Память шахтёрам Кузбасса» и затем спустившись по металлической лестнице к мосту.

— Вдоль Логового шоссе идёт так называемый технический тротуар, — объяснил начальник отделения пропаганды ГИБДД Кемерова Алексей Халтурин. — Пешеходам следует идти именно по нему. Если тротуара нет, не будет нарушением идти по краю проезжей части против движения транспорта — чтобы видеть приближающиеся автомобили. Но конкретно в том месте, о котором вы меня спрашиваете, я рекомендую пешеходам всё-таки подняться к монументу и спуститься к мосту по лестнице — так будет безопаснее.

Технический тротуар обычно обустраивают вдоль магистральных улиц с оживлённым движением. Его основное назначение — сдерживать расползание грунта, препятствовать вылету машин с дороги, помогать при уборке снега. Ширина технического тротуара — от полуметра до метра. Проход пешеходов по нему тоже возможен: это лучше, чем идти прямо по дороге. Однако приятной прогулки не получится. Особенно в дождь, когда близко едущие машины окатывают из луж, или зимой, когда уборочная техника использует технический тротуар по прямому назначению — для временного накопления снега.

Логовое шоссе — не единственное место, где пешеходам опасно ходить. Похожая ситуация, например, имеется на улице Грузовой после остановки КОАО «АЗОТ».

— Пройдитесь в дождь или зимой от АЗОТа к КОРМЗу — там ещё круче, адреналина хапните. Нет тротуара и обочины. Люди каждый день на работу ходят, а там не одна организация. Вот автобус — один, — пишут недовольные кемеровчане в соцсетях.

Ленина, 70 и нелегальная парковка в пешеходной зоне

Дом на проспекте Ленина, 70 — точка притяжения множества людей. Здесь работает большое отделение Сбербанка, магазин с запчастями, пивной и продуктовый, плюс ещё тринадцать организаций в этом доме и пять – в соседнем. Здесь же проходит короткий путь через дворы с Октябрьского. Немудрено, что желающих припарковаться кратно больше, чем парковочных мест.

Раньше пешеходам тут приходилось совсем несладко. Предназначение асфальтовой площадки перед домом было неочевидным, и посетители многочисленных организаций каждый день превращали её в большую парковку. Прогулка мимо дома, — вернее, лавирование между автомобилями — становилась опасным квестом.

После многочисленных жалоб жителей администрация установила знаки «Пешеходная зона», а разбитый машинами тротуар отремонтировали. Это улучшило ситуацию, но не до конца: водители продолжают сюда заезжать. Даже днём наш фотокорреспондент снял полдюжины нарушителей одновременно, а утром и вечером поток клиентов и, соответственно, автомобилей вырастает.

— Ремонт пешеходной зоны около домов на проспекте Ленина, 70 и Ленина, 72 выполнен по современным стандартам, с занижением бордюрного камня, — отметили в пресс-службе администрации Кемерова.

Занижение бордюрного камня делает пространство более доступным для мам с колясками и инвалидов. К сожалению, водители пользуются этой особенностью самым бессовестным образом, продолжая заезжать на тротуар.

— Надо сюда камеру поставить и штрафовать всех, — злится житель дома Евгений. — А ещё проще — вбить столбики. Чтобы коляска проходила, а машина — нет.

Стоит упомянуть, что ремонт этой площадки — малая часть работ строительного сезона. Как сообщили в администрации Кемерова, в этом году в городе делают особый акцент именно на пешеходных зонах, реновация коснётся более 30 тротуаров. Работы ведут благодаря национальным проектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Жильё и городская среда». Например, ремонтируют пешеходные зоны на улице Красноармейской по обеим сторонам от Кузнецкого до Соборной, тротуар проспекта Октябрьского от Соборной до Терешковой и пешеходную зону на Ленина – от Соборной до кинотеатра «Юбилейный», которая соединит четыре свежеотремотированных мини-сквера. В городе строят новые пешеходные дорожки при ремонте дорог на Станционной и Черняховского, проспекте Химиков и переулке Бакинском.

Надземный переход на проспекте Кузнецком

Идеальный вариант — когда пешеходный и автомобильный потоки вообще не пересекаются — редко удаётся реализовать на практике. На перекрёстке это возможно только при обустройстве внеуличного пешеходного перехода — наземного или подземного. Таких мест в Кемерове немного.

Когда надземный переход на перекрёстке Кузнецкого и Красноармейской только построили, больше радовались водители: нет зебры — нет людей. А вот пешеходам для перехода потребовалось значительно больше времени. Лестница здесь крутая, так что инвалидам пройти невозможно, а людям с колясками, тяжёлыми сумками или пожилым — трудно.

Некоторые не хотели идти через переход, потому что боялись ограбления. Сложно объяснить, чем он так уж удобнее для грабителя, чем любой из дворов, — возможно, дело просто в атмосфере: переход исписан вандалами, щиты бывают оторваны, мусорки — перевёрнуты. 

Этот страх и трудозатратность надземного перехода провоцировали пешеходов перебегать проспект по земле. В итоге город всё-таки сделал «зебру» по другой стороне Красноармейской. Люди в основном идут по ней, а надземный переход по большей части пустует.

Урбанисты указывают, что это типичная проблема внеуличных пешеходных переходов. Дорогие в строительстве и содержании, они часто остаются невостребованными, а ситуацию с аварийностью не улучшают, а ухудшают — потому что водители не ожидают появления человека на дороге и едут быстро.

Кроме того, в надземном переходе невозможно установить нормальный пандус, так как максимальный уклон должен быть в пределах 8% или 4,76°. Арифметика нехитрая: при высоте лестницы в один метр длина пандуса уже должна превышать 10 метров.

Однако маломобильные граждане — это не только инвалиды, но и мамы с коляской, старики, маленькие дети, люди травмированные и больные, с тяжёлой ношей. Общее число маломобильных граждан в городе достигает 30%. То есть каждый третий человек испытывает с лестницей большие, а порой непреодолимые трудности.

По совокупности этих причин новых надземных переходов почти нигде не строят.

Главный — пешеход?

Вопрос «кто главный на городских улицах» — в том смысле, кому должно быть удобней по ним передвигаться — один из центральных для специалистов по развитию городов. Урбанисты полагают, что именно недружелюбная среда подталкивает горожан к тому, чтобы отказаться от перемещения пешком и на велосипеде в пользу автомобиля. Некоторые места словно вообще не предполагают пешеходов — хотя на самом деле желающих там прогуляться хватает. Если будет удобно и безопасно, многие готовы оставить машину в гараже.

В городе последние годы многое делают, чтобы увеличить пешеходную доступность. Появляются новые тротуары и прогулочные зоны, велодорожки и пешеходные переходы. Однако ряд проблем ещё предстоит решить.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика