В 2020 году в Кузбассе произошло 2132 ДТП, из них 12% – по вине нетрезвых водителей. При этом они ответственны за 25% погибших (67 человек) и часто устраивают именно тяжёлые аварии, приводящие к смертельному исходу.
Алкозамок — это прибор, который не даст завести двигатель автомобиля, если обнаружит в выдыхаемом воздухе пары алкоголя. В 2020 году Минпромторг представит концепцию внедрения алкозамков в массовое потребление в России. Корреспондент A42.RU собрал всё, что известно об этой инициативе на данный момент.
Кто должен будет установить алкозамок
Инициатива может коснуться каждого автомобилиста.
Как сообщает «Коммерсант», Минпромторг провёл совещание в июле и до конца года разработает концепцию внедрения алкозамков в массовое потребление. Автопроизводителей будут стимулировать к тому, чтобы устанавливать алкозамки отечественного производства на все новые машины. ГИБДД идею установки приборов поддержала.
Установку алкозамков в старые автомобили на совещании не обсуждали.
Как выглядит процедура проверки:
— водитель проворачивает ключ в замке зажигания;
— автоматически включается алкозамок;
— двигатель не заведётся, пока водитель не вдохнёт воздух в мундштук;
— при наличии паров алкоголя двигатель заблокируется (обычно на полчаса);
— при успешной проверке двигатель заведётся без препятствий.
Есть примеры стран, где это работает?
Есть.
Поголовной обязательной установки алкозамков пока нет нигде в мире. Но с 2022 года предустановленный унифицированный интерфейс для монтажа алкозамков станет обязательным для новых автомобилей по всему Евросоюзу — об этом сообщает «За рулём». Однако сами устройства обязательными не станут: страны будут регулировать этот вопрос самостоятельно.
Пока алкозамки используют избирательно: во Франции закон требует оснащать ими школьные автобусы, в Финляндии — машины, перевозящие детей дошкольного возраста, в Швеции, где прибор используют более двадцати лет — коммерческий транспорт вплоть до такси.
Наиболее распространено использование алкозамка как альтернативы наказанию за управление в нетрезвом виде. Во многих странах, если водитель впервые попался нетрезвым, он может сократить период лишения прав установкой за свой счёт такого прибора. Основная цель — реабилитация нарушителей, сокращение количества повторных нарушений.
В России эксперимент с алкозамками проводили на школьных автобусах в Татарстане, Московской и Ивановской областях в 2010 году. ТАСС приводит свидетельство анонимного чиновника из Татарстана о том, что эксперимент провалился. Из 25 установленных замков половина сбоила: двигатель не заводился или внезапно отключался во время движения. Замки пришлось отключить. Сейчас отдельные российские компании используют алкозамки на коммерческом грузовом транспорте.
Какова вероятность, что инициатива выльется в закон?
Довольно высока.
Это подтверждает опыт внедрения системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». С 2018 года абонентские терминалы устанавливают на все автомобили, продаваемые в России.
Вопрос с алкозамками уже доходил до уровня законопроекта в 2012 году, но принят не был. Тогда депутаты хотели обязать устанавливать алкозамки только водителей, пойманных пьяными.
11 ноября 2020 года состоялся круглый стол с участием депутатов Госдумы, Европейского совета транспортной безопасности и представителей компаний-производителей алкозамков.
Все поддерживают поголовную установку алкозамков?
Нет.
«Российская газета» приводит слова исполнительного директора Европейского совета по транспортной безопасности Антонио Авенозо, который высказался против поголовной установки. Однако допустил в будущем обязательное оснащение алкозамками коммерческого транспорта.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин предложил каршеринговым компаниям и коммерческим перевозчикам устанавливать алкозамки добровольно. Об обязательности речь шла только для тех, кто уже попадался пьяным.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков отметил, что для работы алкозамков понадобится создать систему передачу данных в контролирующие органы и разработать для этого правовую базу. Пока повсеместная установка таких замков будет противоречить закону о защите прав потребителей — в том смысле, что он запрещает навязывание услуг. Сами водители в установке замка за их же счёт не заинтересованы.
Если инициатива станет законом, автомобили станут дороже?
Вероятнее всего — да.
Например, в 2018 году из-за обязательного блока «ЭРА-ГЛОНАСС» подорожали на 6 000 рублей все комплектации фургона Lada Largus. Сообщение об этом с официального сайта концерна «АвтоВАЗ» приводит журнал «Мой мотор». Вероятно, подорожание так или иначе коснулось всех новых автомобилей, продаваемых в России.
«Коммерсант» перечисляет целый пул компаний-производителей алкозамков, представители которых присутствовали на июльском совещании в Минпромторге. Цены на алкозамки колеблются в районе 100 000 рублей — то есть к стоимости бюджетных автомобилей добавится примерно 15-20%. Однако при массовом конвейерном производстве цена приборов может снижаться.
Кроме того, денег стоит и проверка, которую прибор должен проходить регулярно — по предварительной информации, минимум раз в полгода.
Мы же в России живём. Сложно ли обхитрить алкозамок?
Алкозамки защищены. В Европе информации о массовой успешной практике обхода нет.
Точно не получится обойти проверку с помощью:
- Баллончика с воздухом, компрессора или воздушного шарика.
Прибор измеряет не только содержание паров алкоголя, но и температуру, скорость и объём выдоха. Он отличит подделку.
- Другого человека.
Есть несколько возможных механизмов защиты: «селфи» в момент сдачи теста, видеорегистрация, повторная проверка в движении (на случай, чтобы водитель не сменился или не выпил уже после старта). При провале проверки в движении происходит не блокировка двигателя, а активация светозвуковой сигнализации — привлекая внимание других водителей на дороге, которые могут вызвать полицию.
- Отключения или перенастройки устройства.
Любые попытки вмешательства записываются в память устройства или сразу передаются в диспетчерский пункт системы контроля.
А если я выпил кефир или квас?
Теоретически вопрос решается настройкой допустимого уровня содержания паров. На практике инструкции к ныне существующим российским алкозамкам не рекомендуют перед тестом использовать одеколоны, освежители воздуха, ополаскиватели для рта, лекарственные спреи. А за 10 минут до теста не рекомендуют даже есть и курить.
Есть и ещё одна проблема: температура работы большинства алкозамков — не ниже -15°C. Для многих регионов России понадобится разработать более морозоустойчивую модель.
Когда инициатива может стать законом?
До конца 2020 года Минпромторг планирует представить концепцию внедрения алкозамков в массовое потребление и методы стимулирования автопроизводителей.
Если проводить параллели с «ЭРА-ГЛОНАСС» — от ввода системы в промышленную эксплуатацию до принятия закона об обязательной установке абонентских терминалов прошло три года.
Удерживая в голове и сроки появления единого интерфейса в Евросоюзе (2022 год), можно осторожно предположить, что в России внедрение алкозамков начнётся примерно тогда же.