gazeta.a42.ru
27 ноября 2020 в 12:01

Транспортная реформа в Новокузнецке. Для чего всё было нужно?

Транспортная реформа была запущена в Новокузнецке 18 ноября. По словам мэра Сергея Кузнецова, пошёл он на этот серьёзный шаг потому, что изменения в работе системы общественного городского транспорта давно назрели. Во-первых, практически на 90% маршрутов в Новокузнецке работали старые автобусы, принадлежавшие консорциуму частных перевозчиков. Остальные маршруты — менее рентабельные — были на обслуживании муниципальных транспортных предприятий. В итоге от такого положения вещей страдал и город, имея на балансе убыточную систему общественного транспорта, и льготники, которые не могли воспользоваться своими правами в маршрутках. Во-вторых, руководство города преследовало цель перевести пассажироперевозки из теневого в полностью прозрачный вид бизнеса — это условие заложено в контракте, который мы рассмотрим ниже. 

17 ноября должно было закончиться время действия прежних контрактов с множеством местных частных компаний. В июле 2020 года администрация провела 18 тендеров на сайте госзакупок на общую сумму более 23 миллиардов рублей. По итогам проведённых аукционов 90% пассажирских маршрутов достались компании «ПитерАвто». Компания сбросила цены по двум лотам практически на миллиард, в остальных восьми аукционах падение составило ещё полмиллиарда рублей. По контракту за 10 лет компания должна получить 4 миллиарда рублей. Но для этого нужно выполнить требования федерального законодательства и отказаться от прежней непрозрачной схемы получения прибыли. Также важный пункт договора — это поставка подрядчиком 280 новых автобусов. 

Для выполнения своих обязательств перед Новокузнецком «ПитерАвто» заключила договор с крупнейшей лизинговой компанией России — ГТЛКА — под гарантии ВнешЭкономБанка. 

Опять же, по условиям контракта, вырученные по договору деньги идут не перевозчику, а в городской бюджет. Администрация Новокузнецка обязалась оплачивать услуги подрядчика только по факту выполненных работ: перевозчик должен обеспечить не менее 85% перевозок. В случае срыва плана городская администрация не выплатит денег, а напротив, наложит штраф в расчёте 100 тысяч рублей на 1 автобус. 

Что же представляет собой «ПитерАвто»?

Один из крупнейших в России операторов наземного городского, пригородного и междугороднего пассажирского транспорта был создан в 1993 году. На сегодняшний день «ПитерАвто» объединяет несколько транспортных предприятий, расположенных в разных регионах России — на Северо-Западе, в Москве и Московской области, республике Карелия и Волгограде, Краснодарском крае, а теперь и в Кузбассе. Главный офис, осуществляющий стратегическое и операционное управление региональными подразделениями, расположен в Санкт-Петербурге. Там же работает и диспетчерская служба.

«ПитерАвто» в цифрах: 

  • В составе — 11 филиалов, 12 автобусных парков;
  • Численность сотрудников — более 8 тысяч человек;
  • Автобусный парк насчитывает около 3 тысяч единиц подвижного состава;
  • Ежедневно на линию выходят более 2,5 тысяч транспортных средств;
  • Более 500 автобусных маршрутов;
  • Ежедневно компания перевозит более 1 миллиона пассажиров.

Первый блин — комом?

Как известно, в первый же день реформы, 18 ноября, начались проблемы: на остановках были десятки людей, которые ждали транспорт, автобусы приезжали не по графику, а электронная система оплаты не работала.

Для решения проблемы Сергей Кузнецов сформировал оперативный штаб. Из Кемерова для содействия экстренно прибыли заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов, министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан. Законодательную ветвь власти представлял председатель профильного комитета Парламента Кузбасса Владимир Вильчиков, у которого за плечами десятки лет опыта управления работой общественного транспорта в столице региона. Приехали в Новокузнецк и представители «ПитерАвто» — сначала исполнительный директор Андрей Марков, а затем и собственник компании Леонид Марков. Позиция перевозчика была однозначной — компания намерена полностью выполнить свои обязательства по контракту.

Одна из главных проблем в том, что на линию вышли не все оговоренные контрактом автобусы. Поэтому компания дополнительно приобрела на 500 миллионов ещё 40 автобусов, 22 из них уже поступили в позапрошлые выходные.

Есть и дефицит кадров — новокузнецкие водители не соглашались идти на работу в новое автопредприятие. Подрядчик признаётся, что изначально недооценил сформированную за годы полутеневую транспортную систему Новокузнецка: многие водители привыкли «сидеть» на наличном денежном обороте, который нигде и никак не учитывается. Поэтому переходить на «белую» заработную плату, которую предлагала компания, им было неинтересно. Компания решила организовать «переброску» кадров из других регионов — водителей, автослесарей, диспетчеров. Например, в позапрошлое воскресенье на работу из Санкт-Петербурга прилетели 49 водителей. Также за 20–21 ноября автоперевозчик принял в штат 30 новокузнецких водителей. В целом компания планирует обеспечить работой 1000 человек. «ПитерАвто» пытается найти общий язык и с частными перевозчиками: предлагает сотрудничество, готовы взять на субподряд. 

Нарушение расписания движения автобусов произошло из-за того, что автобусы выходили на линию с площадки ПАТП-4 (Новоильинский район). Было решено, что часть транспорта переведут на площадку ПАТП-1 (Центральный район). Таким образом удалось сократить «нулевые» пробеги и частично решить кадровую проблему. Продумали также резервирование главных городских рейсов, чтобы исключить срывы на линии.

Одно из нововведений реформы — безналичная оплата: в салонах автобусов «ПитерАвто» установлены валидаторы. Их обслуживанием занимается «Сбербанк». Таким образом все транспортные платежи напрямую поступают в муниципальный бюджет. Но в первые дни реформы недовольные граждане неоднократно жаловались на то, что валидаторы неисправны. Проблему тоже удалось решить оперативно — в части автобусов платежи за проезд принимали сами водители, в других — кондукторы. Однако поступали сообщения о том, что неоднократно валидаторы пытались вывести из строя вандалы. 

Все функции контроля и диспетчерской работы были переданы Единой диспетчерской службе Новокузнецка, что позволило улучшить информирование горожан о новой системе маршрутов. Также информация была обновлена в сервисах геолокации Яндекс.Карты и 2ГИС.

Народный ли протест?

Конечно, первые неудачные дни транспортной реформы вызвали определённую критику среди горожан. Однако эти недовольства, с одной стороны, были локальными, а с другой — их причина уже ликвидирована. Тем не менее, попытка имитировать картину массового недовольства горожан ходом транспортной реформы была предпринята в социальных сетях — они оказались заполнены характерными однотипными постами с комментариями, словно написанными по «методичке» одного автора. Обстановку пытаются накалить и местные «активисты-общественники». Но они не смогли собрать вокруг себя и 20 человек со всего полумиллионного Новокузнецка. Это говорит о реальном отношении людей к текущей ситуации.

Также в некоторых Telegram-каналах и СМИ появилась непроверенная информация о недовольстве губернатора Кузбасса Сергея Цивилёва ходом транспортной реформы в Новокузнецке и о возможной отставке главы города Сергея Кузнецова. Но буквально через несколько часов в Telegram-канале «Цивилёв. Live» появился пост с прямой речью Сергея Цивилёва, в которой он поддерживает инициативу главы Новокузнецка: «Старт транспортной реформы в южной столице Кузбасса сопровождается рядом сложностей, которые создают очевидные неудобства для жителей. Эти сложности никто не скрывает, городская администрация и лично глава города с 18 ноября работают над их устранением. Причина сложившейся ситуации также известна — основной поставщик услуг, компания „ПитерАвто“, не смогла обеспечить должную подготовку к переходу на новую транспортную схему и по факту не выполнила часть своих обязательств перед городом. Отмечу, что руководство компании полностью признает свои ошибки и не снимает с себя ответственности за происходящее. Вместе с тем, Правительство Кузбасса поддерживает транспортную реформу, которая позволит полностью обеспечить жителей Новокузнецка комфортным и современным общественным транспортом. К настройке новой транспортной схемы подключены профильные министерства, которые оказывают всестороннюю поддержку городу». 

Также губернатор рассказал, что по итогам переговоров с руководством компании «ПитерАвто» принято решение о том, что до 30 ноября включительно проезд на маршрутах данного перевозчика будет бесплатным для всех жителей Новокузнецка. А 26 ноября Сергей Евгеньевич лично посетил Новокузнецк, проехал с мэром города на одном из новеньких автобусов «ПитерАвто» по 81-му маршруту, пообщался с людьми и ещё раз выразил свою поддержку транспортной реформы. 

Сергея Кузнецова поддержали пользователи социальных сетей, организовав флешмоб #ЯМыСергейКузнецов. Кузбассовцы массово выкладывали и сейчас продолжают выкладывать посты в поддержку главы Новокузнецка. Среди них — председатель Парламента Кузбасса Вячеслав Петров, сенатор от Кузбасса Алексей Синицын, глава Кемерова Илья Середюк, министр образования Софья Балакирева. 

Ситуация вокруг транспортной реформы не только для нашего региона, но и в целом для страны закономерная. Сейчас такое противостояние между старыми порядками и новыми системами случается повсеместно. И к этому стоит относиться с пониманием неизбежности эволюции, изменений. Очевидно, что возникшие проблемы можно решить. Уже сегодня на линии в Новокузнецке работают 95% новых автобусов. Стоит и обратить внимание на положительные и одобрительные комментарии жителей города о том, как удобно и комфортно стало ездить на новом транспорте. Это важнее временных проблем. В конечном итоге транспортная реформа в южной столице Кузбасса, несмотря ни на что, продолжается. 

Фото: Сергей Цивилёв / vk.com


Поделиться

Комментарии:

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кухни как в Pinterest: 3 стильных решения в кемеровских квартирах
Яндекс.Метрика