gazeta.a42.ru
3 декабря 2020 в 13:26 Общество

Водитель, концентрируйся. Разбираемся, где в Кемерове больше всего аварий и что с этим делают

Каждый водитель знает, что одни перекрёстки более опасны, чем другие. На каких больше риск попасть в аварию? На растянутых, сложных, где запутанная схема движения, — скажут многие и… ошибутся. ГИБДД с 2019 года размещает список мест концентрации ДТП в наглядном виде на интерактивной карте — и простых перекрёстков там намного больше, чем сложных.

Мы изучили статистику, выбрали три наиболее показательных места и поговорили с инспектором, чтобы понять, почему одни места более опасны, чем другие, и какие меры предпринимают городские власти, чтобы сделать движение безопаснее.

Сколько аварий привлекут внимание

Подсчёт мест концентрации аварий регулирует документ под названием «Рекомендации по учёту и анализу ДТП на автодорогах РФ». Ведут учёт владельцы дорог; в городе это городская администрация.

В документе прописано, что место концентрации ДТП — это перекрёсток или участок дороги длиной 200 метров (за городом — километр), на котором за год случилось более трёх однотипных или пяти разнотипных ДТП, где участники получили травмы. Слово «травмы» — ключевое: происшествия, в которых пострадали только автомобили, не повлияют на признание участка местом концентрации, даже если случаются на нём каждый день.

Все перекрёстки в России должны соответствовать ГОСТу и СНИПу, то есть устроены они принципиально одинаково. Однако аварии на одних случаются чаще, чем на других. Очевидные предположения — например, о разной интенсивности движения или расположении рядом определённых зданий — тоже не работают на сто процентов. Порой это две обычные дороги под прямым углом, светофор и ничего особенного рядом — например, перекрёсток проспектов Октябрьского и Ленинградского. Который, тем не менее, является местом концентрации ДТП третий год подряд.

Как город исправляет ситуацию

Многие водители считают, что за учёт аварий отвечает ГИБДД, но это не так. Учёт ДТП ведёт владелец дороги, то есть администрация города. Именно городской Центр организации дорожного движения оценивает тенденции изменения аварийности, определяет, что стало причиной ДТП, принимает меры по повышению безопасности дорожного движения и оценивает, как они повлияли на аварийность. ГИБДД, впрочем, активно в этом участвует.

— Для ликвидации мест концентрации ДТП проводят разнообразные мероприятия: строительство светофорных объектов, ограничение скорости, нанесение разметки из долговечных материалов, изменение режима работы светофора и другие, — объясняет майор полиции Дмитрий Ложкин, начальник дорожного надзора ОГИБДД управления МВД России по городу Кемерово.

План мероприятий администрация города разрабатывает совместно с ГИБДД. Кроме того, ГИБДД может вносить предложения, если видит нарушение норм, предписания, или даже выписывать городу штрафы — такое, правда, бывает редко. Совещания проходят регулярно, причём порой выездные — прямо на месте концентрации аварий, с участием инспекторов, работников администрации и дорожных служб.

— Вот образовалось в 2019 году место концентрации около дома на проспекте Кузнецком, 135, — три наезда на пешехода на переходе, — рассказывает Дмитрий Ложкин. — Причина: водители не уступают пешеходам. Были проведены выездные совещания прямо там, на месте. Что решили: разнести автобусные остановки на противоположных сторонах дороги согласно нормативным требованиям, установить светофор вызывного действия. И всё, ДТП в этом месте прекратились.

Мероприятия, не требующие значительных затрат, реализуют в кратчайшие сроки. По более затратным мерам план разрабатывают на год вперёд — то есть по местам, которые образовались в 2020 году, меры примут в 2021-м, ведь их надо заложить в бюджет и утвердить. Установка светофоров, проведение освещения — удовольствие недешёвое.

Стратегия: движение медленнее, светофоры умнее

С каждым годом в городе всё больше знаков «40». Несмотря на недовольство части водителей, это даёт эффект: по статистике количество ДТП на таких участках снижается.

— Ограничение скорости в местах концентрации ДТП и на участках, характеризующихся повышенным уровнем аварийности, позволило предотвратить дальнейшие дорожно-транспортные происшествия, — сообщили в администрации города Кемерово. — Примером служат такие участки улично-дорожной сети, как улица Волгоградская, 15, улица Терешковой, 45, улица Суворова–Логовое шоссе, улица Красноармейская, 31/1-41.

На нерегулируемом пешеходном переходе напротив дома на проспекте Ленинградском, 24 машины несколько раз травмировали людей. После установки запрещающих знаков и дорожной камеры наезды прекратились полностью.

Второй действенный способ снизить количество аварий — изменение режима работы светофора, организация пофазного разъезда.

— После оптимизации работы светофорного объекта был ликвидирован аварийной-опасный участок на перекрёстке Сибиряков-Гвардейцев–Волгоградская, там не зафиксировали ни одного столкновения транспортных средств, — подчеркнули в администрации города. — Также оптимизация светофорных объектов предотвратила увеличение количества ДТП на таких участках, как проспект Шахтёров–2-й переулок Авроры, проспект Ленинградский, 25, перекрёсток улиц Баумана и Радищева. После установки светофорного объекта на проспекте Шахтёров, 59, проспекте Кузнецком, 98 и проспекте Кузнецком, 135 не было зафиксировано ни одного наезда на пешеходов.

Кузнецкий-Островского

Иногда на карте много красных точек рядом, то есть аварии случаются географически близко, но место концентрации ДТП не фиксируют. Дело не только в расстоянии более 200 метров, но и в отсутствии связи между происшествиями.

— Перекрёсток Кузнецкий–Островского не является ни местом концентрации ДТП, ни аварийно опасным перекрёстком, — комментирует Дмитрий Ложкин. — Да, рядом произошли несколько ДТП, но это всё разнотипные происшествия, не связанные между собой и с организацией движения. Это два столкновения, один наезд на препятствие неподалёку, один наезд на пешехода — там несовершеннолетний переходил с нарушением ПДД.

Кстати, надо понимать, что сам по себе факт нарушения правил — не повод ничего не предпринимать для дорожного надзора ГИБДД. Наоборот — инспекторы будут искать причину: почему люди нарушают правила в одном и том же месте?

— Вот взять место на улице Соборной: два наезда на пешехода. Оба перебегали проезжую часть в неположенном месте в тёмное время суток. Просто отмахнуться, что вот, Иванов нарушил правила, перебегал, он сам не прав — это недопустимо. Суть нашей работы — предотвратить ДТП, сделать так, чтобы их не происходило. Поэтому мы тщательно обследовали место, установили: на нём недостаточная освещённость. По данному недостатку составили протокол, выдали представление администрации города. Сейчас освещение улучшили, и теперь, слава богу, никаких наездов там нет.

— На улице Соборной в районе строения № 6 планируется строительство светофорного объекта в последующие годы, — отметили в администрации города.

Терешковой — Ленина

Этот большой и сложный перекрёсток регулярно попадает в новостные сводки из-за аварий. Ниже на видео одна из них: лихач проскакивает перекрёсток на красный и врезается в автомобиль, поворачивающий налево.

Другие ДТП на этом перекрёстке тоже чаще всего связаны с непредоставлением преимущества при встречном разъезде или попыткой «проскочить» на запрещающий сигнал. В ГИБДД говорят, что на перекрёстке сделано всё, что только возможно.

— Перекрёсток улицы Терешковой и проспекта Ленина является местом концентрации ДТП с 2019 года, — говорит Дмитрий Ложкин. — Происходят столкновения с пострадавшими. При этом организация движения на перекрёстке хорошая, всё в полном порядке — освещение, ограждения, знаки и всё прочее. Перекрёсток не является плохо организованным.

— На данном участке планируется установка информационного аншлага «Внимание, аварийно-опасный участок» с целью информирования водителей и предотвращения в дальнейшем риска возникновения ДТП, — прокомментировали в администрации города.

Этот перекрёсток протяжённый, много полос и фаз светофора. Но часто бывает, что ДТП регулярно происходят на совершенно обычных, ничем не примечательных перекрёстках. Таков, например, перекрёсток Октябрьский-Ленинградский — он является местом повышенной аварийности с 2017 года. В один год там случались наезды на пешеходов, в другой — столкновения. Очевидных причин нет, всё хорошо: разметка из долговечных материалов, знаки на флуоресцентном фоне, недостатков нет. Детальный анализ происшествий тоже ничего не дал. В ГИБДД говорят, что аварии не связаны с организацией движения, а решающим является человеческий фактор. Похожее место – перекрёсток Химиков и Ворошилова.

Ленинградский проспект около «Ленты»

Кемеровчане долго не могли привыкнуть к Т-образному перекрёстку с полосой для разворота на довольно узкой дороге. Одни водители медленно поворачивали, вторые нервничали и пытались «срезать» по короткой траектории, плюс здесь же шли пешеходы, и порой совсем не по переходу. Вроде бы хорошо спланированную схему проезда перекрёстка пришлось менять — и это, возможно, повлекло новые аварии. В 2019 году там было шесть аварий и девять пострадавших. В 2020 году — ни одного.

— По проспекту Ленинградский, 25 выполнены все мероприятия, направленные на безопасность дорожного движения, а именно: изменение пофазного разъезда, установка средств автоматической фото- и видеофиксации, нанесение дорожной разметки из долговечных материалов. В период с 02.08.2019 по настоящее время не зафиксировано ни одного ДТП с пострадавшими на вышеуказанном участке, — подчеркнули в администрации.

— Бывает, что ДТП происходят, потому что люди привыкают ездить в одном и том же месте и не смотрят уже ни на знаки, ни на «стрелки», — комментирует Дмитрий Ложкин. — Едут невнимательно, по привычке. И когда схема организации движения меняется, это может привести к увеличению количества ДТП. Напротив «Ленты» на Ленинградском была именно такая ситуация. Хотя были установлены таблички с оповещением, всё равно водители сталкивались. Потом привыкли, в 2020 году ДТП с пострадавшими не зарегистрировано.

Семь оформленных мест концентрации ДТП в Кемерове в 2020 году

  1. Перекрёсток Терешковой–Ленина: 3 столкновения, 8 пострадавших. Пока — самое тяжёлое по последствиям место в городе за год.
  2. Двужильного, 3: 3 столкновения, 4 пострадавших. Изгиб дороги у фактического въезда на Южный, на котором водители часто не могут поделить полосы.
  3. Кузнецкий, 135: 3 наезда на пешехода. Это тот самый переход, который экстренно оборудовали светофором после выездного совещания.
  4. 40 лет Октября, 19: 3 наезда на пешехода и 1 столкновение. Участок у ДК Кировского района, очень оживлённое место, много детей и пожилых.
  5. Перекрёсток Химиков-Ворошилова: 3 столкновения. Совершенно обыкновенное место, которое из года в год то попадает в статистику, то выпадает из неё.
  6. Перекрёсток около Тухачевского, 40Б: 3 столкновения, 4 пострадавших. Это регулируемый перекрёсток с неприметной дорогой, ведущей с ФПК. Здесь случались аварии и раньше, когда светофора не было, и теперь, когда он есть.
  7. Перекрёсток Ленина и Дзержинского: 3 столкновения, 3 пострадавших. Тот самый перекрёсток с трамвайными путями, где для безопасности пешеходов им включена отдельная фаза на всю площадь с диагональной «зеброй». Для столь оживлённого места удивление вызывает скорее то, что ДТП на нём в прошлом году не происходили, чем то, что в этом году они произошли.

Аварийность снижается

Список мест концентрации ДТП меняется ежегодно. Пока 2020 год не завершён, публичная статистика показывает 7 сформированных мест концентрации ДТП по городу Кемерово и ещё 30 предварительных — то есть мест с повышенной аварийностью, которые до конца года могут пополнить список. Сайт предупреждает (и в ГИБДД нам подтвердили эту информацию), что публичная статистика работает в тестовом режиме и может несколько расходиться с актуальными фактическими данными. Точные официальные цифры по итогам 2020 года в ведомстве сообщат в начале 2021-го. Предварительно известно, что тенденция положительная: аварийность в Кемерове снижается.

— По итогам 10 месяцев 2020 года, в сравнении с данными 2019 года, было зафиксировано на 7% меньше ДТП вообще и на 4% меньше ДТП, которые привели к гибели участников, — отметили в администрации города.


Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Новая Mazda CX-30 — теперь и в России
Яндекс.Метрика