История нашего героя начинается довольно шаблонно: однажды он и ещё двое знакомых собрались и решили — пора открывать своё дело. Каждый из них отвечал за разные направления: один хорошо разбирался в компьютерах, другой понимал, как работает техника, а третий, Игорь Грачёв, мастерски умел продавать. Оставив стабильную работу преподавателя в вузе, Игорь ушёл в мир бизнеса, и уже более 5 лет его компания ООО «Сибирь» занимается установкой и сервисным обслуживанием навигационного оборудования.
Они продают специальные датчики, которые позволяют отслеживать местоположение автомобиля, а также удалённо транслировать его метрики, например, скорость или объём топлива, на различных девайсах.
Мы узнали у Игоря Грачёва, как реализовать социально важный бизнес, при помощи чего доказать потребителям эффективность нового продукта, пережить кризис и найти новые источники дохода.
Навигация — в социальную инфраструктуру
Клиенты «Сибири», в основном, бюджетные организации — специалисты компании оснащают навигацией школьные автобусы, машины скорой медицинской помощи и дорожно-ремонтной техники города.
Благодаря оборудованию «Сибири» родители школьников, которые приезжают на занятия на специальных автобусах, могут отслеживать их перемещение в интернете. Обычно это жители деревень, где до школы, которая находится в нескольких, а то и в десятках километров, добраться не так просто.
Этот проект компания «Сибирь» реализовала совместно с министерством образования Кузбасса. Данные о местонахождении автобуса интегрированы с «Электронной Школой 2.0» и в режиме реального времени отображаются на платформе.
Так, дети отслеживают транспорт на карте и не выходят на остановку раньше времени, а родители встречают их вечером точно в нужную минуту, не тратя время на ожидание.
Также «Сибирь» работает с медучреждениями. Машины скорой помощи, оснащённые навигацией, отслеживаются системой ГЛОНАСС, что даёт диспетчерам точную информацию о нахождении карет и помогает выбирать оптимальные маршруты для бригад врачей.
От аналоговых датчиков к Bluetooth
Всего «Сибирь» обслуживает более 4000 транспортных средств.
— Мы работаем напрямую с заводами-производителями навигационного оборудования, — рассказывает Игорь Грачёв. — Чтобы опережать время, мы отправляем сотрудников обучаться прямо на завод, где они получают официальный сертификат на право проводить ремонт и обслуживание оборудования. Самое сложное в своём бизнесе — нести ответственность. За качество продукта, услуги, за людей. В моём подчинении большая команда, но за ними стоят их семьи, близкие. Их благополучие и зависит от состояния компании, её темпов развития, от своевременной зарплаты.
В работе компания применяет самые современные решения. По словам Игоря, в 2008 году, когда он только начинал работать в этой сфере с партнёрами, приборы были не были такими функциональными, как сейчас. Например, датчики тогда были аналоговые и давали лишь информацию о том, включен двигатель автомобиля или нет.
Сейчас же датчики работают по Bluetooth, и они могут сообщать даже о собственной поломке, а благодаря подключению к CAN-шине можно транслировать информацию по более чем 50 параметрам автомобиля. Например, о скорости, остатках масла, давлении в шинах, работе фар, километраже и других показателях.
Когда предлагаешь рынку новое
В начале пути по-другому обстояли дела и со спросом — если сейчас необходимость навигационного оборудования очевидна, то в 2008 Игорю с партнёрами приходилось доказывать эффективность только появившейся ГЛОНАСС — российской спутниковой системы навигации.
— Люди не верили в ГЛОНАСС и боялись, что она неточна, — вспоминает Игорь. — Приходилось убеждать. Мы ездили с клиентами по трассе, считали километражные столбики, а потом сравнивали эти цифры с расстоянием, которое показывала ГЛОНАСС. Так нам удавалось убедить людей, что система работоспособна.
Со сложностями в бизнесе предпринимателю приходится сталкиваться и сегодня, но справляется он с ними всё так же успешно. Например, когда многие отрасли были «заморожены» коронавирусом, компания взялась за другой профиль и занялась поставками рециркуляторов в объекты бюджетной сферы: больницы, садики, театры и т. д.
Они требовались для усиления санэпидрежима во время пандемии, так что Игорь отметил требование Роспотребнадзора и наладил поставки оборудования, внося свой вклад в борьбу с коронавирусом.
«Я больше никогда не уйду в найм»
— Когда я уходил в бизнес, я оставил очень стабильную и прибыльную работу. Тогда я преподавал в вузе прикладную механику, и работал супервайзером в большой компании. По тем меркам, зарабатывал очень хорошо, но понял, что хочу зависеть только от себя и самостоятельно принимать решения, — признаётся Игорь.
По словам Игоря, его мотивирует семья. Работая в найме, по определённому другими графику, сложно уделять достаточно времени жене и детям. Когда есть свой бизнес, свобода выбора и действий — это проще.
— Если вы думаете, что сразу после открытия, дела пошли в гору и у нас не было трудностей — это не так. Я хорошо помню кризис, когда даже ребёнка собрать в сад было не на что. Было страшно. Но это стало тем самым стимулом, который помог решить задачи и вывести компанию в прибыль, — говорит Игорь.
Почему у «Сибири» получается?
Компания «Сибирь» открылась в 2015 году, однако Игорь успешно развивает бизнес в области навигационного оборудования с 2008 года. За это время случилось несколько экономических кризисов, изменились предпочтения потребителей, да и мир стал другим. В чем же секрет успеха?
— Мы стараемся быть на волне, получать актуальные знания и внедрять самые современные технологии, — рассказывает Игорь. — Важно иметь слаженную команду, регулярно обучаться и открывать новые ниши в бизнесе. Поэтому недавно я общался с самыми молодыми сотрудниками компании, чтобы узнать, какие идеи сейчас актуальны и востребованы. Так, сейчас мы планируем развивать направление «умный дом».
В новом проекте компании снова приходится бороться со стереотипами. По словам Игоря, многие считают, что эти технологии «умного дома» применимы только для больших площадей — загородных домов, коттеджей и т. д. На самом деле автоматические выключатели, оповещения безопасности, регулировщики температуры и другое оборудование можно использовать в любой квартире.
Это компания планирует доказывать своим примером — «Сибирь» оснастила системой «умный дом» уже два объекта и сделала сайт, чтобы привлечь трафик на новую услугу и делать дома кузбассовцев уютнее, удобнее и современнее.
Кредо Игоря — всегда плыть против течения. Да, это сложнее, да приходится тяжело, но не каждый готов на это сопротивление. Отдаться течению намного проще, но не всегда эффективнее. Находить новые пути решения, смотреть на ситуацию иначе, регулярно отслеживать тренды и предлагать полезный для общества и людей продукт — вот что важно.
Фото: ООО «Сибирь»
Организатор проекта
*При финансовой поддержке администрации г. Кемерово