6 октября 2021 в 09:01

Малый бизнес в лицах. Как кемеровский предприниматель прошёл путь от франшизы до собственного бренда

Предприниматель из Кемерова Павел Мертенс ни разу не работал в найме, потому что занимается бизнесом на протяжении всей жизни. С юности характер помогал ему преодолевать и первые трудности, и первые поражения, а спустя десятилетия опыт стал для него самым ценным ресурсом. И кажется, что благодаря багажу знаний любой его проект обречён на успех. Ирландский паб Harat’s, мясо-бургерная RE: BRO, кофейня Traveler’s Coffee. И это ещё неполный список открытых его командой популярных заведений в городе. О своём уникальном жизненном пути Павел Мертенс рассказал А42.RU.

Лихие 90-е

Начало 1990-х годов запомнилось не только распадом СССР, но и развитием частного бизнеса. Это сейчас кемеровский предприниматель работает открыто, создаёт бизнес-проекты и платит налоги. А тогда, в 14 лет, молодой и амбициозный Павел Мертенс, пожалуй, больше думал о том, как бы о его делах не узнали в школе и местном отделении милиции. Он часто шёл на риски и стремился открывать проекты совершенно нового формата для города Кемерово.

— Это сейчас в Кемерове меня знают как сооснователя многих популярных заведений общепита — это ирландский паб Harat’s, мясо-бургерная RE: BRO, кофейня Traveler’s Coffee, суши-бар и доставка Фудзи. Но мало кто знает, что на протяжении 90-х годов я, как и многие коммерсанты того времени, продавал всё, что находил: от школьных тетрадей до первых сотовых телефонов, — рассказывает Павел о первых шагах в бизнесе.

Когда удалось заработать капитал, Павел Мертенс с партнёрами начали организовывать бизнес-проекты покрупнее. Но в мире, особенно в России, всё очень быстро менялось. Экономический кризис 1998 года почти убил только что начавший набирать обороты первый в Кемерове салон мобильной связи: в одно мгновение оборот упал до нуля. За пару лет бизнес удалось реанимировать и даже развить до большой региональной сети. Но то, что не удалось кризису, удалось экспансии федеральных сетей. Компания не смогла конкурировать с «Евросетью» и закрылась.

— Затем был игорный бизнес. Нам удалось стать партнёром крупной международной игорной сети. Казалось, мы нашли то, что искали. Но только мы погасили кредиты за оборудование, так сразу вышел закон о создании в России 5 игорных зон. В Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области. Вне этих территорий данный бизнес попал под запрет, в том числе и в Кузбассе, — вспоминает предприниматель.

От первой франшизы до собственного бренда

Запрет подобного бизнеса подтолкнул Павла идти дальше. Искать новые ниши. Ему хотелось открыть в Кемерове проект нового формата, то, чего ещё не видели горожане.

— В Новосибирске и Москве уже несколько лет были популярны кофейни. Мы с другом Александром Ивановым часто их посещали, сравнивали с известной сетью Starbucks и прикидывали, зайдёт ли такой формат у нас на малой родине, — комментирует Павел. — Формат «кофе, десерты, немного еды и никакого алкоголя» казался очень перспективным. Опыта работы в общепите ни у кого из партнёров не было. Познакомились с основателем новосибирской франшизы Traveler’s Coffee. После встречи мы согласовали договор, нашли на улице Весенней, 16 помещение и стартанули. Traveler’s Coffee работает до сих пор, радуя гостеприимством и уютной обстановкой кемеровчан и гостей города.

Положительные результаты от работы первого заведения общепита вдохновили команду Павла Мертенса. После запуска Traveler’s Coffee они стали рассматривать и другие действующие франшизы.

— Мы стали изучать самые успешные проекты, которые существовали тогда на российском рынке. Мы считали, что раз есть спрос на данный упакованный бизнес, значит, он прибыльный, но на практике оказалось, что это не всегда так, — делится своим опытом предприниматель. — В итоге за несколько лет мы открыли рестораны «Иль Патио», «Планета суши», «Фудзи», кофейня «Шоколадница» и легендарный Harat’s pub.

История Harat’s pub началась в 2009 году в Иркутске, а уже в 2011 году Павел Мертенс и его компаньоны стали первыми франчайзи. В следующем году Harat’s признали самой быстроразвивающейся сетью пабов в России. Сегодня это самая большая сеть ирландских пабов в мире, которая включает более 80 заведений.

В Кемерове Harat’s находится на Ноградской, 5, по соседству с ним расположилась бургерная RE: BRO. Для Павла Мертенса — это важный и очень перспективный проект.

Честный продукт = честная цена

Путь до открытия компании ООО «Ребро Кемерово» — бургерной и создания франшизы RE: BRO занял 10 лет. За это время кемеровские предприниматели получили колоссальный опыт в управлении заведениями общепита, много путешествовали и пробовали на вкус кухню других стран. О решении порой самых неожиданных задач Павел рассказывает с вдохновением:

— Мы знали точно, что наши бургеры должны быть самыми лучшими, но по доступной цене. Искали технологию приготовления у известных поваров, но результат нас не устраивал, тогда сами взялись за разработку булок и подготовку сырья, в том числе и мяса. При создании RE: BRO мы выбрали концепцию «честный продукт по честной цене». Это означает, что в RE: BRO мы всё готовим сами: и печём булку, и крутим и жарим котлету, и варим соусы. Никаких усилителей вкуса и полуфабрикатов! При этом мы решили сделать наценку меньше, чем принято в общепите, чтобы наш продукт был доступен как можно большему количеству кемеровчан.

Сегодня в Кемерове работают три заведения RE: BRO, а в Томске и Москве уже успешно открылись бургерные по франшизе.

Личный опыт — на пользу бизнесменам

Павел Мертенс на данный момент не задумывается о старте новых проектов, он и его команда в пандемию бросили все силы на развитие действующих заведений общепита и сети бургерных по всей стране. Большую поддержку в виде консультаций оказывают Муниципальный некоммерческий фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово https://fondp42.ru/ и администрация города.

— Хочется отметить, что в этот сложный период в Кузбассе нас, владельцев бизнеса, слышат. Перед началом локдауна была создана Гильдия гостеприимства Кузбасса, в рамках которой происходит взаимодействие предпринимателей с местными властями для решения проблем как в сфере общепита, так и отельного бизнеса, — поделился информацией Павел. — Нам не сильно ужесточают условия работы, как, например, в Москве. Конечно, мы закрывались для посещения, функционировала только доставка, но в целом, смогли сохранить рабочие места и не потерять постоянных клиентов.

Павел Мертенс понимает начинающих бизнесменов, которые часто идут на большой риск в это непростое время при минимальных ресурсах, веря только в успех самого продукта или услуги. Но этого недостаточно, объясняет он на деловых встречах в качестве спикера. Опыт, честная команда и постоянное обучение для развития нужных компетенций помогут просчитать все шаги наперёд и не стать жертвой самообмана.

Ведь бизнес — это не игра, а целая жизнь со своими правилами, победами и поражениями.

RE: BRO

Instagram[*]

Организатор проекта

*При финансовой поддержке администрации г. Кемерово


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика