Генеральный директор ПАО «Кузбассэнергосбыт» Леонид Петров объяснил причины резкого скачка стоимости электроэнергии.
— В августе клиенты «Кузбассэнергосбыта» из числа юридических лиц получили платёжки, в которых привычные суммы за электроэнергию увеличились. Почему цены поднялись?
— Да, цена за киловатт-час поднялась. Чтобы понять причины повышения, сначала нужно напомнить, как формируется цена за электроэнергию. Существует четыре её составляющие: цена покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке, стоимость услуг инфраструктурных организаций, тариф на услуги по передаче и сбытовая надбавка. Цена за электроэнергию выросла за счёт повышения тарифов на передачу и сбытовой надбавки, которые устанавливаются государственными органами.
— Как выросли тарифы на услуги по передаче?
— Хотя их рост в целом является традиционным, регулятору удавалось не допускать удорожание этой составляющей. Тариф на услуги по передаче существенно не увеличивался с июля 2017 года. Сдерживать его и дальше было невозможно, ведь от достаточности финансирования сетевых организаций напрямую зависит надёжность и стабильность энергоснабжения. Тем не менее, для потребителей, подключённых на низком уровне напряжения, тариф на передачу вырос лишь на 3%. На других уровнях напряжения рост составил от 12% до 19%.
— Намного выросла сбытовая надбавка. Чем это обусловлено?
— Рост сбытовой надбавки в большем объёме по сравнению, например, с услугами по передаче, объясняется спецификой расчёта. Величина сбытовой надбавки в первом полугодии текущего года не может превышать размер платы за сбыт во втором полугодии предшествующего года. В итоге сбытовая надбавка распределяется по году неравномерно. Чем меньше её величина в первом полугодии, тем выше она будет во втором. А из-за перехода на новую методику расчёта сбытовой надбавки её величина была крайне низкой в конце 2018-го, и, как следствие, в первом полугодии 2019 года. Вознаграждение гарантирующего поставщика равнялось 0,0041 рубля за киловатт-час, что составляло 0,07% конечной цены электроэнергии. И поскольку в начале 2019 года наши потребители практически не платили за услуги сбыта, мы получили ощутимый рост надбавки, начиная с июля.
— Получается, что свои затраты на сбыт потребителям лучше планировать в разрезе года, а не по полугодиям?
— Верно. Тем более величина сбытовой надбавки известна заранее — мы публикуем её на нашем сайте, как и другие регулируемые составляющие. Так что для тех, кто регулярно посещает наш веб-ресурс, повышение сбытовой надбавки не стало неожиданностью. К тому же на сайте вы сможете найти прогноз цен, который каждый год составляют наши специалисты.
— Насколько он точен?
— Достаточно точен, чтобы использовать его для планирования бюджета — погрешность в пределах 5%. Однако нельзя забывать, что это лишь прогноз и конечная цена может отличаться. Одна из весомых составляющих конечной цены на электроэнергию — стоимость её покупки на оптовом рынке электроэнергии и мощности. А этот показатель формируется в рыночных условиях, и предсказать его весьма проблематично.
— Есть какие-то тенденции?
— В этом году на оптовом рынке не наблюдается традиционного снижения цены на электроэнергию в весенне-летний период. Обычно в это время из-за повышения водности рек увеличивается выработка гидроэлектростанций с более дешёвой электроэнергией. Однако в этом году выработка ГЭС ниже, чем в прошлом. Кроме того, поставщики на оптовом рынке предлагали электроэнергию по более высокой цене. И это нормально для рыночных условий. Важно понимать, что сегодня электроэнергия — это такой же товар, как, например, гречневая крупа. Цена на неё формируется под действием многих факторов и может колебаться.