13 декабря 2019 в 11:12

Стать экспортёром: с чего начать, если бизнесу становится мало места

Кузбасс занимает четвёртое место в России по объёму экспортируемых товаров — в основном угля и чёрных металлов. Международные рынки сырьевых товаров характеризуются высокой волатильностью. Развитие экспорта в других отраслях позволяет уменьшить её влияние на региональную экономику. Поэтому перед областными властями и бизнесом в рамках приоритетных национальных проектов стоит задача к 2024 году увеличить экспорт несырьевых и неэнергетических товаров до суммы более 4,5 миллиарда долларов.

Активные мероприятия по поддержке экспорта начались в Кузбассе в 2019 году: в регионе открылся Центр поддержки экспорта и стартовали семинары образовательной программы Российского экспортного центра — Школы экспорта РЭЦ. Корреспондент A42.RU побывал на одном из семинаров школы и рассказывает, чему там учат предпринимателей.

Что такое РЭЦ и его школа

АО «Российский экспортный центр» — государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий предпринимателям финансовые и нефинансовые меры поддержки. Взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, сотрудничество с ключевыми отраслевыми и деловыми организациями позволяют РЭЦ нивелировать действие существующих барьеров при внешней торговле. Российский экспортный центр входит в группу ВЭБ.РФ.

Среди множества услуг группы РЭЦ отдельно стоит обучение в Школе экспорта РЭЦ. Эту программу разработали специально для начинающих экспортёров. В доступной и сжатой форме она описывает основы экспортной деятельности — от коммуникации и маркетинга до логистики и налогов. Занятия включают практику, кейсы и инструменты для организации экспорта, опираются на лучшие практики ведущих экспортёров России и международный опыт.

В 2018 году география проведения семинаров по образовательной программе РЭЦ расширилась до 55 регионов, а количество тренеров перевалило за 200. Именно тогда в орбиту РЭЦ попал Кузбасс: несколько местных тренеров прошли обучение в Москве. Сейчас семинары Школы экспорта РЭЦ в шахтёрском регионе проводит Центр поддержки экспорта Кузбасса.

Всего в Школе экспорта РЭЦ 11 семинаров по темам:

  • основы экспортной деятельности;
  • маркетинг как часть экспортного проекта;
  • эффективная деловая коммуникация для экспортёров;
  • правовые аспекты экспорта;
  • финансовые инструменты экспорта;
  • документационное сопровождение экспорта;
  • таможенное регулирование экспорта;
  • логистика для экспортеров;
  • возможности онлайн-экспорта;
  • налоги в экспортной деятельности;
  • продукты группы Российского экспортного центра.

После каждого семинара, который состоит из теоретической и практической частей с элементами нетворкинга, слушатели проходят итоговое тестирование, по результатам которого получают сертификат.

Знание — залог успеха

19 сентября прошёл уже третий по счёту семинар Школы экспорта РЭЦ — «Эффективная деловая коммуникация для экспортёров».

— Семинар призван помочь выстроить коммуникацию с будущими деловыми партнёрами, расположить их к себе, провести результативные переговоры и в итоге заключить выгодный международный контракт, — объяснила сертифицированный тренер Школы экспорта РЭЦ Евгения Балаганская.

Научиться эффективно вести переговоры с иностранцами пришли представители более 15 предприятий. Вместе они слушали теорию, разбирали кейсы, искали ошибки у героев видеосюжета и даже получили навыки ведения переговоров в ходе деловой игры. Задачи и результаты участники фиксировали в рабочих тетрадях, а ещё активно использовали интернет, чтобы поупражняться в поисках необходимой информации.

Анна Николаева, менеджер по экспортным поставкам кемеровского агрохимического завода «Агросинтез», пришла на семинар, чтобы улучшить навыки ведения переговоров с зарубежными партнёрами.

— За долгие годы работы завод «Агросинтез» наладил высокотехнологичное производство бытовой и строительной химии, удобрений и грунтов, — рассказала Анна. — Мы производим и реализуем более 150 наименований продукции. Безопасность, доступность, высокое качество позволили ей завоевать популярность на потребительском и индустриальном рынке России. География поставок в России — от Екатеринбурга до Петропавловска-Камчатского. Кроме того, в последние несколько лет значительные объёмы мы отправляем в Казахстан, где ежегодно видим значительный прирост потребителей, по достоинству оценивших продукцию завода «Агросинтез». Всё это вдохновляет нас стремиться к большему. В планах предприятия — выход на рынки Евросоюза. Поэтому я и мои коллеги посещаем профильные семинары Школы экспорта РЭЦ. Для нас это уникальная возможность получить необходимую информацию, чтобы в кратчайшие сроки воплотить планы в жизнь. Мы уверены, что продукция компании «Агросинтез» придётся по душе требовательному европейскому потребителю.

Экспортёр получит поддержку

— На первом семинаре у многих вообще не было понимания, с чего начать, — отмечает тренер. — Сейчас практически все участники уже начали планировать свою экспортную деятельность. Они часто задают вопросы, которые выходят за пределы тем наших тренингов, касаются практической профессиональной деятельности. Я стараюсь ответить каждому. Моя цель как тренера Школы экспорта РЭЦ — направить по верному пути, к специалистам, которые последовательно окажут помощь начинающим экспортёрам. Прежде всего — к специалистам Центра поддержки экспорта Кузбасса.

Первые шаги в экспорте — это анализ зарубежного рынка, заказ маркетингового исследования, сертификация продукции. Центр поддержки экспорта Кузбасса помогает получить все эти услуги на условиях софинансирования, оплачивая до 80% расходов предпринимателя. Эта возможность особенно заинтересовала Сергея Сергеева, заместителя директора по коммерции компании «Золотая сова».

— Мы производим питьевую воду и безалкогольные напитки на сахаре: «Лимонад», «Дюшес», «Тархун» и другие, — рассказывает руководитель. — Ёмкость регионального рынка для нас на исходе — продукция «Золотой совы» есть практически в каждой точке Кузбасса. Завод прошёл реконструкцию, добавились объёмы, которые нужно куда-то реализовывать. Мы попытались расширить географию по России, но упёрлись в логистику: чем дальше от завода, тем менее наш продукт интересен по цене из-за стоимости перевозок.

В прошлом году продукцией «Золотой совы» заинтересовались китайские предприниматели: попробовали товар, взяли образцы, и после длительных переговоров заключили контракт.

— И тут возникла проблема, которой мы не ожидали, — разводит руками Сергей Сергеев. — У нас есть зарегистрированный товарный знак «Золотая сова» и логотип. Но уже на таможне выяснилось, что требуется регистрация отдельно каждого наименования товара. А это займёт ещё примерно год. Теперь мы активно над этим работаем, готовимся выйти на экспорт в следующем году и попутно заполняем пробелы в знаниях в Школе экспорта РЭЦ, чтобы устранить другие возможные препятствия заранее. В Центр поддержки экспорта Кузбасса обязательно обратимся за помощью в регистрации товарных знаков.

Работа впереди

Семинар по деловой коммуникации, по общему мнению, оказался легкоусваиваемым, с преобладанием игровых форматов. Самая тяжёлая интеллектуальная работа у начинающих экспортёров впереди, когда группа приступит к изучению финансовых инструментов экспортёра, таможенного оформления, логистики и правовых аспектов.

— Не бывает, например, типовых внешнеторговых контрактов, — рассказывает тренер. — Просьба «скиньте мне шаблон, я сам там данные вставлю, доделаю» в контексте ВЭД не имеет смысла. Да, есть структура контракта, определённая международными правовыми актами. Но остальное зависит от схемы сделки, в рамках которой вы осуществляете поставки. Этот и другие подобные вопросы мы подробно разберём на следующих семинарах.

Состав группы на семинарах каждый раз немного меняется: основной костяк намерен пройти все 11 семинаров, но отдельные предприниматели посещают лишь некоторые — из-за недостатка времени. Семинары проходят каждый четверг, записаться на них можно через Центр поддержки экспорта Кузбасса или через личный кабинет на сайте Школы экспорта РЭЦ.

— Добрая половина слушателей могла бы выйти на экспорт уже в следующем году, — говорит тренер школы экспорта РЭЦ. — Но во многом это зависит от их финансовых возможностей, от производственных мощностей. Каждый из них должен оценить свои экспортные возможности сам. Сегодня они уже понимают, чего им не хватает, где узкие места, какие задачи нужно решить в первую очередь, куда обращаться и сколько это стоит — мы всё это рассказываем. Перед Центром поддержки экспорта Кузбасса стоит задача до 2024 года вывести на экспорт 140 компаний. Уверена, этот результат будет достигнут.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика