25 декабря 2019 в 11:36

Выходим на зарубежные рынки: чего достиг Центр поддержки экспорта в 2019 году

Летом 2019 года в Кузбассе открылся Центр поддержки экспорта и стартовали различные мероприятия, направленные на оказание помощи предпринимателям. Эти центры работают по всей стране и финансируются Минэкономразвития России. Функционально они подчиняются «Российскому экспортному центру» — госкорпорации, занимающейся финансовой и нефинансовой поддержкой несырьевых экспортёров. Иными словами, все услуги, которые ранее предоставлял только РЭЦ, можно получить в региональных центрах поддержки экспорта. 

Несмотря на то, что Центр поддержки экспорта в Кемеровской области существует относительно недавно, уже есть результаты, которыми его представители гордятся. Об итогах плодотворной работы читайте в материале A42.RU.

 

Бизнес-миссии как толчок для развития

Не все предприниматели решаются самостоятельно на такой шаг, как экспорт. Изменить их сознание помогают мероприятия, организованные Центром поддержки экспорта. С момента его открытия Кузбасс регулярно посещают бизнесмены из других стран. Китай, Испания, Германия, Казахстан, Узбекистан — география довольно обширная. Кузбасские предприниматели совершают ответные визиты, расходы на которые в значительной мере компенсирует ЦПЭ. Бизнес-миссии в последние годы становятся мощным толчком для развития компаний.

Правда, говорить об итогах всех подобных мероприятий не совсем корректно. Большую часть бизнес-миссий ЦПЭ перенёс на первый квартал 2020 года. Показателем их успешности будет как минимум то, что бизнесмены начнут задумываться об экспорте, а как максимум — подпишут экспортные контракты. 

При участии Центра поддержки экспорта Кузбасса прошёл визит китайских молодых предпринимателей, организованный Российским союзом молодёжи и Всекитайским союзом молодёжи. В Новокузнецке гости из провинции Хэйлунцзян побывали на кондитерском заводе «Бабушкино печево» и на производстве растительного масла и семечек «Солнечные дары», в Кемерове провели переговоры с компаниями «Кедр Экспорт», «Волков», «Алатау», «Золотая сова» и «Чистая вода». Выезжали они и в деревни — например, в Уньге побывали у фермера Сергея Абрамова. 

— По итогам поездки мы нашли несколько потенциальных партнёров, заключили соглашение о намерениях и ведём дальнейшие переговоры. В будущем году я не против снова воспользоваться поддержкой ЦПЭ, чтобы побывать на одной из продуктовых выставок в странах ближнего зарубежья, — рассказывает Владимир Ксенофонтов, руководитель компании DeMerlin. 

Одним из успешных мероприятий в плане контрактов стала VIII Международная выставка оборудования и технологий для горной добычи, обогащения минералов и горно-металлургического комплекса — IME 2019, прошедшая в Калькутте с 6 по 9 ноября. Кузбасс был представлен на выставке собственным стендом, организованным региональным Центром поддержки экспорта, который по итогам мероприятия занял второе место в номинации «Лучший иностранный стенд». Пять компаний из региона заявили о себе на всю Индию: «Евроэлемент», «Горные системы и технологии», «Горный инструмент», «Завод Электромашина» и «Машиностроительная компания». Десятки предприятий проявили интерес к сотрудничеству. Кроме того, стенд Кузбасса посетил Министр угольной промышленности Индии и генеральный консул Российской Федерации в Калькутте.

В работе с иностранцами всегда есть момент различий менталитетов. Например, с испанцами подписать экспортный контракт несколько сложнее, так как они очень вдумчивые. А немцы будут судить о потенциальном партнёре, исходя из его взглядов на политическую обстановку в мире. Несмотря на некоторые «сложности перевода» усилиями Центра поддержки экспорта уже удалось заключить 12 контрактов, а к концу 2019 года их должно стать 29. Это вполне осуществимый результат, так как многие контракты находятся на стадии обсуждения и будущего подписания.

И ещё одним знаковым мероприятием уходящего года стала международная конференция по внешнеэкономической деятельности, организованная Центром поддержки экспорта Кузбасса под патронажем депутата Государственной Думы Александра Максимова. Впервые для обсуждения развития экспорта в регионе побывали руководители Российского экспортного центра. Всего же конференция собрала более 100 предпринимателей со всего региона.

 

Бизнес на экспорт изнутри

Обучение в Школе экспорта РЭЦ — ещё одно направление в работе Центра поддержки экспорта, успешно реализованное в 2019 году. Программа разработана специально для начинающих экспортёров. У кузбасских предпринимателей появилась возможность узнать от ведущих специалистов о «кухне» бизнеса на экспорт. Местные тренеры прошли обучение в Москве ещё в 2018 году, а сейчас делятся знаниями с бизнесменами со всего региона.

Занятия проходили по 7 темам, а каждый семинар — это не только теория, но и реальные кейсы и инструменты для организации экспорта. Самое важное, что получают те, кто проходят семинары, — это отнюдь не сертификат. Это возможность начать мыслить иначе и выходить на зарубежные рынки.

Интересно, что некоторые предприниматели предпочитают не изучать теорию, а сразу выходить на экспорт и набивать шишки на своём пути. Но тренеры Школы экспорта РЭЦ уверены, что подобный путь поможет избежать этих ошибок, тем более обучение для предпринимателей проводится за счёт Центра поддержки экспорта.

 

Поддержка микробизнеса

Осваивать иностранные рынки можно через электронные торговые площадки. Речь идёт о таких торговых площадях, как eBayAlibaba и других. Усилиями ЦПЭ к размещению на них в этом году заявились 15 компаний (ЗАО «Ирбис», ООО «Новокузнецкая кондитерская фабрика», ООО «Алатау», ООО «Машиностроительная компания», ИП «Сергей Гиряев» и другие). 

Центр поддержки экспорта оказывает содействие малому, среднему несырьевому бизнесу. Представителям ИП не всегда выгодно заключать экспортный контракт, а размещение на электронной торговой площадке позволяет им выйти на зарубежный рынок. Например, те же производители местного варенья, мелких сувениров или других подобных товаров смогут существенно расширить сбыт таким образом.

К тому же электронная торговая площадка – доступный способ маркетинга, который показывает уровень развития бизнесмена. В том числе это метод анализа и демонстрации потенциальному партнёру своего товара. 

Задача Центра поддержки экспорта заключается в том числе и в привлечении к такому способу продвижения бизнеса. Так можно расширить рынок, мотивировать себя к изменениям, причём в лучшую сторону.

Выйти на несырьевой экспорт

В других странах Кузбасс славится в первую очередь углём. В 2018 году, по данным РЭЦ, уголь экспортировали на сумму 11,8 миллиарда долларов США, что составляет 71,76% от доли всех экспортируемых товаров. А вот доля несырьевой и неэнергетической продукции составила 20,06%, то есть пятую часть. Цифры вполне справедливые, ведь в регионе преобладает угольная промышленность.

Однако к 2024 году перед властями и предпринимателями стоит задача — увеличить экспорт несырьевой и неэнергетической продукции до суммы более 4,5 миллиарда рублей. В том числе руку к выполнению этого плана приложит Центр поддержки экспорта, который уже начал работать на реализацию амбициозной задачи. Многие знают, что Кузбасс – это уголь, но не догадываются, что у нас есть туризм, производство малой химии, удобрений, продуктов переработки отходов, изделий из металлов, сельское хозяйство.

Одним из самых перспективных видов несырьевых товаров является сфера АПК. Например, кузбасское мороженое, мука, кондитерские изделия, лекарственные растения имеют огромный потенциал. Через четыре года ЦПЭ должен вывести на зарубежные рынки 140 компаний, представителей малого и среднего бизнеса. Центр поддержки экспорта только начал этот путь, но уже довольно успешно.

«Одно окно»

До 2019 года все центры, фонды и другие учреждения, оказывающие поддержку бизнесу, были разрозненными организациями. В этом году в регионе создан центр оказания услуг «Мой бизнес. Кузбасс», объединивший под своей «крышей» все нужные предпринимательству услуги.

Инфраструктура имеет общее информационное поле, а у представителей разных организаций теперь единый формат работы. Это позволяет им быть мощным инструментом поддержки предпринимательства. Бизнесмены не должны разбираться, какие центры существуют, чем они занимаются. Теперь в Кузбассе есть один центр – «Мой бизнес», который включает в себя и Центр поддержки экспорта. Иными словами, предприниматель может зайти в «Мой бизнес» со своим запросом, который сам маршрутизируется и направится в нужное ведомство. 

В наступающем году перед ЦПЭ стоит и ещё одна задача – переложить все знания об этой системе на практику и реализовать вновь созданную концепцию. В том числе работать над изменением сознания сотрудников и бизнесменов, чтобы инфраструктура воспринималась по принципу «одного окна».

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
билайн бизнес представил решения для улучшения мобильного покрытия на Третьем российском угольном саммите
Яндекс.Метрика