gazeta.a42.ru
30 октября в 10:21

Как выйти на экспорт или увеличить продажи на зарубежных рынках: в Кузбасса стартовал акселератор для бизнеса «Экспортный форсаж»

21 октября в Кузбассе стартовал первый образовательный модуль акселератора «Экспортный форсаж». Участие в программе позволит предпринимателям получить не только теоретические знания, но и, что гораздо важнее, практические навыки в сфере внешнеэкономической деятельности. Мы посетили одно из занятий и узнали о том,  что ждёт участников акселератора в ближайшие несколько месяцев,  как устроена программа «Экспортный форсаж» и что в результате смогут получить предприниматели Кузбасса.

50% теории и 50% практики

«Экспортный форсаж» — это акселерационная программа, разработанная Школой экспорта Российского экспортного центра. 

Акселератор «Экспортный форсаж» — это комплекс образовательных и практических мероприятий, после которых компании-участники смогут увеличить объёмы экспорта, заключить свой первый внешнеэкономический контракт или «прокачать» команду в направлении зарубежных продаж — в зависимости от цели отдельно взятой компании. 

— Главная задача акселерационной программы — вывести на иностранные рынки кузбасские компании, которые доросли до старта экспортной деятельности или же уже такую деятельность осуществляют, но хотят нарастить «мощности», — рассказывает о проекте сертифицированный тренер Школы экспорта РЭЦ, тренер вводного модуля программы «Экспортный форсаж» Марина Глаголева. — Структура «Экспортного форсажа» включает два компонента: шесть образовательных модулей и консультационная поддержка. На время всего проекта за каждой командой закрепляется наставник, который даёт рекомендации, направляет и отслеживает прогресс участника. 

Образовательный процесс в акселераторе проходит очень интенсивно. Сначала участники посещают лекции и «погружаются» в теоретические аспекты каждого из этапов развития экспортного проекта от процесса выбора рынка до нюансов составления договора об экспортной поставке. Занятия проходят в формате бизнес-тренингов.

В межмодульный период команды выполняют практические задания при непрерывной поддержке наставников. Благодаря этому получается синергетический эффект — усвоенные внутри модулей знания компании оперативно внедряют в своих проектах и шаг за шагом приходят к заключению экспортных контрактов.

Программа «Экспортный форсаж» в регионе реализуется Центром поддержки экспорта Кузбасса в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Участие в проекте для предпринимателей Кузбасса бесплатное.

Первые впечатления

Кузбасс в этом году стал одним из 25 регионов страны, где проходит акселератор «Экспортный форсаж». Первый сезон акселератора был запущен в 2019 году в шести пилотных регионах и показал отличную результативность.

В Кузбассе в акселераторе принимают участие 10 компаний-производителей пищевых товаров, агрохимии, машиностроительного и аварийно-спасательного оборудования. Все они являются предприятиями малого и среднего бизнеса в несырьевой неэнергетической сфере.

Чтобы стать участниками акселератора, компании прошли многоступенчатый отбор. На первом этапе Российским экспортным центром совместно с Центром поддержки экспорта в качестве потенциальных участников программы были определены 900 кузбасских организаций. Критериями для дальнейшего отбора стали организационная форма, вид деятельности, объёмы продаж и финансовая устойчивость предприятия. В результате  были определены 10 экспортно-ориентированных компаний, которые и стали участниками стартового сезона акселератора в Кузбассе. 

Вводный модуль обучения прошел 21–22 октября и был посвящён разбору основных этапов жизненного цикла экспортного проекта.  Участники уже начали выполнять практические задания по своим проектам.

— Мы производим фильтрующие элементы для горнодобывающей техники и уже активно экспортируем свою продукцию в ряд стран. В акселераторе мы для себя ставим задачу завоевать новые рынки и отработать возможные барьеры, трудности в тех или иных направлениях экспорта, — рассказывает о целях Дарья Камелина, участница акселератора «Экспортный форсаж» из компании «Евроэлемент». — У нас были большие ожидания от программы, и они полностью оправдались: здесь мы получаем компетентные знания в экспортной деятельности и выполняем практические задания. За два дня обучения мы уже составили план действий по развитию нашего зарубежного направления продаж. Все участники вовлечены в процесс и заряжены на успех, для достижения которого мы уже сделали первые шаги.

Позитивная обратная связь пришла и со стороны тренеров. Они отмечают высокую вовлеченность кузбассовцев.

— Все участники очень заинтересованы в обучении, — комментирует сертифицированный тренер Школы экспорта РЭЦ и акселератора «Экспортный форсаж» Марина Глаголева. —  Я сужу по тому, что все компании вернулись к работе на второй день. Дело в том, что первый модуль является тестовым для компаний и включает возможность отказа от участия. Поэтому стоит отметить, что у кузбасских компаний наблюдается живой интерес к акселератору. Они сейчас включились в процесс обучения и работы над практическими заданиями по доработке продукта, налаживанию процессов внутри организации. К тому же, с некоторыми участниками мы работаем в онлайн-формате, и они выполняют задания наравне с остальными командами — мы связываемся с ними в прямом эфире, чтобы они могли продемонстрировать свои результаты. На мой взгляд, это говорит о высокой мотивации.

Выигрыш для всех

По итогам акселератора компании-участники разработают индивидуальный план выхода на экспортные рынки (до трёх для каждого предприятия).

— В пилотных запусках «Экспортный форсаж» показал высокую эффективность — в 2019 году программа была опробована в шести регионах России, и 50% участвующих в ней компаний уже заключили экспортные контракты, — комментирует директор Центра поддержки экспорта Кузбасса Иван Чертенков. — Поэтому акселератор поможет кузбасским компаниям увеличить объёмы продаж продукции за границу, выйти на новые рынки, в результате чего мы ожидаем прирост в несырьевом и неэнергетическом экспорте региона.

Впереди у участников компании ещё пять обучающих модулей: в ближайшие месяцы они проработают процессы формирования коммерческих предложений, подготовят предпринимателей к переговорам, разберут финансовые, логистические и таможенные вопросы.

Фото: Александр Патрин / A42.RU


Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Шаг навстречу новым технологиям
Яндекс.Метрика