Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно‑исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Вопрос духовно-нравственного воспитания молодёжи является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явиляются: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодёжью, отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления молодёжи о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки.
Перед семьёй, общеобразовательными организациями стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности.
Содержание духовно‑нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

В рамках работы по данному направлению деятельности Координационным центром по вопросам формирования у молодёжи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма на базе Кемеровского государственного университета были организованы и проведены следующие мероприятия профилактического характера со студенческой молодёжью:
- «Личность как основополагающий фактор в диалоге культур и партнёрстве цивилизаций»;
- «Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности»;
- «Семья: вчера, сегодня, завтра»;
- «Ценности семейной жизни — это то, что мы всегда должны беречь».
Проведенные мероприятия данной направленности способствуют формированию нравственно-этической культуры студентов, создают условия для осознания жизненных ценностей и ответственного отношения к ним. Помогают формировать умение различать истинные и мнимые ценности, учат бережному отношению к общечеловеческим ценностям, способствуют развитию у студентов мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание студентов является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Фото: КемГУ