По результатам опроса* «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»), две трети сибиряков путешествовали в 2022 году на автомобиле, преимущественно по России. Большая часть (75%) уложились в бюджет до 50 тысяч рублей в поездке. При этом, несмотря на указанные проблемы внутреннего туризма (высокие цены, не повсеместно развитая инфраструктура и вопросы к сервису), 80% опрошенных готовы повторить своё путешествие снова и в этом году.
64% сибиряков совершили в 2022 году автопутешествие (37% — по своему региону, 25% — в другие регионы, а 2% — за границу). Реже всего путешествуют на автомобиле респонденты в возрасте старше 56 лет (всего 58%), а чаще всего — в возрасте 18 до 40 лет (71-72%). В большей степени готовы к автотуризму женщины (68% отправившихся в отпуск на автомобиле), чем мужчины (62%).
90% из тех, кто путешествовал на автомобиле в 2022 году, делали это на личном авто, 5% — на автомобиле друзей, 4% арендовали машину, а 1% прокатились автостопом.
Большинство опрошенных автовладельцев (80%) отправились в путешествие с семьей, 11% — с друзьями, а 9% решили «порулить» в одиночку. Женщины чаще предпочитают поездки с семьей (84% женщин против 72% мужчин), мужчины в большей степени готовы к путешествиям без попутчиков (14% мужской против 4% женской аудитории). В поездки с друзьями ожидаемо чаще ездят респонденты в возрасте 18-25 лет (19%).
Почти половина респондентов (45%) потратили в поездке до 25 тысяч рублей, ещё треть (30%) — от 25 до 50 тысяч, 12% — от 51 до 75 тысяч, 12% — от 76 до 100 тысяч, 1% — от 101 до 150 тысяч и 1% — более 150 тысяч рублей.
В качестве основных статей бюджета в автопутешествии респонденты назвали топливо и обслуживание машины (71%), питание (57%), жильё (50%), культурную программу (17%), платные трассы (3%) и страховые полисы (4%). Питание стало главной статьёй в расходах у сибиряков (57%), петербуржцев и дальневосточников (56%), а оплата жилья — у москвичей (52%) и жителей Южного федерального округа (53%). Ощутимо больше на культурную программу тратились на отдыхе женщины по сравнению с мужчинами (24% против 15%).
Среди основных проблем, с которыми столкнулись путешественники в дороге, опрошенные отметили: низкое качество мобильной связи (47%), несоответствие цены и качества услуг (38%), невысокий уровень сервиса в гостиницах и кафе (23%), малое количество заправок (14%), низкий уровень самих гостиниц (12%), отсутствие культуры вождения в других регионах (12%) и отсутствие в нужном количестве придорожных кафе (7%).
По мнению большинства жителей Сибири (78%), главная проблема внутреннего туризма — это, прежде всего, высокие цены. 41% респондентов заявил о слабой инфраструктуре в целом. Треть (31%) отметила неравномерное развитие туризма в стране и низкий уровень сервиса в гостиницах и ресторанах, а также недостаточное продвижение интересных туристических мест (17%).
Несмотря на это, 80% респондентов отметили, что отправятся в автомобильное путешествие снова.
Фото: банк «Открытие»
*Опрос проводился 11–18 января 2023 года среди 1520 респондентов в возрасте 18-65 лет по репрезентативной выборке во всех регионах России.