Часто предприниматели рассчитывают только чистую прибыль. Для этого из доходов за определённый период времени они вычитают расходы. Однако одной чистой прибыли недостаточно, чтобы понять точное положение дел. Эксперты сервиса «Финансист» считают, что также нужен расчёт рентабельности: она показывает эффективность бизнеса. Чтобы рассчитать рентабельность по прибыли, необходимо прибыль поделить на выручку и умножить на 100.
Советы по ведению отчётности
Контролировать показатели помогает ведение отчёта о прибылях и убытках. Важно делать это правильно. Так, учитывают две категории доходов: основные и дополнительные. К первой группе относят выручку, ко второй — разовые поступления. Расходы бывают прямыми и косвенными, постоянными и переменными.
К прямым расходам относят затраты на создание товара или услуги: затраты на покупку сырья или товара для перепродажи, амортизация и так далее. Косвенные расходы — затраты на развитие бизнеса, например, реклама, продвижение, маркетинг.
Расходы могут меняться при изменении объёма продаж и производства, тогда их называют переменными. К ним относится, например, закупка сырья и затраты на привлечение клиентов. Постоянные расходы от объёма реализации не зависят.
Однако при ведении учёта надо выбрать одну классификацию. Например, делить расходы только на прямые и косвенные. Иначе будет много путаницы.
Правила учёта доходов
Для учёта доходов существует три правила. Например, может использоваться метод начисления. Тогда суммы учитываются по периодам, когда фактически были проведены операции. В этом случае важную роль играют даты отгрузки, погрузки, начисления зарплаты, уплаты налогов и многого другого.
Также применяют правила периодов. Нужно учесть выручку, себестоимость и прибыль за определённое время. Затраты, которые ещё не могут быть учтены в себестоимости, фиксируются как незавершённые проекты.
Ещё одно правило — не учитывать в отчёте НДС, так как его оплачивает покупатель, а не компания.
Способы повышения рентабельности
Когда отчётность в порядке и финансовое состояние компании можно объективно оценить, появляется возможность работать над рентабельностью бизнеса. Эксперты сервиса «Финансист» предлагают несколько вариантов. Основной — увеличение выручки. Можно повысить цены или объёмы продаж.
Можно попробовать поднять выручку за счёт сокращения затрат. Для этого оптимизируют продуктовую линейку и выбирают маржинальные товары.
Ещё один вариант — снижение себестоимости за счёт заключения более выгодных договоров на поставку. Поможет также уменьшение постоянных расходов.
Универсального пути нет. Нужно пробовать разные варианты и потом выбирать эффективное решение.
Фото: архив A42.RU