11 сентября 2023 в 18:00

Вино как биржевая инвестиция: проходящий тренд или перспективы будущего

В середине августа в России начался сезон сбора винограда. Аналитики Россельхозбанка изучили вопрос инвестиций в сферу виноделия на фондовом рынке и пришли к выводу, что при сохранении интереса населения к отечественному виноделию, а также при поддержке отрасли государством как финансово, так и на законодательном уровне, инвестиционная привлекательность российских компаний-производителей вина вырастет и в перспективе 5 лет можно ожидать выход на биржу менее крупных винодельческих компаний.

Российское виноделие находится в фазе активного роста: каждый год закладывается всё больше виноделен, а на винной карте России появляются новые винодельческие регионы. Со стороны государства развитию отрасли виноделия уделяется большое внимание: созданы государственные меры поддержки для производства и переработки винограда, сформировались условия для масштабирования отечественного виноградарства за счёт запрета на импорт виноматериалов и отказа части иностранных поставщиков продавать свою продукцию в РФ. Существенно расширился спрос на российское вино со стороны ритейла и HORECA*. Эксперты Россельхозбанка изучили инвестиционный потенциал ценных бумаг крупнейших эмитентов отрасли виноделия и возможности по выходу на публичный рынок небольших винодельческих хозяйств.

Благодаря высокому спросу на отечественную винную продукцию отрасль демонстрирует привлекательную для инвестиций рентабельность. Так, в среднем доходность отрасли по EBITDA** составляет от 20 до 30% (Золотая Балка — 22%, Абрау Дюрсо — 30%).  К примеру, в масложировой отрасли, производстве мясных или молочных продуктов рентабельность лидеров отрасли находится на уровне 7-8%.

Игры титанов

Однако на фондовом рынке винодельческая отрасль представлена только двумя российскими компаниями — Novabev Group (бывшая «Белуга Групп») и Абрау Дюрсо. Акции BELU представлены на бирже с 2007 года (до 2017 ПАО «Синергия») и до начала 2021 года пользовались небольшой популярностью у инвесторов.  Ситуация изменилась в июне 2021 года, когда группа привлекла в ходе SPO 5,6 млрд рублей, а доля акций в свободном обращении превысила 20%. После включения акций в индекс широкого рынка Мосбиржи и повышения уровня открытости компании, акции стали пользоваться большей популярностью.

С начала 2023 года акции компании выросли почти на 104%, практически в два раза превысив доходность индекса Мосбиржи полной доходности (53,14%). И такие выдающиеся результаты подкрепляются очень сильными финансовыми показателями. За первое полугодие выручка компании достигла 47,9 млрд рублей, что на 14% выше аналогичного результата прошлого года, валовая прибыль выросла на 9,3% до 18,8 млрд рублей, а чистая прибыль достигла 3,046 млрд рублей, увеличившись на 36%. Показатель EBITDA достиг 7,6 млрд рублей.

Во многом такие результаты были достигнуты за счёт планомерного развития собственной розничной сети под брендом «Винлаб», число торговых точек которой расширилось до 1 508. Компания по-прежнему сконцентрирована на развитии розничной сети в Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. При значительных инвестициях в развитие сети долговая нагрузка компании остаётся на комфортных уровнях при значении чистый долг/EBITDA на уровне 1,8x на конец первого полугодия 2023 года. Производственные мощности компании — пять заводов и один винодельческий комплекс с 241 га собственных виноградников и 900 га земельного банка под виноградники. Novabev Групп работает с 50 поставщиками из 15 стран, а портфель брендов достигает 110 активных импортных брендов. С точки зрения инвестиционной привлекательности, компанию можно отнести к «акциям стоимости» и в какой-то степени к «дивидендным аристократам». По итогам первого полугодия 2023 года собрание акционеров компании утвердило дивиденды в размере 320 рублей на акцию, что предполагает дивидендную доходность на уровне 5,7%.

Другой представитель сектора — ПАО «Абрау Дюрсо» (ABRD). Компания — крупнейший и один из старейших производителей игристых вин в России. Однако акции можно отнести к третьему эшелону — ликвидность и объёмы торгов достаточно скромные. Тем не менее с начала 2023 года акции компании показали рост свыше 79%. По итогам прошлого года объём продаж Группы компании достиг более 54 млн бутылок, рост составил более 18%, а консолидированная выручка выросла на 22,2% до рекордных 11,8 млрд рублей (без учёта акцизов), валовая прибыль достигла 5,5 млрд рублей, или на 44,7% выше показателя 2021 года. Консолидированная чистая прибыль выросла до 1,77 млрд рублей против 1,35 млрд рублей.

Сейчас Абрау Дюрсо - это колоссальные 6,3 тысячи га виноградопригодных земель, из них 3,7 тысячи га — под виноградниками, а в 2023 году планируется высадить ещё 444 га виноградников. Но это не только производитель. У компании 15 розничных магазинов, 2 логистических центра, 16 ресторанов в городах России. Активно развивается и туристическое направление: 6 объектов гостиничного комплекса, а также 7 типов яхт и катеров для экскурсий и прогулок гостей. С учётом роста акций компании с начала года более чем на 70% и финансовых результатов за первое полугодие в настоящий момент акции выглядят несколько перегретыми и здесь стоит дождаться коррекции.

Мал, да удал

Выход на фондовый рынок ООО «Истринская сыровня» с 3-летними облигациями и высокий интерес к ней инвесторов даёт шанс менее крупным и более молодым, чем Абрау Дюрсо, винодельням на дополнительный поток инвестиций посредством выпуска ценных бумаг при условии:

  • сохранения объёма и темпов производства с тенденцией к увеличению;

  • наличия стабильной цепочки поставок и устойчивой схемы сбыта;

  • наличия туристического или событийного центра на территории винодельни.

При соблюдении всех этих условий, а также при наличии финансовой и законодательной поддержки со стороны государства в перспективе 5 лет мы можем ожидать выхода на фондовый рынок как минимум трёх игроков из уже существующих.  

Фото: Россельхозбанк

*сегмент общественного питания

**прибыль до вычета расходов

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
ГК «Атмосфера» устроила шоу-презентацию для клиентов и партнёров в Кемерове
Яндекс.Метрика