Политика полного обновления общественного транспорта в Кузбассе, которой Сергей Цивилёв придерживается с самого начала губернаторства в 2018 году, даёт свои результаты. К такому выводу пришли эксперты «Клуба регионов».
Кроме очевидного комфорта пассажиров, улучшения безопасности перевозок и формирования комфортной городской среды, есть уже и имиджевые приобретения на уровне страны: по итогам исследования возраста электротранспорта в 115 городах ВЭБ.РФ включил Новокузнецк в пятёрку лидеров по обновлению троллейбусов и трамваев.
— Мы постоянно обновляем общественный транспорт: за последнее время появилось 1400 новых, современных, комфортных автобусов. Только в Новокузнецке с 2018 года на обновление парка и инфраструктуры городского электрического транспорта затрачено свыше 4 млрд рублей из федерального, регионального и городского бюджетов. На эти средства для города приобрели более 50 единиц современного и экологичного электротранспорта — 23 троллейбуса и 29 трамваев, — рассказал Сергей Цивилёв.
Первое пополнение — троллейбусы с увеличенным автономным ходом — вышли на линию в начале 2019 года, а основное обновление началось в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». В 2021 году в трамвайных депо Новокузнецка появилось 20 новых трамваев и 19 троллейбусов. Это позволило обновить парк на 30 и 55% соответственно. Кроме того, власти заключили контракты о новых поставках, идёт капитальный ремонт трамвайных путей и инфраструктуры горэлектротранспорта, а с мая по Новокузнецку в экспериментальном режиме курсирует электропоезд. Запланировано строительство новых участков контактной сети и трамвайного кольца на привокзальной площади.
— Электротранспорт — трамвай, троллейбус — был и остаётся самым экологичным, экономичным. Главное — не запускать состояние общественного транспорта, как это произошло в ряде городов страны. Если мы хотим, чтобы был нормальный общественный транспорт, то тогда в него надо вкладывать деньги, никуда от этого не деться. Он во всём мире дотированный, даже в тех странах и городах Запада, где высокие цены на проезд. А вкладываться надо, потому что общественный транспорт, прежде всего, играет социальную роль. Его функция — жизнеобеспечение населения, — отмечает доктор экономических наук, заслуженный работник транспорта РФ Александр Солодкий.
Эксперты позитивно оценивают действия главы Кемеровской области по сохранению трамвайно-троллейбусной сети в столице южной агломерации и в целом в регионе. В отличие от Перми, Липецка, Астрахани, Тюмени, Твери, Благовещенска, Кургана и некоторых других российских городов, жителям Новокузнецка повезло больше: здесь не жертвуют трамвайными депо и троллейбусными парками ради строительства торговых центров или передела рынка перевозок в чьих-то коммерческих интересах.
— Сегодня многие города идут по пути заключения соглашений с ВЭБ.РФ, Внешэкономбанком и другими компаниями для сохранения и модернизации электротранспорта. Нужно искать пути, есть различные программы. Я не сторонник того, чтобы с городских дорог убирали электрический транспорт. Это сегодня, наоборот, одна из перспектив привлекательности. Автобусы на газомоторном топливе — очень хорошо, но троллейбусы незаменимы, — комментирует доктор технических наук, член правления Ассоциации транспортных инженеров Игорь Пугачёв.
Председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов отмечает: всё, что касается экологизации транспортной системы, идёт на пользу качеству воздуха.
— На городской транспорт приходится существенная доля загрязнений. При этом выбор вида транспортных средств во многом зависит от наличия поддерживающей инфраструктуры. Без достаточной базы заправочных станций любая альтернатива не будет иметь эффекта. Я лично склонен к газомоторке — для России это оптимальный выбор по комфорту пользования, доступности, экономике и экологичности, — считает эксперт.
В Новокузнецке с началом реформы общественного транспорта все городские автобусы как раз уже перевели на газомоторное топливо. Всего город получил 85 новых автобусов, работающих на природном газе. До реформы износ местного автопарка составлял около 80%.
К 2024 году в рамках нацпроекта планируется снизить объём выбросов в атмосферу Новокузнецка на 77,07 тысячи тонн, или на 21,51% к уровню 2017 года. Этому способствует комплексная работа по модернизации транспорта, которая является частью программы социально-экономического развития Кузбасса.
В Кемерово в этом году пришло 289 современных автобусов, до конца октября поступит ещё 41. Кроме того, благодаря включению в нацпроект «Экология» в областной столице планируют обновить электротранспорт. Всего в 2022–2023 годах Кузбасс получит дополнительно 5,2 млрд рублей на реализацию мероприятий проекта «Чистый воздух».
По словам губернатора Кузбасса, до конца 2022 года предстоит обновить электротранспортный парк Новокузнецка до 80%, что станет значительным вкладом в экологию.
Фото: архив A42.RU