2 апреля 2023 в 03:35 Наука

Учёные зафиксировали крайне редкий тип взрыва в космосе

Астрономы из университета Шеффилда зафиксировали крайне редкий тип взрыва звезды в космосе. С результатами исследования о самом плоском, асферическом, взрыве звезды, опубликованном в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, ознакомилась Lenta.ru.

Открытие удалось сделать случайно. Сначала учёные заметили вспышку поляризованного света. Степень поляризации удалось измерить при помощи ливерпульского телескопа. Это позволило выявить форму взрыва, который оказался сопоставим по размеру Солнечной системе. После этого учёные воссоздали трёхмерную модель взрыва.

Объект сразу отнесли к быстрому синему оптическому переходному процессу — событие, подобное сверхновым и гамма-всплескам в плане высокой оптической яркости, когда увеличение и затухание происходят быстрее.

Изучение показало, что взрыв, располагающийся в галактике на расстоянии 180 миллионов лет от Земли, обладает беспрецедентной асферичностью, то есть самой плоской формой, из когда-либо обнаруженных. Это очень редкое явление, поскольку обычно взрывы звёзд во Вселенной сопровождаются шарообразной формой.

Авторы предполагают, что этому может быть несколько объяснений: взрыв звезды образовал диск непосредственно перед тем, как она погибла; или же это недосформированная сверхновая, у которой ядро превращается в результате коллапса в чёрную дыру или нейтронную звезду, а затем поглощает остальную часть светила.

Фото: архив A42.RU