Российский журналист Игорь Петрашевич, задержанный сотрудниками СБУ и депортированный из Украины, рассказал, как на самом деле относятся к журналистам в Киеве и поделился собственными прогнозами относительно политического будущего страны.
– Я помню, что тогда вышел на Крещатик, и он мне даже немного напомнил некоторые места Петербурга своими монументальными зданиями. Все люди говорили по-русски, и мне было так обидно, что события развиваются именно так. А потом я увидел первое же мероприятие вечером на Крещатике — что-то, рассчитанное на молодежь — скачки, песни… Заводила кричал: «Кто наш враг?», а толпа отвечала: «Россия!». Это была дичь какая-то. Я обнаружил, что украинцы живут в другом измерении: их страна воюет с Россией, и этот факт для большинства не оспаривается, — рассказал Игорь Петрашевич, цитирует «Федеральное агентство новостей». — Я всё думал: как же Штирлиц в фашистской Германии был? Вроде вокруг тебя нормальные люди, говорят по-русски, и в то же время ты как на минном поле постоянно. Берешь опрос на улице, и на невинный с твоей точки зрения вопрос вдруг получаешь взрыв немотивированной агрессии. Складывается ощущение, что часть людей, которые пережили эти события, просто психически больны в буквальном смысле.
По его словам, такой пропагандой оправдываются происходящие внутри страны труднообъяснимые события.
– Всё медийное пространство России отслеживается спецслужбами и националистами. Собирается информация обо всех незнакомых журналистах, работающих в Киеве — я не раз замечал, как во время мероприятий меня самого снимали сотрудники СБУ. <…> …украинским журналистам категорически нельзя сотрудничать с Россией — это измена родине и срок до 15 лет, больше, чем у убийц… <…> После Майдана народ ужасно разочарован. Когда начинаешь на улице спрашивать об изменениях, большинство отвечает, что стало хуже. ВВП упал в два раза, жизнь стала тяжелее в три-четыре раза. Основное изменение, которое называют, — «мы стали свободнее». <…> Но там закрывают СМИ, сажают блогеров на 9-15 лет. Суды не работают. Когда судят националистов, судьи один за другим берут самоотводы. Не знаю случая, чтобы националиста в итоге признали виновным, зато знаю случаи, когда батальоны приезжают за своим командиром, громят зал суда — и того отпускают, — рассказывает журналист.
Игорь Петрашевич отмечает, что одним из самых широко одобряемых публикой событий стала отмена виз в Евросоюз, однако дальнейшие перспективы взаимодействия Украины с ЕС туманны.
– В НАТО Украине попасть не светит. Европа уже устала от неё, это признают в самой Украине. Венгрия заявила, что не будет поддерживать украинские инициативы, пока не изменят закон о языке. Польша заявила, что Украины не будет в ЕС, пока она поддерживает политику героизации Бандеры. Украина умудрилась поссориться со всеми. Сейчас у нее очень большие долги с 2018 года — по 5% ВВП надо выплачивать при росте всего в 2–3%, и если не будет помощи, то ситуация скоро вызовет социальный взрыв. Это будет шанс что-то изменить в стране. Сама Украина с национальной заразой не справится, — резюмирует Игорь Петрашевич.
Фото: Flickr