25 марта 2021 в 10:00

Витаем в облаках: почему Tele2 переходит на виртуальные технологии

Последний год для многих поменял привычный уклад жизни – в том числе для мобильных операторов. Офлайн внезапно перетёк в онлайн: в марте 2020 года, когда только ввели ограничительные меры, интернет-трафик совершил резкий скачок. Личные встречи стали проходить в Zoom, походы в кино заменили сервисы по просмотру фильмов, а ужины в ресторане – заказ еды через приложения доставки.

Через год-полтора, при условии постоянного роста мощности, коммутации могли бы просто не выдержать тот объём трафика, который потребляют абоненты, поэтому Tele2 сработала на опережение и запустила в Новосибирске два центра «облачной» обработки данных стоимостью 560 миллионов рублей. Они нужны для размещения сетевого и серверного оборудования, которое обеспечит управление всей сетью Tele2 в регионах Сибири, а впоследствии – и Дальнего Востока. Рассказываем об этом подробнее.

ПО вместо «железа»

До недавнего времени в каждом регионе стоял свой коммутатор – специальный узел, который обеспечивал работу сети. Они были автономны и не зависели напрямую друг от друга, поэтому, например, небольшая авария могла привести к сбоям связи у тысячи абонентов конкретной области или края.

Несмотря на то, что обрывов как таковых не случалось, риск сохранялся. До недавнего времени, пока пандемия не подстегнула к решительным действиям: коммутаторы переместили в «облако», чтобы контролировать их работу из единого центра.

– Мы построили и запустили в Новосибирске два новых центра обработки данных общей площадью более 2 000 квадратных метров, где стоят мощные вычислительные серверы. На них с помощью специального программного обеспечения созданы логические коммутаторы для разных регионов. Они выполняют запросы клиентов, обрабатывая звонки и сессии передачи данных, – рассказывает технический директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Евгений Картузов. – Каждый блок продублирован. Надёжность нового комплекса намного выше, а возможности – куда шире. - В Сибири центр обработки данных обеспечит коммутацию голоса сразу в девяти регионах, в том числе в Кемеровской области Возможные аварии больше не страшны: резервный блок обеспечит работу сети и сохранит качество связи, пока специалисты устраняют поломку на основном. Абоненты этого даже не заметят.

Облачные решения оказались значительно дешевле и компактнее, чем классическое «железо» – при том, что по функционалу они ничуть не уступают последним. Теперь для того, чтобы внедрить новые услуги, не нужно закупать и монтировать дорогостоящее оборудование. Это расширило горизонты возможностей: например, Tele2 планирует в ближайшем будущем внедрить передачу речи ультравысокой чёткости Voice Over LTE по сетям 4G. То, что раньше требовало многомиллионных инвестиций в физическое оснащение, решается установкой специального программного обеспечения.

Новые возможности

За время пандемии общий трафик передачи данных абонентов Tele2 вырос в полтора раза. Кстати, один из самых больших показателей у Кемерова – 20%. По данным исследовательского центра Deloitte в СНГ, наибольший рост показали прослушивание подкастов, музыки и радио, совершение покупок в онлайн-магазинах, а также выполнение рабочих обязанностей. За последний год 46% опрошенных стали чаще использовать интернет, 40% – социальные сети, 44% – смотреть видеоконтент.

Всё это потребовало от Tele2 улучшать и развивать мобильный интернет даже там, где он уже есть и работает на частоте 4G.

– За год мы увеличили количество сайтов – это инфраструктурная площадка, на которой могут располагаться сразу несколько различных технологий связи – на 14,5% в целом по Сибири. Всего 17% этих сайтов обеспечивали нам новое покрытие. Более 70% строились там, где нашим клиентам нужен был быстрый мобильный интернет – несмотря на все нагрузки и рост потребления, а нашей сети – дополнительная ёмкость, – рассказывает директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Дмитрий Кромский. – На двух тысячах уже действующих площадок в Сибири мы разместили дополнительное оборудование и запустили там 4G. Более тысячи новых базовых станций 4G были запущены в тех местах, где до 2020-го года нашего высокоскоростного интернета не было. Доступ к 4G получили более 220 тысяч человек в сибирских регионах.

Это помогло не только не потерять скорость передачи данных при росте трафика, но и увеличить её. А центры обработки данных позволят гибко распределять ресурсы между субъектами СФО, чтобы клиенты получали более качественные услуги.

Поэтапный переезд всех сибирских регионов на облачную коммутацию голоса и данных начнётся уже в марте. Для абонентов он пройдёт незаметно, зато стоит ждать улучшения связи и новых возможностей.

Фото: Tele2

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика