14 февраля в 15:27 Общество

Уникальный робот-самосвал, девушки-проектировщики и «КамАЗ»: в Кузбассе открыли кластер инновационного машиностроения

В КузГТУ открылся уникальный кластер инновационного машиностроения. Здесь над созданием робота-самосвала мирового уровня работают студенты и аспиранты под руководством опытных преподавателей. Совместный проект научно-образовательного центра «Кузбасс» и крупного концерна «КамАЗ» близок к завершению: уже в этом году команда представит самосвалы «Юпитер 90» и «Юпитер 125» грузоподъёмностью 90 и 125 тонн.

Аналогов нет

Кластер создан на базе научного центра «Цифровые технологии». В рамках проекта здесь появились две новые лаборатории, которые оснащены всем необходимым, включая оборудование для 3D-сканирования, для определения марки и твёрдости металла и сплавов, графические и рабочие станции, современное программное обеспечение для имитационного моделирования, трёхмерного проектирования.

— Наш инновационный машиностроительный кластер нацелен на то, чтобы проводить современные научные исследования, инжиниринг и технологическое сопровождение наших партнёров, которые приходят с конкретными задачами и ищут оперативных решений. Кроме того, на этой площадке мы начали подготовку будущих инженеров, которые будут обладать всеми компетенциями в области цифрового проектирования, создания цифровых двойников, применения современных компьютерных систем для моделирования и другими навыками, — отметил ректор КузГТУ Алексей Яковлев.

Работа над беспилотным самосвалом реализуется в рамках комплексной научно-технической программы «Чистый уголь — зелёный Кузбасс» при поддержке НОЦ «Кузбасс» и ПАО «КамАЗ». Над проектом трудятся 45 исследователей и инженерно-технических работников, 150 студентов и аспирантов, а финансирование составляет 250 миллионов рублей.

Сегодня команда учёных изучает динамику движения карьерного самосвала с помощью имитационного моделирования, разрабатывает программно-аппаратный комплекс для проектирования системы беспилотного движения. Подобных разработок на российском рынке ещё нет. Благодаря «умному» беспилотному самосвалу исключатся ненужные манёвры под погрузкой, сократятся расходы на топливо и дорогостоящие крупногабаритные шины.

Ранее вуз завершил второй этап теоретических исследований, спроектировал цифровую систему диспетчеризации угольного карьера. Машиностроители Кузбасса уже разработали опытные образцы самосвальной платформы и гидроцилиндров для её подъёма, а также мотор-колёс.

— Только тесное сотрудничество учёных и промышленных предприятий даст возможность быстрее решать поставленную президентом задачу — обеспечить технологический суверенитет нашей страны, разработать собственные технологические решения и сделать отечественную продукцию более конкурентной на мировом рынке, — подчеркнул заместитель председателя правительства Кузбасса по вопросам образования, науки и молодёжной политики Антон Пятовский.

Заместитель генерального директора ПАО «КамАЗ» Ирек Гумеров отметил, что предприятие видит положительную динамику в сотрудничестве с КузГТУ. По его словам, между предприятием и учёными выстроен хороший диалог.

Мечты студентов

НЦ «Цифровые технологии» — центр притяжения студентов КузГТУ. Многие приходят сюда, учась на 3-4 курсе, поступают в магистратуру, а потом и в аспирантуру.

К нам приходят студенты разных институтов: цифровые технологии и машиностроение, горное дело и другие. Задача многогранная, и решить её можно только коллективно. Сейчас уже часть ребят поступили в магистратуру, кто-то — в аспирантуру, — рассказал руководитель НЦ «Цифровые технологии» Дмитрий Дубинкин.

Например, студент 4 курса горного института КузГТУ Алексей Семёнов, который работает в научном центре, задумывается не только об аспирантуре, но и о дальнейшей научной карьере.

В семье я третье поколение шахтёров — пошёл по стопам дедушки и папы. После окончания специалитета хочу поступить в аспирантуру, а дальше, может, и в докторантуру. Хочу создавать инструменты, которыми человек будет работать в шахтах, на карьерах, при добыче полезных ископаемых, и КузГТУ даёт такую возможность, — поделился Алексей.

Примечательно, что наукой в горном деле занимаются не только юноши, но и девушки.

Некоторые девушки превосходят парней. У них другое видение. Если парни обычно смотрят со стороны механики, то девушки вносят в работу эстетику. Это тоже важно для конечного продукта, — отметил Алексей Семёнов.

Аспирант первого курса кафедры технологий и машиностроения Шахназ Исмаилова не считает свою работу сложной — напротив, в ней, по словам девушки, много творчества.

— Я инженер-конструктор, строю 3Д модели деталей, сейчас специализируюсь на кузове карьерного самосвала. Считаю, что работа инженера-конструктора творческая, ведь к разработке можно подходить по-разному.

О своём решении учиться на инженера Шахназ ни разу не пожалела, мало того, если бы ей пришлось сделать выбор ещё раз — прошла бы тот же путь не задумываясь. А пока у девушки амбициозные планы: защитить кандидатскую за три года вместо четырёх.

Всего в научном центре «Цифровые технологии» при КузГТУ сейчас работает 21 студент и аспирант, а после создания кластера здесь будут созданы дополнительные рабочие места для молодого поколения.

Фото: КузГТУ

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика