Магазины у дома – явление очень удобное. И в первую очередь для обычного, среднестатистического человека, который с утра до вечера на работе. На обеде забирает детей из школы, после работы – из детского сада. Галопом мчится домой, чтобы сделать все необходимые дела, читай – уроки с ребёнком, и подготовиться к новому дню. И так – пять дней в неделю. А потом наступают выходные, когда хочется просто отдохнуть, расслабиться и даже на какое-то время забыться. Очнувшись, посвятить остаток времени себе, детям, семье.
Такова реальность сегодняшнего дня. Мир диктует новые условия. Всё бегом, быстрее. Вокруг столько всего и в избытке, что надо обязательно всё успеть, охватить, ещё и про себя не забыть. И когда, спрашивается, найти время на поход в магазин?! Да нет его, этого времени. И тогда выручают магазины у дома, такие близкие, маленькие и родные. В них всегда свежие продукты, есть всё самое необходимое, а продавцы знают всех в лицо.
Эксперты в сфере ритейла отмечают, что за последние пять лет количество покупателей в крупных магазинах значительно упало. Происходит заметное смещение покупательского спроса. Люди стали предпочитать гипермаркетам небольшие магазины, куда можно заскочить после работы, купить всё необходимое по списку или без списка, но главное – ничего лишнего, а только то, что действительно нужно, и побежать домой. Или банально спуститься вниз в халате и тапочках и взять свежие молоко и хлеб, яйца и сыр, потому что магазин находится на первом этаже жилого дома.
Люди попросту не хотят тратить весь свой будничный вечер или половину выходного дня на поездку в крупноформатный магазин, поиск свободного парковочного места и нужных товаров, стояние в длинных очередях с такими же несчастными людьми с полными продуктовыми корзинами.
– Для меня «Бегемот» в моём доме, где я живу, – это настоящее спасение! Это спасение для всей нашей семьи. Я просто не могу себе позволить «убивать» своё драгоценное время, которого после работы остается совсем немного, на поездку в гипермаркет, стояние в пробках. Сейчас в нашей семье работаю только я один. Жена находится в декретном отпуске со вторым ребёнком, который родился у нас совсем недавно. Она весь день проводит дома, с детьми. Старший тоже на ней: школа, уроки, спортивная секция. Я знаю, как ей тяжело, как она ждёт меня каждый вечер, чтобы просто немного разгрузиться, ждёт мои свободные руки, которые помогут ей. А вы предлагаете мне ехать на край города и закупаться продуктами? Да кому эти продукты будут потом нужны, когда мой брак начнёт трещать по швам?! После работы я сразу еду домой, паркую машину во дворе и иду в мой любимый домашний магазин. Беру свежие продукты и бегом к жене и детям, – рассказывает 34-летний Дмитрий Ерохов, главный специалист отдела эксплуатации транспорта.
– Меня просто раздражают большие магазины, а стояние в очередях выводит из равновесия. Сейчас уже и не знаю, как я раньше их посещала. Ведь столько моего времени улетало в трубу! – в подтверждение добавляет Светлана Панкратова, маркетолог с 15-летним стажем. – Мне 41 год, у меня сын-выпускник, которого надо готовить к поступлению в вуз. Я воспитываю его одна, на репетиторов денег не всегда хватает. Поэтому приходится натаскивать его самостоятельно. Ежедневно. По вечерам после моей работы и его учёбы в школе мы садимся и занимаемся. Это очень ответственный период для нас, поэтому я не могу посвящать себя длительным походам в большие магазины. Ведь пока пройдешь по этим огроменным, длиннющим рядам, найдешь необходимые продукты, весь вечер пройдёт. А в выходные мы предпочитаем отдыхать и проводить время с пользой: в музеи ходим, в театры, в кино.
– Бродить по огромному магазину-складу между этими огромными стеллажами с наваленными на них продуктами скучно и уныло! Меня лично это вгоняет во фрустрацию и не доставляет никакой радости, а только печалит, – говорит офис-менеджер строительной компании 22-летняя Елена Плотникова. – Я всегда испытываю чувство вины перед собой, своей семьей, своими племянниками. Потому что трачу время впустую. У меня трое племянников – два мальчишки и девочка. Это дети моей старшей сестры. С ними я общаюсь очень часто, через день, и с пустыми руками к ним не прихожу. Но предпочитаю баловать их вкусняшками из «Бегемота», который находится у дома моей сестры. Это как раз по пути к ней в гости. Покупаю в основном полезную детскую молочку, мини-шоколадки, булочки. Всё всегда доступно, перед глазами на полке, взял и пошёл. Всё всегда свежее, ни разу ещё не нарвалась на просрочку. Да и себе еду там покупаю. Так что мой, да и наш общий выбор, – это выбор в пользу небольшого, домашнего магазинчика.
Большие магазины, гипермаркеты и крупные супермаркеты, теряют покупателей. Это очевидный факт. Всё больше людей тяготеют к комфортному шопингу «у дома». Они предпочитают их за счёт меньшего среднего чека и возможности купить свежие, живые продукты.
Покупатели предпочитают небольшие магазины, чтобы сэкономить. Сумма среднего чека снижается при более частом их посещении. Влияет и стремление к здоровому образу жизни, которое охватило сейчас все слои населения с разным достатком. Люди предпочитают свежие продукты, которые можно купить рядом с домом.
– Я очень люблю молочные продукты. Молочка – это прям моё. Не могу я без неё ни дня, – делится Алёна Нигматуллина, 29-летняя преподаватель по математике в старших классах, спортсменка-любительница. – Я совершенно точно знаю, что в моём «Бегемоте» рядом с домом ежедневно завозят свежую молочку. И я знаю, что каждое утро перед походом в гимназию, где я преподаю, а режим работы магазина начинается с 8 утра, я могу купить свежий йогурт, творог, сметану, и перекусить на обеде или в полдник. И это будут живые продукты, от местных производителей, которые не привезли три дня назад непонятно как откуда-нибудь из Подмосковья, а вчера вечером произвели, и сегодня они уже на полке в моем магазине и, соответственно, в моей сумке.
– А я не могу жить без свежего хлеба, без горячей выпечки, – рассказывает Руслан Сулимовский, 19-летний студент третьего курса факультета общей и прикладной физики. – Вся наша семья ест очень много выпечки, мы просто обожаем её. Мы выросли на хлебе и молоке, если можно так выразиться. Нас в семье пятеро: мама, отец и нас трое – я и ещё два моих брата, они уже все с образованием, старший женился, внука маме с отцом подарил. Я самый младший. Раньше мама пекла нам всем каждые выходные булочки и пирожки. Вот это было время! Наше утро начиналось с приятного манящего аромата свежей выпечки. Года три назад отца сократили, и денег у нас практически не стало. К счастью, сейчас он устроился работать вахтовым методом. Его месяцами нет дома, а это значит, что на маму легли все его заботы в его отсутствие, ещё и внук добавился. И больше свежих булочек она по утрам не печёт – у неё попросту на это нет времени. Но год назад напротив нашего дома открылся «Бегемот». Там есть мини-пекарня. Там пекут свежий хлеб и булочки. Это счастье! Я хожу туда каждый день. Меня там все уже знают в лицо, и даже иногда откладывают мои любимые слойки и беляшики. Я всегда девочкам-продавцам говорю за это большое спасибо и улыбаюсь!
На перемены влияет и потребительская модель поведения, которая тоже меняется. Они начали дробить свои покупки, покупать чаще и меньше в магазинах у дома. Люди переходят от большой корзины к более мелкой.
Они делают упор на товары первой необходимости и покупают то, что действительно нужно. Магазины у дома позволяют это сделать без дополнительных потерь, потому как формат гипермаркетов предполагает большую долю непродовольственных товаров, высокий средний чек, объёмные и импульсные покупки.
– Я предпочитаю не ходить в большие магазины. Потому что – далеко, это, во-первых. Много времени уходит на поездку туда. Во-вторых, в силу своего характера и темперамента я не очень люблю большие, огромные пространства, – говорит юрисконсульт энергетической компании Анна Резвова. – Мне 44 года, а у меня до сих пор есть страх потеряться в большом магазине. Утрирую, конечно (смеётся). И, в-третьих, это, пожалуй, самое главное, чего я действительно по-настоящему боюсь, так это потратить много денег, накупив много лишних и зачастую ненужных товаров. Зарплата позволяет, но зачем?! Каждый раз себя корю и критикую, когда возвращаюсь из гипермаркета, куда ходить уже завязываю. По мне так лучше покупать то, что надо для еды в моменте, так сказать. И маленькими суммами, чтобы траты на еду не выглядели такими пугающими.
В последние годы потребители всё больше хотят покупать продукты у дома, потому что это удобно, комфортно. На это повлияла экономическая ситуация, которая сложилась в нашей стране в последние несколько лет, а также изменения покупательских предпочтений. Люди хотят экономить, и это вполне объяснимо.
– А мне банально жалко тратить деньги на бензин, который сгорает у меня, пока я стою в пробках на пути к большому супермаркету и еду обратно. Он находится в отдалённом районе моего города, потому как в центральной его части таких не ставят, да и живу я через реку от центра, – делится 37-летний Евгений Матюшкин, 1С-разработчик. – Я сейчас стараюсь экономить буквально на всём, в том числе и на еде, продуктах питания. Потому как поздно женился, все мои ровесники уже давно при жёнах, при детях. Женился и взял ипотеку, планируем ребёночка. Ежемесячный платеж подъёмный, благо, супруга тоже работает, но зачастую приходится ограничивать себя в чём-то. К тому же бензин дорожает каждый месяц. Каждый день к сетевикам не наездишься. Поэтому я выбрал для себя более комфортные условия – покупаю еду в «Бегемоте» рядом с домом. В магазине меня уже все знают, персонал сработался, одни и те же лица. Улыбаются, здороваются. Знают, что мне надо. Беру и готовую еду, салаты, котлеты. Очень они мне нравятся.
Течение времени показывает, что позиции магазинов шаговой доступности актуальны и всё больше укрепляются. Для сетевой продовольственной розницы характерно снижение доли крупноформатных супермаркетов и гипермаркетов.
Люди экономят время, деньги и предпочитают делать ежедневные покупки в более удобном месте, в магазине у дома, за исключением тех, для кого супермаркет, в силу своего месторасположения, и является тем самым магазином у дома.