Указом президента 2017-й объявлен в России Годом экологии. Главная цель, задача и смысл этого решения – привлечь внимание к проблемам экологии и улучшить экологическую безопасность страны. Оно и не безосновательно: в топ-10 самых загрязнённых мест мира входят несколько российских городов.
Негативная ситуация складывается и в Кузбассе. Добыча полезных ископаемых, в том числе и открытым способом, нарушение почвенного плодородия из-за строительства промышленных объектов и сооружений – всё это пагубно сказывается на окружающей среде и затрудняет разработку новых месторождений. О том, как восстанавливают земли в Кузбассе и есть ли у человечества шанс, рассказала «Газете Кемерова» кандидат сельскохозяйственных наук, директор ООО «ЭкоКем» Татьяна Трофимова.
«Любовь к природе – она из детства»
– Татьяна, расскажите, как давно «ЭкоКем» восстанавливает нарушенные в результате угледобычи земли в Кузбассе и как такой хрупкой девушке удаётся руководить столь трудным процессом?
– Мне кажется, любовь к природе зародилась ещё в детстве. После школы я поступила в Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт. Получила высшее образование и диплом, осталась работать на кафедре, параллельно поступила в аспирантуру по специализации «Растениеводство» и работала над кандидатской диссертацией.
В студенческие годы мы проходили практику на угольных предприятиях, где занимались рекультивацией нарушенных земель. Мы проводили комплекс работ по восстановлению нарушенных хозяйственной деятельностью территорий с использованием специальных технологий. Главным образом в районах открытых горных разработок, изыскательских и других работ, связанных с нарушением земель.
Такой комплекс работ включает в себя восстановление почв, растительности, нередко ландшафта в целом. В зависимости от предполагаемого использования земель существует несколько направлений рекультивации: сельскохозяйственное – создание пашни, лугов, пастбищ; лесохозяйственное – лесопосадки; земли рекреационного направления – зоны отдыха, парки и лесопарки, туристические базы и спортивные сооружения и другое.
В студенчестве впервые познакомилась с этой деятельностью. И когда спустя годы преподавательская деятельность для меня не стала ведущей, я решила открыть своё предприятие. Так в 2014 году появилась компания «ЭкоКем».
За пять сезонов мы проделали большую, трудоёмкую и очень кропотливую работу. На угледобывающих предприятиях Кемеровской области высеяли более трёх тонн многолетних трав, более 100 тысяч сеянцев сосны – восстановили более 120 гектаров нарушенных земель.
Я очень люблю свою профессию, несмотря на всю сложность, пережитый экономический кризис, поэтому остаюсь ей верна. Но, к сожалению, с каждым годом число нарушенных земель катастрофически растёт. А количество восстановленных гектаров совсем ему не соответствует.
– От чего или от кого зависит скорость восстановления почвенного покрова?
– Каждое угледобывающее предприятие контролируют органы государственного надзора – Росприроднадзор, Природоохранная прокуратура и другие. Соответственно, у каждой организации имеется свой график сдачи и приёмки нарушенных земель. После работы на определённом участке его полагается восстановить и затем вернуть обратно муниципалитету.
Это целая политика, которая заключается в умении вести хозяйственную деятельность, желании и возможности направлять ресурсы на природоохранные мероприятия. Для восстановления повреждённого почвенного покрова предприятия объявляют тендер. Та компания, что выиграет его, проводит работы по биологическому этапу рекультивации земель.
Как спасти землю
– Татьяна, как именно происходит восстановление природного покрова?
– Каждый год ранней весной компания «ЭкоКем» разрабатывает программы мероприятий по улучшению условий окружающей среды совместно с угольными компаниями. На первом – техническом – этапе мы формируем рабочий проект. В нём отражаются условия и особенности рельефа, местности, климата. Над проектом работает целая команда специалистов и экологов. Качество подготовительной и технической работы отражается на приживаемости. Поэтому первому этапу уделяем особое внимание.
Затем мы приступаем к биологическому этапу рекультивации и выполняем его в зависимости от природных условий. Сеем многолетние травы, высаживаем древесно-кустарниковые породы. Всё должно быть взвешенно и строго отрегулировано. Потому что ранней весной нам отводится всего две-три недели на посадки. Для посева трав продолжительность периода увеличена. И остаётся поздняя осень, где-то один месяц, когда мы должны завершить программу. В дальнейшем мы помогаем предприятиям сдать земли муниципалитетам.
-
«До» и «после» восстановления -
– Где берёте необходимый посадочный материал для Кузбасса?
– Мы используем посадочный материал из питомников Алтайского края. Для восстановления Западносибирских лесов оттуда вывозят до 5–6 миллионов сеянцев сосны в год. Также посадочный материал везём из Барнаула, Горно-Алтайска, Омской области. Семена многолетних трав приобретаем в Новосибирске, частично в Дании, Голландии.
– Какие ещё мероприятия, помимо биологической рекультивации земель, улучшают состояние окружающей среды?
– Конечно, чтобы улучшить состояние окружающей среды, необходимо выполнять комплекс разнообразных работ. Помимо биологической рекультивации необходимо также создавать лесозащитные полосы, озеленять городские и промышленные территории, проводить биомониторинг восстановленных земель. Главное – не ставить защиту природы в списке приоритетов на последнее место.
– Как вы считаете, в этой нелёгкой экологической ситуации у человечества всё-таки есть шанс восстановить баланс и сохранить окружающий мир?
– Пока охрана природы не стоит на первом месте у многих предприятий. Но сознание меняется, люди понимают угрозу экологической катастрофы. Вступают в силу ряд законопроектов по охране природы. Каждый год в них вносят поправки. В области охраны окружающей среды видна положительная тенденция. И мы готовы помогать в этом нелёгком труде!
Адрес: Ленинск-Кузнецкий, проспект Текстильщиков, 8/1
Телефон: +7 (923) 520-99-63
E-mail: trofimtat@mail.ru