6 апреля 2017 в 17:07 Общество

Против правил: кто будет обеспечивать теплом Радугу?

В январе 2017 года опять встал вопрос о переводе жителей Рудничного района, подключённых к котельным №27 и №45 АО «Теплоэнерго», на источник теплоснабжения Кемеровской ТЭЦ (Сибирская генерирующая компания).

Как заявили в СГК, указанные котельные неэффективны, и переключение жителей Радуги – целесообразное решение, которое принесёт только пользу. Действительно ли это так, соответствует ли закону и как повлияет такое решение на горожан, выясняли корреспонденты «Газеты Кемерова».

 

Вне закона

9 августа 2016 года была утверждена «Схема теплоснабжения» города Кемерово. Это официальный документ, который строится на основании генерального плана застройки и концепции энергосбережения. На его основе регулируются тарифы на тепло, плата за подключение строителям, утверждаются инвестиционные программы. Кроме того, в городах с населением свыше 500 000 человек такая схема в обязательном порядке рассматривается и утверждается Министерством энергетики РФ. Уровень, как видим, серьёзный.

В «Схеме теплоснабжения» города Кемерово прописаны все мероприятия, которые будут проводиться в системе теплоэнергетики вплоть до 2031 года. Документ подписали все теплоснабжающие организации Кемерова и администрация города.

Однако в январе 2017 года два депутата, кстати, работники Сибирской генерирующей компании, которым принадлежат все теплоэлектростанции города и которые продают практически 80% тепла в областном центре, сделали заявление: требуется срочно заново «перекроить» договорённости, принятые в схеме, и досрочно переключить потребителей котельных №27 и №45 к источнику теплоснабжения Кемеровской ТЭЦ.

«В схеме всё обговорено, она разрабатывалась в течение пяти лет. Это всё равно что в футболе после первого тайма одна из команд начала бы играть руками, игнорируя предписанные правила и аргументируя это только тем, что «так удобно» и так проще выиграть. Есть закон, который является обязательным для всех участников рынка теплоэнергетики, и предписания которого нельзя нарушать», – говорит генеральный директор «Теплоэнерго» Константин Недосекин.

В «Схеме теплоснабжения» прописано: переключение потребителей котельных №27 и №45 на теплоснабжение от Кемеровской ТЭЦ возможно с 2020 года. При этом целесообразность этого перехода нужно обосновать и подтвердить в рамках детального проектирования необходимых технических мероприятий. Необходимо уточнить перечень мероприятий, разработать полный комплекс технических мероприятий и проектных работ, нужных для выполнения переключения потребителей, уточнить сроки выполнения мероприятий, определить смету и источники финансирования.

Всё это должно быть сделано в рамках очередной актуализации схемы теплоснабжения в 2019 году и с учётом внесённых изменений в генеральном плане Кемерова.

 

Последствия для потребителей

Сегодня система теплоснабжения Рудничного района от котельных №27 и №45 имеет немало преимуществ. Прежде всего, это минимальная удалённость потребителя от источника теплоснабжения и минимальные тепловые потери. Для сравнения, Кемеровская ТЭЦ находится в Кировском районе Кемерова и протяжённость теплотрассы до Рудничного района – 12 километров в одну сторону, а предлагается её ещё увеличить до 14 километров.

Кроме того, «Теплоэнерго» – это стабильный гидравлический режим работы системы теплоснабжения, взаимное резервирование: при отключении одной котельной другая котельная может взять на себя нагрузку отключенной котельной. К примеру, 17 февраля была обесточена котельная №27, данный источник тепла был выведен из системы теплоснабжения практически на двое суток.  При этом потребители оставались с теплом, которое обеспечивала котельная №45.

«В случае переключения потребителей Рудничного района на мощности Кемеровской ТЭЦ, резервного источника уже не будет. Всякое может случиться, от внештатных ситуаций никто не застрахован. Для того чтобы сюда, на Радугу, произвести транспортировку тепла, работают две насосные станции. Причём перепад высотных отметок между станциями – 100 метров, то есть станция качает воду в гору. При любой внештатной ситуации время на заполнение трубопровода значительно увеличится. А запустить газовую котельную по щелчку просто невозможно – это не уголь в топку закинуть. Нельзя просто так взять и забрать газ из трубопровода. Внезапный отбор газа в больших количествах  крайне негативно повлияет на всю газораспределительную сеть города», – отметил Константин Недосекин.

 

Справедливый тариф

Нельзя не сказать про тарифы. Сегодня тариф на «Теплоэнерго» – средневзвешенный по предприятию. По нему работают 45 котельных компании. Это и газовые, и угольные, и электрические, и большие, и малые котельные. Все по одному тарифу – 2 084 рублей.

Стоимость тепла на котельных №27 и №45 составляет 1 287 рублей. В этом мы сами убедились, посчитав затраты на ресурсы, которые получили в диспетчерской. И именно за счёт невысокой себестоимости выработки тепла на котельных №27 и №45, покрывается относительно высокая стоимость на небольших угольных и электрических котельных, которые, к примеру, обеспечивают теплом всего одну школу или клуб по месту жительства.

«Сейчас для всех потребителей «Теплоэнерго» действует единый тариф. Большие котельные покрывают затраты малых котельных. Никаких проблем нет: я могу сегодня пойти в РЭК и отрегулировать тариф для Радуги – 1 287 рублей. Но тогда малый бизнес в посёлках Ягуновка, Пионер, а также на других территориях Кемерова должен начать платить в три раза больше. Я не считаю, что это справедливо», – подчеркнул Константин Недосекин. 

 

Подводные камни вынужденной генерации

Ещё один интересный момент – сегодня Кемеровская ТЭЦ работает в режиме вынужденной генерации. Что это такое?

Любая электростанция производит и тепло, и электроэнергию. Причём первичной, высокомаржинальной  является электроэнергия. А тепло – уже дополнительная продукция. Цена за эту продукцию может быть практически любой и конкурировать с котельной, которая выпускает только тепло, по фактическим затратам здесь практически невозможно.

Электроэнергию на рынке продают только те станции, у которых себестоимость производства ниже. Это происходит в рамках конкурентного отбора мощностей, который ежегодно проводит регулятор рынка. Как правило, это современные, эффективные, мощные станции. ТЭЦ в Кировском районе этот отбор не прошла.

Но чтобы станция могла работать и обеспечивать теплом Кировский район, те затраты, которые не покрываются рыночной ценой электроэнергии, распределяются на всех потребителей электроэнергии той области, края, республики, где эта станция находится. То есть для того чтобы работала Кемеровская ТЭЦ и поставляла якобы недорогое тепло, мы с вами, жители Белова, Кемерова, Мысков, все потребители электроэнергии Кемеровской области платим за эту неэффективность своими платежами за электроэнергию. Это и называется режимом «вынужденной генерации».

«Правительство очень активно борется с вынужденной генерацией и в результате на многих площадках, форумах это уже заявлено, что в скором времени статус вынужденного генератора будет отменен на всех станциях. Соответственно, там, где не произойдет глобальной реконструкции, либо перехода на современные технологии, станциям и РЭКам, руководителям субъектов ничего другого не останется кроме как затраты, которые сегодня компенсируем мы через электроэнергию, вложить в тариф на тепло. При этом, по оценкам самих же представителей Кемеровской ТЭЦ, тариф одномоментно нужно будет поднимать минимум на 24%», – отметил Константин Недосекин.

 

Экология в порядке

Следующий аргумент, который приводится в пользу переключения потребителей Рудничного района на мощности Кемеровской ТЭЦ – расположение котельных вблизи жилой застройки неблагоприятно с точки зрения экологии.

«В советские времена, за это спасибо проектировщикам,  нормативы просто не позволяли строить жилые дома вблизи котельных. А выбросы от газовой котельной в  сотню раз меньше, чем от угольной генерации. Причём в выбросах отсутствует сажа и зола. Выхлопы – как дышит человек. А теперь посмотрим, как дымят угольные котельные, и у меня ещё, к сожалению, есть такие. Почти то же самое – ТЭЦ. Кстати, во всём мире принято серьёзные ТЭЦ, которые работают на угле, выносить за черту города», – говорит Константин Недосекин.

В заключении хотелось бы отметить, что сегодня на котельных №27 и №45 работает около ста человек, у которых есть жёны, дети, и которые вносят свой вклад в семейный бюджет. И в случае закрытия котельных, около ста семей останутся без дополнительного источника дохода.

Поэтому, прежде чем принимать спонтанное решение по переподключению потребителей котельных №27 и №45 на мощности Кемеровской ТЭЦ, нужно учитывать все аргументы, быть объективными, а не полагаться только на интересы монополий.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Важные проекты

Читайте далее
Яндекс.Метрика