В детстве нет приятнее занятия, чем возиться в песочнице: пересыпать из ладони в ладонь лёгкие песчинки, строить дома или лепить куличики. Со временем запускать руки в песок по локоть становится как-то несолидно, поэтому игры уходят в ностальгическое прошлое. На память остаётся приятное чувство защищённости и уверенность, что из песка можно построить всё, что угодно.
Швейцарский аналитик Дора Калфф создала метод песочной терапии Sand play. Он создан на основе идей Карла Юнга о бессознательном и технике активного воображения и приправлен щепоткой песка. Метод обращается к бессознательному каждого человека, неважно, ребёнок это или взрослый. Для ребёнка игра становится способом поделиться своими переживаниями, не облекая их в слова, а для взрослого — вернуться в комфортную атмосферу детства.
Аналитический психолог создаёт безопасную и свободную атмосферу, где можно побыть с собой, а при желании — поделиться своими эмоциями и переживаниями. В ходе сеанса человек творит картину из песка и фигурок — трёхмерное воплощение душевного состояния. Всё, что тревожит и радует, переносится из внутреннего мира во внешний и делается осязаемым. После этого человек способен осмыслить содержание бессознательного.
Отойдём от теории и расскажем, как всё это выглядит в реальности. Корреспондент A42.RU посетила сеанс песочной терапии и узнала, как пообщаться с бессознательным и разобраться в себе.
Рисуем картину
Когда идёшь к психологу в первый раз, представляешь себе кушетку, массивный деревянный стол и длительные разговоры. Но когда идёшь на сеанс песочной терапии, стереотипов и типичных деталей мозг не подкидывает. По названию Sand play представляется чем-то вроде часового пересыпания песка. Возможно, с формочками в виде рыбок и божьих коровок. На деле же всё оказывается иначе.
В комнате стоят два ящика с песком: сухим и влажным. Психолог Владислав Забелин объясняет, что нужно решить, каким рисовать. Выбор падает на сухой: он навевает мысли об отпуске, пляже и родном дворе, который остался в другом городе. Размер ящика позволит увидеть и рисунок, и метафорическую картину в целом.
Внимание переключается на стеллаж, полный игрушек. Коллекция огромная, счёт фигурок измеряется сотнями. Пока психолог не дал инструкций, можно незаметно рассмотреть их и вновь соскользнуть в воспоминания о детстве.
Владислав садится в кресло. На вопрос о том, что делать дальше, отвечает просто: «Что пожелаете. Рассматривайте фигурки. Выбирайте те, что просятся в руки. Расставляйте их в песке. Правил нет. Будете вы объяснять что-то вслух или нет, решайте сами».
Сначала это обескураживает. Кажется, что сейчас ты сделаешь что-то неправильное. Но психолог не реагирует на разрытый для пробы песок, из-под которого проглядывает голубое дно ящика: то ли вода, то ли небо. Несколько минут проходят в медитативном пересыпании песка. Его слоя хватает, чтобы полностью погрузить пальцы в прохладные гладкие песчинки. Очень хочется на пляж.
Но стеллаж манит вседозволенностью: хочется увидеть все фигурки. Прослеживается система: слева выстроены животные, справа — предметы и мебель. По центру несколько полок с людьми. Они по-разному одеты, на их лицах — разные эмоции.
Поиск самой красивой игрушки приводит к миниатюрному канделябру. Ящик с сокровищами, стоящий рядом, после некоторых размышлений остаётся на полке. Он закрытый. В будущей картине закрытый сундук будет лишним.
Выбор игрушек вдруг становится логичным и безапелляционным. Оказывается, это просто, если не задумываться. Маленький хрупкий оленёнок — да. Крупный лось с грозными рогами — нет. Всё как и должно быть. Где тут полка с леопардами? Нужен именно добрый.
Добрый леопард прячет за спиной оленёнка. Кажется, истолковать собственную картину будет просто. Владислав терпеливо наблюдает и делает какие-то пометки. Становится понятно, что мы тут не в игрушки играем, а ведём серьёзную психологическую работу. Срочно нужна панда.
Процесс выбора игрушек затягивает. Когда всё, что задумано, на месте, взгляд выхватывает на полках всё новые фигурки. Финальный штрих — большая сиреневая башня. Спустя 20 минут всё готово. Было интересно.
Анализируем песочную картину
Толкование картины не связано с гаданием на леопардовой шкуре или рассуждениями о том, что принцесса Жасмин — это символ того, что нужно переезжать в арабские страны. Владислав обычно вообще не делится трактовками с пациентами, скорее, наблюдает за процессом творчества и слушает, что они готовы рассказать о картине. Описывая её психологу, человек знакомится с бессознательным, и оно помогает увидеть проблемы и их решение воплощёнными в композиции из песка. Если сеанс посещал ребёнок, то Владислав общается с его родителями спустя несколько встреч. Что именно он нарисовал, они не узнают: только расскажут, какие изменения заметили в чаде.
Психолог обращает внимание на детали: положение фигурок по отношению друг к другу, их группировку, расстояния между ними. Всё-таки истолковать собственную картину без помощи оказывается не так-то просто. Бессознательное рассказывает то, о чём ты не задумываешься.
— Песочная терапия основана на эффекте самоисцеления психики через спонтанное творческое выражение, — объясняет Владислав Забелин. — При работе с песком чувства выплёскиваются не на психолога, а на игру. Так мы оказываемся в сознательных и неосознанных отношениях. За счёт своего бессознательного я понимаю бессознательное клиента, а он получает опыт самостоятельного решения трудностей и переносит его в реальную жизнь.
В процессе создания картины Владислав понимает, что беспокоит его клиента, как он строит отношения с окружающим миром, и помогает сформировать новое поведение на инстинктивном уровне, для которого не всегда находятся слова.
После сеанса мысли и эмоции бурлят. Кажется, что тебя просеяли вместе с песком, а потом тщательно отмыли. Хочется быть лучшей версией себя. Невольно задумываешься: если терапия так влияет на взрослого, насколько же сильно она поможет ребёнку.
Если в жизни накопились вопросы, на которые не хочется отвечать, порисуйте песком. Это весело. Это приятно. И это отлично прочищает мозги.