Мы живём в Кузбассе и гордимся углём, тяжёлой промышленностью и энергетикой. Тепловые электростанции сжигают уголь, вырабатывая электричество, а отходы этого производства — тысячи тонн золы — хранят на золоотвалах. Заполненные и выведенные из эксплуатации золоотвалы занимают огромные площади, но есть и выход — рекультивация. Корреспондент А42.RU побывал на отвале Беловской ГРЭС, входящей в «Сибирскую генерирующую компанию», и рассказывает, как экологи и энергетики вместе превратили огромный полигон отходов в цветущий луг.
-
Фото: Андрей Зонин / A42.RU -
Почему важно рекультивировать отвалы
Когда на ГРЭС сжигают уголь, золу смешивают с водой. Полученная смесь отправляется в многокилометровое путешествие по трубам систем гидрозолоудаления до искусственного сооружения в полях, ограниченного дамбой — это и есть отвал. Да, несмотря на название, это не гора, а водоём.
Выведенные из эксплуатации отвалы пересыхают и начинают вдобавок пылить. Золоотвал № 1 Беловской ГРЭС эксплуатировался с 1964 по 1978 год. За эти 14 лет несколько миллионов тонн шлаков покрыли 70 гектаров земли. Когда отвал переполнился, энергетики запустили в эксплуатацию второй. Отвал № 1 был законсервирован, и без малого 40 лет жители близлежащих посёлков регулярно ощущали неприятное соседство.
Чтобы предотвратить пыление, энергетики используют разные методы в зависимости от ситуации: устанавливают дождевальные установки, ветрозащитные щиты, заваливают поверхности крупным шлаком или органическими вяжущими материалами. Но самый надёжный способ решить вопрос — рекультивация.
— В 2016 году проектная организация составила проект рекультивации золоотвала № 1, — рассказывает Вячеслав Ващенко, начальник отдела реализации инвестиционных проектов Беловской ГРЭС. — Проект успешно прошёл общественные обсуждения и экологическую экспертизу Росприроднадзора. 28 гектаров заросли деревьями, кустарниками и травой естественным образом, в этот процесс проектировщики решили не вмешиваться. А вот 44 гектара подлежали технической и биологической рекультивации.
Кроме золоотвала № 1, энергетики решили рекультивировать ещё десять участков общей площадью около 60 гектаров, используемых ранее под производственные площадки в Беловском городском округе и в микрорайоне Технологический посёлка Инской. Здесь когда-то располагались очистные сооружения для промышленных стоков, отстойники угольного шлама, разводили мальков для рыбного хозяйства, хранили уголь, а на одном из участков даже проводили соревнования по стендовой стрельбе. К 2016 году эти участки давно не использовались.
— В результате конкурсных процедур мы заключили договор с компаниями «ЭкоКем» из Кемерова и «Ландшафтно-архитектурное предприятие «Ростдизайн» из Ленинска-Кузнецкого, — говорит Вячеслав Ващенко. — В 2017 году подрядные организации приступили к работе.
Как проходит рекультивация
Первый этап — технический. Трактора и экскаваторы выравнивают площадку: заваливают карьерные выемки, срывают холмы до проектных отметок. С дамбы мы видим элемент этой работы на другом участке: трактор работает на давно оставленном карьере. Затем на площадку грузовиками завозят потенциально плодородный слой — суглинок, а сверху распределяют плодородный слой.
Второй этап рекультивации — биологический. На золоотвале № 1 специалистам компании «ЭкоКем» предстояло за один сезон засеять травой площадь в 44 гектара, а по периметру высадить защитную полосу из кустарников и деревьев, чтобы предотвратить выдувание и вымывание поверхности.
Высадка деревьев: эффективная технология
На золоотвале № 1 за сезон высадили в защитной полосе 28 000 саженцев берёзы, сосны, рябины и калины, посеяли многолетние травы.
На приживаемость деревьев влияет время высадки, состав почвы, погода и содержание влаги. Но самое важное в этом процессе — качество посадочного материала. Традиционные саженцы с открытой корневой системой, травмированные и пережившие долгую транспортировку, приживаются плохо. «ЭкоКем» опирается на более эффективную технологию с закрытой корневой системой: маленькие двухлетние сеянцы высаживают в посадочные пакеты с землёй. Внутрь добавляют перлит — лёгкую вулканическую породу, которая делает землю рыхлой и улучшает корнеобразование. За несколько месяцев образуется корневая система. Перед посадкой пакет снимают и деревце закапывают с неповреждёнными корнями и комом земли. На суглинках он помогает саженцу окрепнуть. Приживаемость по этой технологии близка к стопроцентной.
Биоразнообразие трав
Трактор рыхлит землю, но сеют траву и сажают деревья работники вручную.
— По нормативу нужна минимум пятикомпонентная бобово-злаковая смесь, — объясняет кандидат сельскохозяйственных наук и руководитель компании «ЭкоКем» Татьяна Трофимова. — Эти семена разной фракции. У люцерны и донника зёрна крупнее, у костреца и тимофеевки меньше. Через сеялку лёгкие и тяжёлые семена вылетают на разное расстояние, и равномерного смешанного распространения не получится. А это одно из обязательных требований. Поэтому высеваем вручную. Кстати, для биоразнообразия у нас компонентов больше — здесь клевер, райграсс и ещё несколько степных видов.
В первый год вегетативная масса травы невелика: все силы юного растения уходят на образование корневой системы. Поэтому важно вовремя скашивать сорняки, пока они не сбросили семена. Лишь на второй год травы заполоняют пространство на 100%.
— За сезон мы скосили траву на площади в 60 гектаров, — рассказывает Татьяна. — СГК оплатила большой комплекс работ, при том, что это — подчёркиваю — не земли сельхозназначения. Это земли промышленности. Участок исключительный: здесь уже сейчас легко устроить покос или создать пастбище.
Когда все растения высажены, рекультивация не заканчивается. «ЭкоКем» отслеживает участки, где растения не прижились. Причин тому множество: трава может вымокнуть и спреть, семена клюют птицы, молодые стволы страдают от грызунов. Специалисты подсаживают деревья, подсевают траву, вносят удобрения. К концу лета скашивают траву, чтобы уберечь с огромным трудом созданное сообщество от пожара: пока корневая система неразвита, огонь способен безвозвратно уничтожить труды.
Проектная организация осуществляет авторский надзор за тем, как проходит работа на всех этапах рекультивации — и техническом, и биологическом — на протяжении 3-5 лет. Представители всех подрядных организаций, включая и проектировщиков, приезжают на площадку, смотрят, как сажают деревья, высевают траву, потом отслеживают приживаемость и уход.
Раньше рекультивацию проводили, высаживая сплошной сосновый лес.
— В итоге не образовывался подлесок, а травы были представлены в основном сорными видами, — объясняет Татьяна Трофимова. — Кузбасские учёные ФИЦ УУХ СО РАН много лет стремились исправить такое положение вещей. Их работа принесла плоды: в минувшем году на федеральном уровне приняли новый ГОСТ Р 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель. Восстановление биоразнообразия».
Узловые точки нового ГОСТа: применять саженцы с закрытой корневой системой, вдвое снизить плотность посадок, высаживать именно те виды растений, которые произрастают на близлежащих территориях, создавать многокомпонентные насаждения с учетом видовых экологических ниш.
— В 2014 году учёные провели эксперимент: скосили степное разнотравье, измельчили в травяно-семенную смесь, нанесли ровным слоем на опытной территории, — рассказывает Татьяна. — Через два года получили фитоценоз* из тридцати степных видов, без учета видов других экологических групп — луговых, лесных, рудеральных**. Теперь эту технологию включили в новый ГОСТ. По нему проектная организация перед тем, как составлять план биологического этапа рекультивации, проводит так называемое натурное обследование растительности близ площадки. Затем проектировщики анализируют видовой состав и именно его вносят в проект. А мы, подрядчики, должны скашивать и заготавливать травяно-семенную смесь, потом раскладывать её на площадках вместо привычных семян.
*Фитоценоз — растительное сообщество, существующее в пределах одного биотопа. Характеризуется относительной однородностью видового состава, определённой структурой и системой взаимоотношений растений друг с другом и со внешней средой.
**Рудеральные растения — произрастающие около строений, на пустырях, свалках, в лесных полосах, вдоль путей сообщения и на других вторичных местообитаниях.
Пока массово применить новые рекомендации не успели.
— По практической реализации возникают вопросы, — объясняет Татьяна. — При выкладке травяно-семенной смеси мы не можем выдержать ту норму высева из расчёта на один гектар, которая достигается при использовании семян. Но в целом мы, конечно, рады, что принят общими усилиями новый стандарт и рекомендации. Когда утрясём детали, работа по рекультивации будет более результативной. Это сложнее, зато будет биоразнообразие и настоящее восстановление качеств земли.
Как возвращают землю природе
— Важность рекультивации сложно переоценить, — говорит Вячеслав Ващенко. — «Сибирская генерирующая компания» восстанавливает внушительную площадь земель, превращает безжизненное пространство в большую зелёную зону, возвращая первоначальный природный облик.
Рекультивированную землю будет принимать комиссия, в которую входят эксперты, представители заинтересованных государственных и муниципальных органов, специалисты подрядных и проектных организаций. Комиссия проверяет качество планировочных работ, мощность и равномерность плодородного слоя почвы, полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических нормативов в зависимости от дальнейшего целевого использования рекультивированных земель.
— Это исключительный участок и самая масштабная рекультивация золоотвала за последние годы в Кузбассе наряду с работой на участке Томь-Усинской ГРЭС в 2014 году, — отмечает Татьяна Трофимова.
Биологи и энергетики рассчитывают на успешное завершение трудоёмкого проекта рекультивации. Государство призывает сокращать ущерб окружающей среде и восстанавливать нарушенные земли. Только совместной работой учёных, энергетиков, промышленников и властей можно добиться в этом большого прогресса.